БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 1. СТИХИ 15-20.

3 октября 2011 — Наталия Маркова

БХАГАВАД-ГИТА  ВСЕМ.ГЛАВА 1. СТИХИ 15-20.

 

15.Хришикеша, Бог Кришна, протрубил в раковину, именуемуюПанчажданья, Дхананждая, Арджуна, как завоеватель богатств, протрубил в свою,Девадатту,

Бхима, неутомимый в сражении и ненасытный в еде великийвоин, затрубил в  раковину, именуемуюПаундра.

 

КОММЕНТАРИЙ.

В этом стихе сказано: «панчаджаньям хришикешо…» . Бог Кришнаназван Хришикешей, а Его раковина названа Панчаджанья, пять чувств. Хришикешаозначает – Повелитель чувств. Отсюда и название Его раковины, т.е. в ееназвании акцентрируется внимание на одно из качеств Бога, которое вразворачивающихся событиях имеет главное значение, ибо, как Правитель чувств,Бог Кришна привел каждого к этому сражению, каждому определил свою сторону иместо в войсках, дал каждому свою мысль и свое понимание, как и оценкупредстоящий событий. И, таким образом, все, распределившись согласно Воле иПлану Бога, отдали часть себя для проявления Бхагавад-Гиты, Высочайшего ПосланияБога всему человечеству. Поэтому, берущий в руки это послание, читающий его иизучающий, а также следующий ему, на самом деле реально соприкасается с каждымпогибшим на поле боя, с  многимистраданиями, как жертвоприношениями, принесенными для  нового рождения Бхагавад-Гиты, направленнойна развитие всего человечества. Бхагавад-гита пропитана кровью и этим вошла,чтобы далее только отдавать, но не тленное, а извечное. И в дальнейшем не будетни одного, кто бы достиг Всевышнего, не последовав сначала Его ВысшимНаставлениям. Не было и не будет ни одного, чьими бы чувствами Он не правил,ведя по пути духовного совершенства. Но Бог Кришна не только управляетчувствами, Он – их Создатель, они – необходимое условие развития каждого.Чувства даются всему, что создано, всему движущемуся и неподвижному,осознающему и неосознающему себя. Они – основа развития сознания. Все,  начиная с микроскопических проявлений,наделено в свою меру чувствами, и через органы чувств и через внутренниесостояния, Божественные энергии, живое существо развивается, воспринимаявнутренние проявления Бога от чувства голода до более сложных, таких, как гнев,радость, жадность, терпение, миролюбие… Понятно, что на более низких ступеняхразвития, в низших формах жизни чувства проявляются слабее и не в такоммногообразии, как в животных формах существования и тем более не сравнимы спереживаниями и чувствами живого существа в теле человека.

Бог Кришна, как источник всех чувств, заставляющий работатьорганы чувств, как источник многочисленных материальных и духовных энергий,управляя ими, максимально наполняет любое живое существо чувствами, как реакциями на окружающий мир,заставляя в полной мере живое существо проявлять себя, будучи ведомым через нихБогом и направляемым в соответствии с Божественной целесообразностью. Сама посебе материя, то, что есть органы чувств и само тело, такими свойствами необладает и такими свойствами не наделяет ни одно живое существо не в результатеестественного отбора, ни в результате случайных причин.

Любая грубая материя, камень, древесина, металл, вода… естьсовокупность мельчайших живых существ разного уровня развития в виде атомов,молекул, ядер, протонов, электронов, клеток и пр., имеющих каждый от Бога своючувствительность, свое восприятие через нее внешней среды, как и своеговнутреннего состояния и находятся в своем развитии в долгом пути, постепенно,благодаря своим чувствам, что есть энергии Бога, усложняясь и развиваясь доболее сложных форм существования.

Только Сам Бог, имя Которого из многочисленных именХришикеша, как уже было сказано, развивает материю, что есть совокупность живыхсуществ через свои многочисленные энергии, которые играют роль чувств,предназначены для этого, влияя на живое существо как изнутри, так и извне. Но,а органы чувств эти энергии конкретизируют, упорядочивают, посылают сигналы вмозг для правильного восприятия и осознания индивидом, отделяют воздействиявнешние от внутренних, этим делая живое существо себя осознающим и имеющим осебе определенное представление.

