|
Добрый день, Андрей!
Получив заявку для критики данного стихотворения, предлагаю Вам свой вариант разбора.
1.
Поскольку, стихотворение - это художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки,
(то есть, в каждом катрене должен быть один и тот же ритм и размер), то оценим данное стихотворение с этой позиции.
(цифрами указаны количество слогов в каждой строке)
Скорый поезд унёс в темноту непроглядную ночи 16
Свет из окон вагонов плацкартных, а также купе. 15
Я уехать отсюда хочу, убежать - нету мочи, 16
Птицу счастья ловить я устал и жевать канапе.15
Поезд мчится по жизни, мелькают всё чаще перроны. 16
Остановки стираются в памяти - прошлого дни. 15
В небе с карканьем глупым кружат надо мной лишь вороны. 16
Только им не добраться, души не получат шпыни. 15
Всё готово давно, уж собрал на бегу чемоданы. 16
Только б в путь поскорей, только б поезд еще подождал. 15
Но боюсь, что от скорости вскроются старые раны, 16
Опоздаю я вновь на заветный, желанный вокзал. 15
Мы видим, что ровный ритм, заданный в первом катрене (16-15-16-15), выдержан по всему стихотворению,
2.
Второй важный аспект в стихотворении - рифмы.
С этим здесь все хорошо - рифмы четкие.
3.
Рассмотрим лексическую сторону стихотворения.
Что такое лексика?
ЛЕКСИКА – особенность языка, присущего определенному стихотворному жанру.
Лексика лирики – образная, но при этом - возвышенная, доверительная, эстетически красивая,
а используемые обороты речи – правильные.
Разговорные выражения в ней тоже могут присутствовать, но скорее, как исключение, чем правило.
крапление в лирическое произведение экспрессивно и эмоционально окрашенной лексики разговорной речи, отклоняющейся от принятой литературной - сленгов, в лирическом произведении выглядят просто безобразно.
Читаем первый катрен:
Скорый поезд унёс в темноту непроглядную ночи
Свет из окон вагонов плацкартных, а также купе.
Уточнение вида вагонов при описании СВЕТА - явно лишнее, так как категория вагона не влияет на качество света.
Здесь достаточно было написать просто СВЕТ.
Я уехать отсюда хочу, убежать - нету мочи, - "нету" - неправильное употребление слова "нет", искажение его. Особенно недопувстимо его употребление в поэзии.
Всё готово давно, уж собрал на бегу чемоданы
- слово "уж" относится к так называемым ВТЫЧКАМ - кратким словам, вставляемым без нужды, лишь для сохранения размера строки
Обычно это один и тот же «спасительный набор» неумелых поэтов: ведь, уж, наш, свой, то, так и т.д.
Его постоянное применение без особой на то необходимости свидетельствует о неразвитом художественном вкусе и технической слабости автора.
Поэтому, таких слов в стихах надо избегать.
Птицу счастья ловить я устал и жевать канапе.
КАНАПЕ - явно притянутая рифма к слову КУПЕ, так как нет никакой логической связи между жеванием КАНАПЕ (бутербродов) с ПТИЦЕЙ СЧАСТЬЯ - эти два понятия из разных лексических категорий.
Только им не добраться, души не получат шпыни - непонятная фраза, так как слово
ШПЫНЬ обозначает - насмешник, балагур, шут
Такое явление имеет свое название в стихосложении - авторская глухота,
когда автор привыкает к своим строчкам и воспринимает их не критически, а механически, не осмысливая того, что он высказал.
Именно этим объясняются такие "странные" места у наших классиков, например, у Лермонтова:
«И Терек, прыгая, как львица / с косматой гривой на хребте»
(грива есть только у льва, причём не на хребте, а на голове и шее)
Примером из классиков я хочу, с одной стороны, успокоить автора (не он один делает такие ляпы), с другой - убедить, что часто только посторонний человек (критик) может увидеть то, на что у самого автора "замылился" взгляд.
4.
Хотелось бы обратить внимание автора также и на некоторое нарушение причинно-следственной связи в стихотворении.
В стихах должна быть четкая сюжетная линия, которая здесь не прослеживается.
Вначале мы читаем о том, что ПОЕЗД уже унес ЛГ ("Скорый поезд унёс в темноту непроглядную ночи," "Поезд мчится по жизни, мелькают всё чаще перроны")
Но в последнем катрене наблюдаем другую картину - ЛГ только собирается в путь ("Всё готово давно, уж собрал на бегу чемоданы."
"Только б в путь поскорей, только б поезд еще подождал" )
Вот, основные моменты, на которые хотелось обратить внимание автора.
Устранение указанных ошибок намного улучшит стихотворение.
Если у автора будут вопросы в процессе работы над стихотворением, он всегда может обратиться ко мне за помощью.
Буду рада помочь.
Успеха!
|