В русле веры и света

article260932.jpg
     
       Соблазны жизни или её тяготы нередко уводят человека от Бога, окружают устрашающим одиночеством. В лирической поэзии это проявляется наиболее отчётливо. Если автор не утратил ощущение многовековой христианской традиции, то такое качество волей-неволей отражается в каждом его произведении. Подтверждая мысль, могу привести в качестве примера творчество Дмитрия Гавриленко. Именно он представил божественную сущность в разных проявлениях, но с поразительной, заслуживающей восхищения целостностью. Ведь и правильность, и неправильность мира обладают некой общей гармонией, поскольку в равной мере соответствуют замыслу Творца.
       Я с восхищением читала стихотворение 1983 года. Более чем тридцатилетняя давность его не уменьшила красоту строк и запечатлённого в них чувства:
Расцвели засохшие сады
Не от солнца, не от Первомая.
Почему – я сам не понимаю –
Расцвели засохшие сады.
Может быть, весенняя вода
Корни и сердца их воскресила.
Всем на свете, как святая сила,
Может быть весенняя вода!
       Поэту тогда исполнилось только двадцать шесть лет. Проявил же он не только мастерство, но и прозорливость, зрелое и живое ощущение христианской традиции. Весенняя эйфория выразила себя в том, что расцвели даже те сады, которые казались засохшими либо такими и были. Антропоморфизм близок вере во Христа, чудодейственной Пасхе. Она даёт необыкновенное ощущение близости к Богу и природе. Повторы двух строк усиливают его, вытесняя из души читателя иные чувства.
       Я бы не стала придавать тут особое значение олицетворению как художественному приёму. Бог вездесущ, он рядом с нами и в нас самих. Дмитрий Гавриленко утончённо даёт понять об этом, оживляя, возвышая реалии, в частности, «весеннюю воду». При этом использует вводные слова «может быть», означающие в контексте предположение. Ещё бы! Ведь речь идёт о воскрешении «корней и сердец» деревьев. После появления в предпоследней строчке сравнения «как святая сила» исчезает всякое сомнение, пропуская вперёд оптимистическое, по-христиански светлое начало. Христос Воскрес – это большое чудо для людей, маленькое чудо – цветение едва очнувшихся после зимы садов.
       В других стихотворениях христианская тема выходит на первый план, подчиняя себе, по замыслу автора, каждую художественную деталь. В 2001 году поэт написал «Пасху», где антропоморфизм, обусловленный верой, получил дальнейшее развитие:
Светлый день Воскресенья Христова,
День весны и весеннего сна,
Не волшебного сна, а простого,
Даль в котором ясна.
В тихом сне все событья известны.
Шла осинка из леса в село,
Шла, раскинув наряд свой прелестный,
Словно чудо зеленое шло.
Свет не клином, а стежки-дорожки
Разбежались и снова сошлись.
Как звенят у осинки сережки!
Родились - да и свесились вниз.
Все проселки забытые - тезки,
Не пустуют они никогда.
Как сережки звенят у березки!
Ты откуда идешь и куда?
Шли по разным проселкам. И что же?
Вдруг сошлись в середине села
И узнали друг дружку. Похоже,
Их земля благосклонно свела.
Обнялись восхищенно сережки,
Похристосовались меж собой
И остались цвести у дорожки
И зеленой, и желтой гурьбой.
       «Весенний сон» - чуткий и красноречивый, что связано как с Пасхой, так и с природой, которая проявила только первые признаки пробуждения. Поэту их оказалось достаточно, чтобы воспеть гармонию, дарованную свыше. Я не раз проходила мимо цветущих вместе осинок и берёзок. Никогда бы не подумала в этой связи о Воскресении Христовом. Дмитрий Гавриленко посмотрел глубже и дальше меня, раздвинул границы чуда, символизируемого обычно веточкой вербы.
       Осинка и берёзка оказались рядом, а для автора – это уже мотив встречи лесных гостей, пришедших в село. Они прекрасны, подобная красота может появиться только в лесу, на их малой родине, у самых истоков. Это поистине чудо, которому поэт легко находит основание: «Свет не клином, а стежки-дорожки Разбежались и снова сошлись…». Антитеза изменённому фразеологическому обороту (свет сошёлся клином) поворачивает тему иной гранью, а именно: насущной необходимостью единства, целостности, что важно и для религии, и для общества, и для искусства.
       Антропоморфизм развивается в русле веры и света. Серёжки становятся основной приметой весны и праздника, они «похристосовались меж собой». Пасха обрела конкретное выражение действием - глаголом прошедшего времени, и оно осуществляется как завершение удачно использованного автором олицетворения. А последние строки низводят с пасхальной высоты в мир обыкновенной природы: деревья «остались цвести у дорожки». Продолжается жизнь.
       Бурная праздничная радость звучит и в других стихах Дмитрия Гавриленко, освящённых признанием незыблемости христианских ценностей, которые благополучно провели многие народы сквозь тернии бытия. Особенно эмоциональны и значимы короткие строки 2006 года:
Христос воскрес,
Сияй окрест,
Свети в груди.
Голгофы крест
Не впереди.
Из разных мест
Христос воскрес
Несётся вширь,
Стремится вверх…
Прекрасен мир,
Живи и верь!
И эта весть –
Христос воскрес –
Из тьмы, где грех,
До нас дошла,
Учила всех
И берегла.
Христос воскрес!
Сияй окрест,
Свети в груди.
Голгофы крест
Не впереди.
       «Христос воскрес» как пасхальное приветствие по многу раз повторяется верующими в праздничные дни. Поэт счёл нужным повторить его в коротком стихотворении четыре раза, однако каждый повтор имеет свои оттенки – зеркальные отражения, проникающие в сердцевины чутких сердец. Не случайно последнее повторение сопровождается восклицательным знаком, то есть полностью превращается в пасхальное приветствие и неуёмную радость каждого христианина: «Голгофы крест Не впереди».
Вероника Константиновна Подольская,
г. Москва
 