Хришикеша – это одно из многочисленных  ведических имен Бога, указывающее надеятельность Бога в направлении развития живых существ через управлениечувствами живых существ. Но у Бога есть и много других имен. На Земле Богизвестен под именами Иегова, Аллах, Иисус Христос, Будда, Саваоф,  Кришна.

В каждой религиозной конфессии к Богу Кришне, не зная Егоглавного на Земле Имени, обращаются, используя то конкретное, вполнеопределенное имя Бога, которое данному религиозному направлению черезсоответствующее Святое Писание

Дал Сам Бог. Каждое имя Бога, позволяющее обращаться к Богув каждой религии, абсолютно соответствует тем религиозным учениям, формампоклонения, которые к этой религии имеют самое непосредственнее отношение. Богустроил так, что, идя по пути ислама, верующий может обращаться к Богу, используя его имя Аллах и только наэто имя отзывается, т.е.  слушает,внимает и принимает. Христианин будет услышан Богом, если обратится к Богу, какк Иисусу Христу или Богу-Отцу и т.д.

И соответственно Единый Бог воспринимается в каждомрелигиозном направлении только через те учения и святые писания, которые Он далМилостью Своей через пророков или Сам непосредственно этому направлению. Такжеимя Бога определяет и формы поклонения Ему, формы жертвоприношений, видосновных аскез и регулирующих принципов. В понимании разных верующих выделяютсяи разные качества Бога преимущественно соответствующие  имени Бога, ибо эти качества Бога иразвиваются в верующем в основном через саму религию. Под именем Аллаха Богдостаточно строг, решителен, непреклонен, Карающ и Милосерден. Под именемИисуса – Милостлив, Всепрощающий,  нетребует сильных аскез или жертвоприношений, удовлетворяет чувства живых существи Снисходителен, привлекая всех, многое не требуя взамен. Под Именем Кришна –Всепривлекающий, несущий радость и удовлетворение, требующий преданногослужения Себе и предания Себе, а также строгое исполнение регулирующихпринципом и жертвоприношение через джапа- медитацию…

На пути к Богу человек, рождаясь вновь и вновь, проходитчерез все религиозные направления и ни один раз, и каждая религия предъявляетему свои требования, свойственные только этой религии, развивает определенныекачества через аскезы,  принятые нормыповедения, формы поклонения, запреты, молитвы, духовные знания

Соответствующих святых писаний. На самом деле так по всем религиямведет человека Сам Бог, от рождения к рождению расширяя этим и углубляя егодховный опыт, а также утверждая разными путями его веру, а также развиваяБожественность через приближение в развитии качеств человека к Божественным.Также, давая Себя в разных религиях по-разному в тех или иных качествах, Богисходит из той ступени,

На которой стоит человек по своему развитию. Одному уженеобходимо давать серьезные духовные знания, другой только начинает подходить кним по-первому кругу и может взять лишь азы, третьему необходима хорошаяпрактика поклонения Богу через его Сына, четвертый должен познать Божьюстрогость и непримиримость других к всяким проявлениям греховности илиБезбожия, пятый готов начать путь аскетизма и научиться все посвящать Богу.Также, одному надо развить сострадание, другому дать твердость в вере, третьему– терпимость, четвертому – состояние отречения преимущественно… Но всем этимпроцессом относительно каждого руководит только Сам Бог Лично, управляячувствами людей, абсолютно зная, что и кому необходимо на данной его ступени,наставляя изнутри и извне… Этим занят Бог, исполняющий  это под именем Хришикеша.

Это имя подчеркивало Его Могущество и Власть над каждым и накануне сражения и непременно Он – Правитель чувств сегодня и вечно. Чувстваживых существ даны Самим Богом, но невозможно сказать,  что эти чувства являются частью чувств Самого Бога. Владелец и Правительчувств Живых существ, Он Сам этим чувствам неподвластен, они не входят в Него,как неотъемлемая часть Его Сути, не правят Им,

Но есть Его энергии, Его слуги, никак не влияющие на ЕгоБожественное понимание и Сознание. Они также не развивают Его, но есть средствоБога в управлении материальным миром. Некоторые считают, что Бог управляетчувствами только чистых преданных. Нет. Чувствами всех, всегда и извечно. И неиначе.

