О познании Высшего
О познании Высшего
Стефан
Завьялов
Все-таки сложно читать богословские сочинения, особенно те которым
порядка полутора тысяч лет. Речь идет о Дионисии Ареопагите и его «Божественных
именах». Должен сказать, что подобные труды изучаю не из академического, а все
таки из практического интереса. Первое знакомство с богословскими трудами у
меня было болезненным, уж очень все мудрено. Но порой попадаются места все-таки
доступные пониманию, которые расширяют границы восприятия и уже ради этого
стоит продолжать двигаться в этом направлении. К тому же Дионисий рассуждает о
таких вещах, которые и сегодня актуальны для верующего человека и понимаешь,
что человека интересовало из покон веков одно и тоже. Что такое добро? Что
такое зло? В чем смысл жизни? И многое другое. В чем сила слов Дионисия для
меня? В том, что этот человек не есть теоретик, он реально пишет то, что сам
постиг и пытается донести это до людей, которые устремлены в том же
направлении, что и он. Почему? Да потому, что именно в те времена было много Святых
отцов, которые творили поистине чудеса.
Читать эти труды сложно, понять еще сложней. Его тексты напоминают
головоломку. Если хоть какую то малейшую часть упустил, то все – смысл
излагаемого становится недоступным пониманию и превращается в набор сложных
витиеватых фраз. Возможно, это было сделано специально, чтобы любители быстрого
результата приняли сей труд за пустышку…
Ну да ладно. Пытаясь для себя систематизировать прочитанное и привести
собственные мысли в порядок, с учетом нового, нужно некоторое время. В этом
помогает изложение на бумаге.
Итак, познание Господа. Нет ничего более серьезного, чем это.
Оказывается это уже давно целая наука. Для себя я обозначил ключевые моменты:
- искать Бога можно как если бы ты искал конкретного человека. Чтобы найти
его, увидеть какой Он есть, как себя ведет, чем питается, как живет, поговорить
с ним, задать волнующие вопросы, выслушать Его поучения и наставления. После
этого можно успокоиться и жить дальше, ведь теперь все - человек может сказать
- я нашел Бога, я его видел, я знаю где он, я знаю какой он, я знаю что он от
меня хочет. Я с ним беседовал и Он сказал мне, что мне нужно делать;
- так как мы понимаем, что первое это чистая фантазия, а также мы
знаем, что Бог за пределами нашего восприятия, то можно познавать его по Его
творениям. Он создал весь мир и все что в мире. Можно изучать мир, микромир,
макромир, биологию, химию, физику, но не просто изучать, а искать за всем этим
Творца и с восхищением удивляться как все чудесно и продуманно Он устроил;
- можно изучать святое писание и делать акцент на тех местах, где
Господь открывал себя. Накапливать подобную информацию. Пытаться понять и
постигнуть все это с помощью собственного разума, отключив свои чувства и
эмоции, приняв Божественные проявления выше собственной воли, желаний и
устремлений;
- искать Бога можно в Его святых именах. Мы знаем, что Бог это любовь,
милосердие, добро… Пытаясь понять и прочувствовать то, что в себе несут эти
слова-имена, можно попробовать приблизиться к Его осознанию, но это возможно
только при условии, что наше сердце начнет само источать любовь, милосердие,
добро…;
- можно искать Бога в различных чудесах, о которых сохранилось
предание, можно искать эти чудеса в настоящем, можно искать проявление Бога в
жизни знакомых людей, которые чудесным образом были избавлены от неизбежного
зла в их жизни. Можно искать проявление Бога в собственной жизни и с
благодарностью сказать – Господи я это получил только благодаря Тебе, так как
мне уже ничего хорошего не светило и я смирился с неизбежным. Ты опять простил
мне мои согрешения и помог мне чудесным образом проявив Себя так, чтобы я не
усомнился именно в Твоей помощи и Твоем участии в моей скромной жизни;
- можно попытаться приблизиться к Богу с помощью Богоугодного образа
жизни и тогда, в определенный момент, когда мы будем готовы к этому, Он сможет
чудесным образом проявлять свою заботу о нас и свою любовь. Впрочем, живя
подобным образом, человек постепенно изменяется сам и для его восприятия
открываются недоступные для нас горизонты, о которых можно только догадываться
из дошедших до нас поучений святых отцов;
- можно попытаться приблизиться к восприятию Бога с помощью молитв и
медитации, освободив свое сознание от всего чувственного и материального,
приняв мир таким, какой он есть, согласившись с Его божественной волей и
возможно Он начнет нам открываться, увидев наше устремление к Нему, наш
праведный образ жизни, наше внутреннее изменение, нашу любовь к Нему…
Если коротко, то как то так. Здесь есть еще над чем работать, но в
принципе главное достигнуто. Из изложенного видно, что познание и восприятие
Бога может быть плотским, чувственным, эмоциональным, умственным и не только.
Становится понятным, что этим нужно жить, что начинать можно с простого и
переходить к более сложному, хотя можно просто праведно жить и все приложится.
Интересно также поучение Дионисия о зле. Он доказывает, что зла нет.
Его цепочка рассуждений здесь особенно сложно, но для себя я понял одно. Бог –
это добро. Бог сотворил мир и все и всех в этом и остальных мирах. Бог не
творил зло, так как в Боге зла нет. Что есть зло? В мире нет абсолютного зла.
Бог – абсолютное добро. Двигаясь по жизни к Богу, мы идем к добру. Если мы не
идем к Богу – это зло. Если мы не делаем богоугодных дел там, где можем – это
зло. Зло – это отпадение от Бога и от его ценностей. Почему нет абсолютного
зла? Потому, что в любом самом ужасном человеке, присутствует частичка добра,
любви, прекрасного. Любой человек испытывает или испытывал хоть к кому то
светлые, теплые чувства, пусть то будет кошка или собака. Каждый человек
способен восхищаться прекрасным, хотя у некоторых чувства прекрасного
отличается от других, но и они способны умиляться. Согласен, что принять это
целиком практически невозможно, особенно если вы пережили что-то ужасное, но
это еще не значит, что мы с вами правы.
Рег.№ 0207600 от 27 июля 2015 в 22:20
Другие произведения автора:
Юрий Гость # 13 октября 2015 в 10:55 0 | ||
|