КОНСТАНТИН КЕДРОВ: «ЛЕРМОНТОВ – ЭТО ЧЕЛОВЕК СУДЬБЫ»
Есть
такие складки судьбы, о которых много писал Деррида и частично Юнг,
когда события пересекаются совершенно неожиданно. Кажется, что это
случайность, а это мистические соответствия. В годы,
когда я обучался в аспирантуре, мы жили в стране жесточайшей
атеистической диктатуры, и когда я предложил аспирантке, работавшей в
энциклопедии, мы как раз тогда составляли ЛЕРМОНТОВСКУЮ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ,
сделать статью «РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА», она
сказала: «Ты что, с ума сошел? Только что сняли редактора за то, что он
упомянул слова "крест" и "Бог"». Я говорю: «Ну, где наша не пропадала, я
напишу».
И когда я писал эту статью «религиозные мотивы в
творчестве Лермонтова», мне предложили поехать в ТАРХАНЫ, к ЛЕРМОНТОВУ. Я
поехал с телевизионной группой. Мне многое стало понятно сразу, потому
что МЕСТО ЭТО – ТАКАЯ МИСТИЧЕСКАЯ ВОРОНКА. В ней крупные, огромные
звезды. И вот это лермонтовское «и звезда с звездою говорит» – это
ничего не придумано, это просто точно, потому что там действительно лучи
пересекаются.
«Из пламя и света рожденное слово» – это не что
образ и не просто метафора. На самом деле вселенная разговаривает
светом, обменивается информацией, клетки наши обмениваются информацией,
нейроны обмениваются какими-то световыми сигналами. А количество звезд
на небе сопоставимо с количеством нейронов у нас в мозгу.
И
конечно, ЛЕРМОНТОВ – ЭТО ЧЕЛОВЕК СУДЬБЫ. Он чувствовал сразу свое
предназначение, все целиком и полностью. Поэтому у него этот постоянный
мотив брошенного камня, который летит, как бы не зная о том, кто его
бросил, зачем его бросил, но точно знает свою планиду, по которой он
летит по вселенной. И вот когда я увидел эти звезды в Тарханах, мне
почему-то расхотелось сразу заниматься таким чистым литературоведением.
Я
спросил: «Скажите, кто тут самый близкий к Лермонтову человек?» – «Это
правнучка кормилицы Лермонтова, и она поет песню – колыбельную». Вот
тема трагическая, ТЕМА СМЕРТИ МАТЕРИНСКОЙ, КОТОРАЯ ПРОНИЗЫВАЕТ ВСЮ
ПОЭЗИЮ ЛЕРМОНТОВА. И вот приводят эту бабушку, и я сразу воспринял ее не
как правнучку кормилицы, а просто как кормилицу Лермонтова. И она
дребезжащим, старческим, совершенно не певческим голосом пропела вот
это: «Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю, тихо светит месяц ясный в
колыбель твою». Боже мой! И ОЩУЩЕНИЕ МИСТИЧЕСКОГО ПРИСУТСТВИЯ
ЛЕРМОНТОВА, когда я вхожу в эту комнату, и там лежат книги, по которым
он учился.
Пришел Лермонтов – пришла совершенно новая эпоха,
НОВОЕ ГОДОВОЕ КОЛЬЦО. Вот Пушкин – это один слой и одно годовое кольцо, а
вот пришел Лермонтов, и это совершенно другое. Пушкин – это еще
захлебываясь от радости, что живет, радуясь солнцу: «…да здравствует
солнце, да скроется тьма!»
А Лермонтов – это такое ощущение
смерти до рождения, вернее, смерти при рождении, ощущение человека, как
бы пережившего смерть. Может быть, оно происходит оттого, что вот утрата
мамы и утрата родителей вообще. Может, это, но мне кажется, что тут
что-то большее. ПЕРВЫЙ, КТО НАМ НАПОМНИЛ, что кроме радости, света,
разума, ЕСТЬ ЕЩЕ ТАЙНА, и ЭТА ТАЙНА ДЛЯ НАС НЕВЫНОСИМАЯ. Потому она и
тайна, что мы ее вынести не можем. Ну вот такая КОСМИЧЕСКАЯ ТАЙНА
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОЖДЕНИЯ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СМЕРТИ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛЮБВИ.
Я
думаю, что Лермонтов по природе своей был такой метафизический,
мистический человек, который что-то знал не только о жизни, но знал и о
смерти. И ВОТ ЭТО ЧТО-ТО ОН ПОСТОЯННО СООБЩАЛ МИРУ. Он сообщал это в
«Герое нашего времени». Напрасно так Николай I испугался Печорина – что
это за человек, который все время везде во всем видит смерть, гибель? Он
еще молодой человек, а уже разочарован этой жизнью, он уже знает, что
он погибнет, и знает, как он погибнет. Мало того, что он знает, КАК
ПОГИБНЕТ, он даст описание этой гибели.