Арджуна здесь назван Дхананьджая, завоеватель богатств, аего раковина названа Девадатта, дар полубогов. Отсюда можно сделать и вывод, ина это указывает Сам Бог через стих, что Арджуна, даже обладая прекраснымикачествами, на самом деле был еще значительно далек от духовного совершенства,поскольку и сам принимал материальные дары, и завоевывал их, и раздавал их.Истинно духовный человек не придает материальному значение, не преумножает его,не сражается за него, не устремляется решать материальные проблемы других, нополагается во всем на Бога.

Такой человек берет то, что достаточно или менее того, чтобыподдержать тело, и таких людей Бог уже не вовлекает в материальные игры, но вчистое преданное служение без иллюзий. Арджуна, обладая все же немалымизнаниями, способен был, однако, уже достаточно высоко мыслить, размышлять ивнимать Богу и знания его уже готовы были перерасти в знания совершенные, дабыповести его по пути преданного служения Богу. К этому, собственно, Бог его иповел далее, ослабив его мистические качества и направив мысль на Бога, но никак на друга, но как на высочайшую Божественную Личность, относительно Которойиные иллюзорные понимания на высших духовных ступенях недопустимы и являютсяпрямыми оскорблениями Бога, что, конечно, не может способствовать духовномупродвижению. Вообще, многие из тех, кто сражались на стороне Пандавов, былинаделены Богом  мистическими качествами.И Арджуна, и Ююдхана, и Бхима, и многие другие почти не знали поражений, новряд ли кто-то из них мог полагать, что умение искусно вести сражение,абсолютно следовать наставлениям духовных учителей было далеко не их заслуга,не результат их опыта и специальных знаний, но было дано только Богом и поПлану Бога на каждого. Только так они были прославляемы, могли защищать иотвоевывать, могли утверждаться в мнении других,

Могли отстаивать свои интересы, и только так понимая о себе,они могли, приняв участие в сражении на Курукшетре,  достичь Богом запланированного исхода.

И для каждого истинный путь в Боге был еще впереди, гдекаждый через призму Бхагавад-гиты должен был увидеть воочию двойственностьматериального мира через славу и бесславие, победу и поражение,  приобретения и потери, друзей и врагов,благоприятное и неблагоприятное во всех проявлениях, чтобы достичь торавновесие, ту неизменность ума, то неустремление к удовлетворению чувств ижеланий, которые называются отреченностью и с чего начинается истинный путь кБогу без ошибок, заблуждений и лишних игр, путь, о ктором в Бхагавад-Гите Богговорит, как о пути йогов. Все это в полной степени относится и к Бхиме,проявившему на начало сражения великое мастерство, безупречное бесстрашие,искусность  и неутомимость в ведении боя,имеющего к тому же незаурядное здоровье, великую силу и аппетит волка –«врикодарах». Вриках – волк, ударах -  вовсех отношениях, в лучшем смысле похожий. Но проявление такого качества, как ненасытность, увы, не является  подтверждением высокой ступени духовностичеловека, хотя Бхима, как брат Арджуны, один из Пандавав, на это претендует. Нои ему, как и Арджуне, как и всем положительным героям Бхагавад-Гиты, предстоитидти по пути духовного совершенства еще не одну жизнь.

 

16. О, царь, Йудхиштхира, сын Кунти, протрубил в раковинупод названием Анантавиджая, Накула и Сахадева протрубили в раковины Сугхоша иМанипушпака.

 

17-18. Также великий лучник царь Каши, также Шикханди,великий воин, прославившийся  в ведениибоя на колесницах, также не знавшие поражений Дхриштадьюмна, Вирата и Сатьяки,также Друпада и сыновья Драупади, все, о, великий царь, протрубили, каждый, всвою раковину.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Следует обратить внимание на то, что и «раджа» и «притхивипате» в приведенных стихах есть обращение к Хритараштре. Саньджая обращается к нему и как  к царю, и как к властителю всей Земли, хотя на самом деле в момент повествования царемсчитается его сын Дурьедхана.