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0260932 от 23 марта 2017 в 10:54


Другие произведения автора:

С В Е Т О С Е Н И - С И Я Н И Е Д Н Я

О таланте

Пасха

Рейтинг: +12Голосов: 12710 просмотров
Галина Глинских # 29 марта 2017 в 22:29 +10
Вероника, привет! Поздравляю: статья хороша не только к празднику Пасхи, но и для раздела "литературоведение". Читала увлечённо. Спасибо тебе за проницательность и умелый подбор стихотворений одного автора. Желаю весеннего настроения, любви, новых творческих удач!

Вероника Константиновна Подольская # 13 апреля 2017 в 08:19 +11
Галя, спасибо! Приятно, что ты заметила на сайте мою статью "В русле веры и света" и прочитала её. Вывод твой меня порадовал. За поздравления отдельное спасибо. С чистым четвергом, наступающим праздником Пасхи!

Юрий Гость # 19 апреля 2019 в 08:39 +9
14-ОЕ НИСАНА «ТЫ БУДЕШЬ СО МНОЙ В РАЮ»

В предсмертных муках трудный разговор.
Здесь слов на ветер не бросают.
Суд завершен и оправданий нет,
Вся жизнь перед глазами пролетает…

Осуждены и властью и толпой.
Спектакль организован безупречно.
Толпа невежд добилась своего,
Но заправляет всем Синод беспечный.

Преступники не сожалеют ни о чем,
Убийцы знают, что пришла расплата.
Но между них невинный и Святой
Как жертва неразумного Пилата.

Изнемогая от смертельных мук,
Заботится о тех, кто остаётся.
У смертного столба родня и мать,
Ей нелегко теперь  придётся !

Родные братья в горести вдали,
Они не верят, что их брат – Сын Бога.
Иаков, Иосиф, Симон и Иуда
Поверят позже, внемля чудесам.

Сегодня ученик возьмёт Марию в дом
И ей окажет всю заботу.
Не будет разногласия при том –
Иисус повелевает выполнить работу.

Один разбойник, умирая на столбе
Посмел над Сыном насмехаться,
Мол, ты спаси теперь Себя,
И где Твой Бог, когда Ты на столбе остался…

Другой   остановил безумия слова
И обратился с просьбой к Сыну Бога:
-- Когда Ты будешь в Царствии Своём,
-- Будь милостив и вспомни об убогом!

На то Господь дал вразумительный ответ,
В нём вся надежда тех, кто служит Богу--
«Я истинно тебе сегодня говорю:
Со Мной в раю ты будешь в Царстве Бога!»

Кто нынче верит, что вернётся Рай,
Что на земле исчезнут все тревоги.
Бог к жизни всех достойных воскресит
И будут впредь прямыми их дороги.

Насмешники не признают приказ Царя:
В день смерти Сына каждый год, единодушно
По всей планете соберутся только те,
Кто к голосу Иисуса стал не равнодушным.

Матфея 1:24,25 «После этого Иосиф проснулся и
сделал так, как велел ему ангел Иеговы. Он взял
свою жену в свой дом, но не имел с ней близости,
пока она не родила сына. И он назвал его Иисус»

Матфея 13:54-56 « И, придя в свои родные места,
он стал учить людей в их синагоге, так что они
поражались и говорили: «Откуда у него такая
мудрость и способность творить такие
могущественные дела?  Разве он не сын плотника?
Разве его мать не зовут Марией, а его братьев
Иаковом, Иосифом, Си́моном и Иудой? И его сёстры —
разве все они не с нами? Откуда же у него всё это?»

Луки 22:19,20 « Затем он взял хлеб, воздал благодарность
  Богу, разломил его и дал им, сказав: «Это означает моё
тело, которое будет отдано за вас. Делайте это в
воспоминание обо мне». Точно так же он взял и чашу
после ужина, сказав: «Эта чаша означает новое
соглашение+ на основании моей крови, которая
прольётся за вас»

Луки 23:42,43 «Затем он сказал: «Иисус, вспомни
обо мне, когда придёшь в своё царство».  Он
ответил ему: «Истинно говорю тебе сегодня:
ты будешь со мной  в Раю»».

.
!4 нисана – первый день полнолуния после
Весеннего равноденствия.*    (19.04 в 2019 г.)

* В таком положении Земля находится два раза в
году. 21 марта - в день весеннего равноденствия
и 23 сентября - в день осеннего равноденствия.
В эти дни свет и тьма, день и ночь разделились
поровну - по 12 часов. Времена года по
полушариям меняются, если в южном полушарии
осень, то в северном - весна, и наоборот.
Вероника Константиновна Подольская # 19 апреля 2019 в 12:07 +10
Очень благодарна! Ваш поэтический отклик на статью "В русле веры и света" важен для меня. arb08
Денис Дорожных # 9 декабря 2022 в 08:50 +5
Душевная, толково написанная статья с отличными цитатами. Глубина замысла видна. Поздравляю, Вероника, с творческим успехом!
Вероника Константиновна Подольская # 26 декабря 2022 в 18:21 +3
Похвале рада, Денис.))) Она и утром, и в любое время суток приятна.) Буду и в Новом году статьи писать.)
Праздничного настроения! Успехов вам!!!