Вот это знаменитая
складка Дерриды и этот знаменитый прокол – якобы случайное совпадение,
когда Пушкин дает описание своей гибели в образе Ленского, зимой. И то
же самое у Лермонтова. Но у Пушкина это трагическое как бы предсказание
судьбы, но смотрите, какая безмятежная смерть: «Поэт роняет молча
пистолет, упал, на грудь сложивши руку…»
И как это трагически у
Лермонтова. Вот эта дуэль с Грушницким – какой-то удивительный
перевертыш, трагически неожиданный перевертыш, потому что ведь ПЕЧОРИН
по сравнению с Грушницким – ЭТО РАЗУМ, ЭТО ДУША, ЭТО ГЛУБОКИЕ ЧУВСТВА.
Ну а Грушницкий… А тут ситуация такая, что Грушницкий убивает Печорина –
Мартынов убивает Лермонтова. Перевертыш такой судьбы. Вот он человек
судьбы. ОН ЧЕЛОВЕК СУДЬБЫ, который чувствовал это вращение, ЧУВСТВОВАЛ
ЭТУ ТАЙНУ ВЕЛИКУЮ. И он попытался ее передать в очень загадочном
стихотворении… <…>
…вокруг личности Пушкина миллион
анекдотов типа донжуанский список Пушкина и всякая такая белиберда,
вокруг Лермонтова ДРУГОЕ. Вокруг него сложился такой ВОЕННЫЙ МИФ ОБ
ОГНЕННОМ ОРАТОРЕ, который пронесся по Кавказу, что он выжег какие-то
аулы... Я всего один раз беседовал с Ираклием Андрониковым на эту тему.
Это мифология. Но мифология, которую порождает человек, – то ведь тоже
он. Кавказ почувствовал в Лермонтове роковую личность. …Кавказ
Лермонтова помнил.
Лермонтов написал «Валерик», одну из первых
антивоенных пацифистских вещей … <…> Обратите внимание, что и
Максим Максимыч, и Печорин, и сам Лермонтов, и все, кто на Кавказе, они
не видят в чеченцах никаких врагов. …сраженье при Валерике… Там нет
друзей и врагов, там есть восхищение героизмом и осуждение этой битвы с
высоты поэта и поэзия с высоты христианской высокой настоящей этики.
В
Лермонтове действительно есть какая-то неразгаданность и
непрочитанность. Конечно, непрочитанность и неразгаданость есть в каждом
поэте. Если прочитан и разгадан, то не остается никакой поэзии.
Остается просто лермонтоведение и литературоведение. Но кроме этой общей
поэтической тайны, в нем есть еще своя МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ.
Вот это знаменитое стихотворение:
«Но
не тем холодным сном могилы я хотел на веки так уснуть, чтоб в груди
дремали жизни силы, чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь, чтоб всю ночь,
весь день, мой слух лелея, о любви мне сладкий голос пел, надо мной
чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел».
Конечно,
наука, философия, они нам сообщают, что жизнь – это более широкое
понятие, чем только твоя жизнь, и что есть ЖИНЬ ТВОЯ и есть жизнь… всей
вселенной, и всего мироздания – ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ. НО НИКОМУ, КРОМЕ
ЛЕРМОНТОВА НЕ УДАЛОСЬ ПЕРЕДАТЬ ЭТО НА ТАКОМ ИНТИМНОМ УРОВНЕ. ДЫХАНИЕ –
ВМЕСТЕ С ЗЕМЛЕЙ, ВМЕСТЕ С НЕБОМ, ВМЕСТЕ С КОСМОСОМ. Пение, которое
продолжает голос. Человек уходит, а голос его продолжает петь, ведь ЭТО
ГОЛОС ЕГО – ЛЕРМОНТОВА, ПРОДОЛЖАЕТ ПЕТЬ. Это одно из самых великих
произведений о человеческой жизни, о его смерти и о его бессмертии.
--------------------------------------—
КОНСТАНТИН КЕДРОВ «Религиозные мотивы в творчестве Лермонтова»
(фрагменты
доклада на научно-практической конференции, посвященной 200-летию М.Ю.
Лермонтова на Международной книжной выставке-ярмарке 2014 г. Москва)
***
Константин
Александрович КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ (род. 12. 11. 1942) — поэт, философ
(доктор философских наук) и литературный критик (кандидат филологических
наук), автор термина метаметафоры и философской теории метакода. Член
Союза писателей СССР и Международного союза дворян (по линии рода
Челищевых )
Лермонтов-человек судьбы
21 июля 2017 — константин кедров-челищев
Рейтинг: 0Голосов: 0438 просмотров
Нет комментариев. Ваш будет первым!