События только начинали развиваться, и Бог Кришна давалуверенность и сомнения каждому, хотя и в своей мере, никого не лишая надежды,как бы очевидным не казался исход битвы.

Символичны названия раковин наиболее известных участников сражения. Юдхиштхира, протрубил враковину под названием Анантавиджая, что означает «не знающий поражений». Насамом деле таково было изначальное благословение Бога старшему из Пандавов,Юдхиштхире.  Он должен был сыграть вовсех этих событиях достаточно положительную роль и был наделен, как и Арджуна,мистическим качеством – быть непобедимым в бою. В свое время в этом рожденииБог дал ему, как и всем Пандавам, лучших духовных учителей и наставников,включая старейшину клана деда Бхишму, которые должны были направить внеобходимое русло такие качества Пандавов, как выносливость, стойкость, волю,религиозность, решительность, добродетель, качества, развитые в них самим Богомв предыдущих воплощениях, которые теперь должны были послужить во благоБхагавад-гите, давая ей опору и продвижение в дальнейшем. Именно Бог далЮдхиштхире то, что в те времена ценилось, открывало двери, могло снискатьуважение и почитание и что должно было помочь впоследствии старшему  из Пандавов стать праведным царем, несущим вмир  Слово Бога. На самом деле все этобыло предпринято для прихода Бога в материальный мир и для  передачи человечеству Бхагавад-Гиты. И личнойзаслуги, которую своей непобедимостью готов был приписать себе и Юдхиштхира, иАрджуна, и Бхима, и Бхишма и другие герои и известные участники событий, небыло ни у кого. Это надо хорошо понимать. Каждому было поручено то, чтосоответствовало его ступени духовного развития, а ступень каждого, опять же,зависит от Того, Кто ведет. И только Один Бог знает, кто и на какой ступенистоит теперь воистину, кто выше или ниже. И каждый, кто ниже теперь, завтра,ведомый Высшим Отцом, поднимется. В этом не может быть сомнения.

Согласно своей ступени многие герои рассматривали дар Бога,как лично свою заслугу, и если кто-либо и понимал, что это от Бога, то считал,что так Бог проявляет к нему Милость, что этот дар – его незыблемаясобственность, вполне заслуженная, навсегда. На самом деле, если строгоговорить, если говорить точно, то Бог дает тогда, тогда проявляет ВысшуюМилость, не подернутую иллюзорной энергией, когда отбирает, умаляет,ограничивает… Это относится и к славе, и к богатству, и к успеху.

В Боге стяжает тот, кто не прельщается тленным, не склоненидти на поводу чувств и ума, но контролирует их. Но ступень участниковсражения, на чьей стороне стоял Бог,

Уже была такова, что они уже готовы были это осознать иреально пойти тем путем, на который впоследствии им через мысль указал БогКришна. К тому же, и эти дары Бога были даны на время, и скоро каждый долженбыл оказаться в итоге сражения лицом к лицу только со своим духовнымприобретением, материальные же дары пришло время Богу забрать, включая славунепобедимых воинов.

Накула протрубил в раковину под названием Сугхоша,Сильновибрирующая. Сахадева протрубил в раковину Манипушпака, Усеяннаядрагоценными камнями и украшенная цветами. И это тоже характеризует Пандавов,как людей еще достаточно привязанных к материальным благам, как людейтщеславных, а потому слабых и идущих на поводу чужих мнений и чувств. Но неследует забывать, что это был уровень людей, принадлежащих к своей цивилизации,существующей на Земле более пяти тысяч лет назад. Но и сегодня уровень духовныхвозможностей человека – не предел, как и не предел через те же пять тысяч лет.Мог ли быть Бог Кришна истинно быть на стороне таких людей? Нет. Ибо изначальноБог отрешен и знает всему цену.

Но эта видимость, это предпочтение следует понимать, как указаниепути, как Божественные ориентиры тем, кто следует за Пандавами, и былинеобходимы.

И снова хотелось бы повториться. Только Бог знает истиннуюцену каждого, и если немного изменить ситуацию, или посмотреть на эту жеситуацию, но с другой стороны, то и Пандавы могли бы показаться отрицательными героями, среди тех, кто былбы еще более предан Богу и проявлял это, исходя из совершенных духовных знанийи служения Богу.

Хотелось бы еще отметить то, о чем редко задумываются. Аведь и среди нас после многих и многих рождений живут те и скорее всегопреданно служат Богу Кришне, кто незаметно участвовал в сражении на поле битвыКурукшетра. Следует допустить умом, что и животные, и  птицы, и лошади, везущие колесницу, на которойвосседал Сам Бог Кришна с Арджуной, все они теперь среди людей.  И многие среди нас видели Бога тогда, могливнимать Ему, быть рядом, наслаждаться Его речами и великолепием, как есть и тесреди нас, кто видели и слушали Иисуса, Будду, или первыми приняли  Коран из Рук Пророка Мухаммеда. И принявшиеновые направления религий, и отвергавшие, и сомневающиеся – все былиблагословлены Богом, и многие уже из них на духовном Плане. Каждому в своевремя это непременно будет приоткрыто. Бог ведет так каждого из нас, что вконце круговорота рождений и смертей будет каждому дано узнать о себе,насладиться Истиной о себе и опечалиться своим былым несовершенством игреховными деяниями.

Таким же образом многим немалая роль  отведена впереди, даже если теперь человекидет незаметно  и ни в чем не проявляясебя. Но никогда не следует просить у Бога ни материальных, ни духовных высот,но честно и чисто служить Богу в своем бытии, не желая перекричать других, нодобросовестно выполняя свой земной и человеческий долг перед Богом и людьми.

Еще раз следует обратить внимание на то, что нельзя ниДхритараштру, ни его сыновей считать виновными в навязывании Пандавам  большой братоубийственной войны, да и самисобытия тех дней не следует считать трагедией. Это был прежде всего Святой ПланБога,  давший жизнь Бхагавад-Гите, икаждый участник сражения, на какой  быстороне  он ни был, сыграл ту роль,которую ему отвел только Сам Бог, и может быть до сих пор пожинает плодыБожественной Милости. Да и кто бы из преданных ради Бога не сыграл бы хотькакую-нибудь роль, пусть самую незначительную, чтобы послужить этим ВерховнойБожественной Личности, Самому  БогуКришне, Которому с радостью поклоняются и Который есть Цель и Смысл жизни.

 

19.Эта вибрация, гулом отдаваясь в небе и на Земле,заставила содрогнуться сердца сыновей Дхритараштры.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Звук раковин, сказано, заставил содрогнуться сердца сыновейДхритараштры, или, более точно, разбил сердца сыновей Дхритараштры. И, надопонимать, всех тех, кто был на их стороне. Сыновья Дхритараштры во всехпредшествующих событиях, как и теперь, играли роль злодеев, но эту роль,несомненно, отвел им Сам Бог.

В такого рода человеческих играх каждый воспринимает себя всвоей роли достаточно естественно и в соответствии с теми качествами и тойступенью  духовного самосознания, на которойстоит. Но иногда для лучшего исполнения Плана Бога в такие игры вовлекаютсялюди, стоящие на более высокой ступени, чем воспринимаются окружающими, и,благодаря своему развитому уму, могут куда лучше сыграть роли злодеев, чем самизлодеи, будучи поставленными Богом в определенные ситуации и вынужденные братьизнутри необходимые и принуждающие к определенным действиям и поступкамподсказки. К тому же, сыграть отрицательную роль, куда входит общение с Богомили присутствовать там, где Сам Бог, достаточно непросто и рассматривается, какМилость Бога, что несомненно необходимо заслужить. Благодаря иллюзорной энергииБога сыновья Дхритараштры и чувствовали себя настолько, насколько это в даннойситуации было необходимо. Они, несомненно, управляемые Богом изнутри и беря темысли, которые Он им давал, хорошо понимали свою греховную роль и легковосприняли звуки раковин не в свою пользу, ибо в них уже накопилась та причина,которая позволила Богу на гул раковин отозваться в них страхом. Но и у другихвоинов с обеих сторон были свои причины устрашиться, хотя в разной степени,поскольку не надо забывать, что чувство страха не покидает любого материальногочеловека. К таким людям также можно отнести и Арджуну, и тех,  кто сражался на его стороне, ибо почти все руководствовалисьматериальными целями. Бог никогда не дает полную уверенность и полноебесстрашие и готовность в событиях такого рода. Полная, абсолютная отрешенностьи независимость от чего бы то ни было – это прерогатива только Бога. Любойчеловек, как бы он ни был религиозен, аскетичен, праведен… не может и не долженбыть в этом плане самонадеян, ибо это уже граничит для человека с демонизмом.Но  необходимо и проявлениенеуверенности, и смирения, и внутреннее упование на Бога и молитва. Взор к Богудолжен быть  обращен всегда. Поэтому этаоглушающая вибрация, дав каждому свое чувство в виде надежды, сомнения, страха,также предвещала и дальнейшее развитие событий, в центре которых на самом делебыли ни чувства людей, ни даже предстоящее кровопролитие, но величайшиесокровенные знания, переданные Самим Богом Кришной людям Земли через Арджуну, знания, которые не каждый можетпостичь, не каждый может им следовать, ибо они начинают входить в сердце толькотого, кто, подобно Арджуне, готов предаться Богу.

 

20.Вслед за этим, расположенный в колеснице, взирающий насыновей Дхритараштры тот, на чьем флаге было изображение Ханумана, готовый к бою и достающий оружие сын Панду,сказал, держа в руках лук, Хришикеше, Богу Кришне, такие слова, о, великийвластитель.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Нельзя сказать, что вследствие гула раковин сыновьяДхритараштры пали духом. И им Бог дал надежду. У них была великая, прекрасноподготовленная и оснащенная армия, которой руководили опытные полководцы, достаточно искусные в военном

Деле. Но все же были и символы, предвещавшие и поражение.Надо знать, что символы  всегда инепременно предшествуют любому событию, как малому, так и большому, как тогда,так и теперь. В этом есть и Милость Бога, и подсказка Бога, и Мнение Бога.Далеко не каждый в повседневной жизни может эти символы видеть, считывать,ориентироваться на них, ибо для этого необходимо развитое духовное видение ипонимание, чистота помыслов, умение все связывать с Богом, так направляющим ипредостерегающим, так дающим советы и так входящим в контакт с чистой душой.Таким символом было и изображение Ханумана на флаге Арджуны, что моглопредвещать только победу. Присутствие этого флага на колеснице было отнюдь неслучайным, но проявлением Воли Бога, давшего Арджуне изнутри желание

Держать этот флаг в руках перед началом сражения.  Другим символом было и проявленнаяБлагосклонность Бога к Пандавам, хотя на самом деле Бог Кришна по своейБожественной природе абсолютно отрешен, не может проявлять к кому бы то ни былони благосклонности, ни привязанности, ни предпочтения, ни неприязни. Такжесимволом победы Пандавов было и то, что Пандавы приняли помощь Бога в качествесоветчика, в то время, как сыновья Дхритараштры воспользовались ЕгоМогущественной и непобедимой армией.

Надо знать, что Совет Самого Бога очень дорого стоит. Это –Сама Победа. Еще один символ – восседание в одной колеснице Бога Кришны иАрджуны, факт избрания Арджуны, признание его достойным Божественногосвященного разговора. Не могла проиграть сражение та сторона, представителькоторой в данный момент Был рядом с Самим Богом.  И еще один символ – сражение происходило наСвятом месте, месте, где  совершалисьжертвоприношения, которое было также местом поломничества. Не могло  такое место быть избранным Богом длянесправедливой войны, для несправедливого исхода. Но вместе с символами, дажеочень хорошо видящему их, Бог непременно дает сомнения, тревогу, переживания,другие чувства, которые в итоге ставят человека в необходимость, несмотря навсе эти символы и подсказки,  надеясь наБога, непременно исполнять свой долг без ожидания чуда, но потом и кровью,приложив все усилия и естественно, проявив все необходимые качества ииспользовав все свои средства и резервы.

Будучи расположенным в великолепной колеснице с БогомКришной, Арджуна не сводит  пристальныйвзгляд с сыновей Дхритараштры. При этом, согласно стиху, отмечается, что внешнеон готов к бою, поскольку оружие наготове, в руках – лук. Но на самом делевнутреннее его состояние не воинственно. И так должно быть по Плану Бога. Передначалом сражения ему в диалоге с Самим Богом будет поведана Бхагавад-Гита.Прежде, чем начинать диалог,  Бог Кришнахочет незаметно  подвести его кразговору, но вполне естественным путем. Управляя чувствами, органами чувств,Бог ведет его взгляд, останавливает на двоюродных братьях, сыновьяхДхритараштры, которых он вследствие всех предшествующих событий не может невоспринимать враждебно. Управляя чувствами, Бог дает память, дает мысль, какследствие, обращает внимание на других участников сражения по обе стороныармий, тонкими энергиями изнутри задевает его праведные чувства и так понуждаетАрджуну мыслью устремиться в этом направлении и постепенно дает желаниевыразить свое отношение к присутствующим и происходящему, дать всему оценку спозиции своих знаний, опыта и пониманий на данный момент, попытаться увидетьсвою роль в происходящем и так подводя непосредственно к диалогу.  Бог не дает Арджуне внутреннюю готовность ксражению в нужной мере, поскольку еще не время сражаться, но время внимать. Поэтомуневоинственное состояние Арджуны ему самому непонятно, почти не свойственно,понимается им, как собственная неуверенность и неопределенность. Но и этуступеньку он должен преодолеть, прежде чем получит изнутри разрешение Боганачать сражение. В противном случае его участие в сражении, как и для многихдругих, несомненно, примет греховный оттенок и повлечет за собой последствиягреховной деятельности или кармические реакции.

Необходимо было Арджуне дать такие совершенные знания вдобавление к тем, которые он уже имел, которые бы единственно послужили быпричиной желания начать сражение, имея только перед собой совершенную цель иобраз мышления, что сделало бы его непривязанным к результатам предстоящегосражения, а потому не претендующим и не отвечающим за последствия сражения,какими бы они ни были.

Необходимо было дать Арджуне то понимание, на порогекоторого он уже стоял усилиями всех духовных учителей, своего материального идуховного опыта. Этот новый путь через совершенные духовные знания должен былуказать ему, а вместе с ним и всему человечеству Сам Бог Кришна. И Арджуна всейсвоей предыдущей жизнью и полученными знаниями уже был подготовлен вдостаточной мере, тем более, что знания, идущие непосредственно от Боганезамедлительно входят в сердце человека. Арджуна пока еще не знает, о чембудет говорить с Богом и будет ли говорить, но потребность в разговоре ужепоявилась. Бог понуждает его смотреть, мыслить, испытывать беспокойство инеудовлетворенность и устремляет к вопросам. Но с чего начать?  Вон сыновья Дхритараштры,  вон – духовные учителя и наставники, вондрузья и недруги, вон – свои сыновья, вон все родственники… по обе стороны армий.  Бог направляет его мысль и на ошибки, и на тепонимания, которые уже изжили себя, и напоминает религиозные принципы, как ирелигиозный долг, как и на предписанные обязанности, и заставляет посмотретьвперед, увидеть, что может принести это сражение и свою в этом роль.

Беспокойство Арджуны усиливается, как и неудовлетворенность,так и страх поступить греховно и стать причиной страданий других. Надоговорить. Эта потребность в Арджуне возрастает, как и просьба к Богу разъяснитьсвое положение.

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0016075 от 3 октября 2011 в 23:20


Другие произведения автора:

53.МОЯ ЖИЗНЬ. ЧАСТЬ 23(2). ПЕРВОЕ НАЧАЛО, 1991 год.(3).

115.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 18. СОВЕРШЕНСТВО ОТРЕЧЕНИЯ. СТИХ.45.

91.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 13. ПРИРОДА, НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ И СОЗНАНЕ. СТИХ.1-12.

Рейтинг: 0Голосов: 0671 просмотр

Нет комментариев. Ваш будет первым!