Если хочешь мира, готовься к войне
Si vis pacem, para bellum *(лат.)
Стремленье к миру – благо есть,
но помни о войне**!
Святая есть обязанность,
и крепче мир вдвойне.
Мораль не станет дряхлою,
коль Армия сильна.
Стране с такою силою
не страшен сатана.
Не любит мiр Великую
Россию, потому
чинит он пакость всякую
и гонит Русь во тьму.
С великой сильной Армией
земной упрочим мир,
прибавим людям здравия,
покоя и любви.
Мiр сатаной расколотый:
зла больше, чем добра.
Как улей растревоженный
гудит, шумит толпа...
*Автор выражения римский историк Корнелий Непот (94—24 до н. э.), который использовал его в своем жизнеописании фиванского полководца IV в. до н. э. Эпаминонда.
Уже в эпоху античности эта латинская фраза стала крылатой. Ее повторил, несколько изменив, римский военный писатель Вегеций (IV в.) в своем сочинении «Краткое наставление в военном деле»: «Qui desiderat pacem, praeparet bellum» — «Кто желает мира, готовит войну».
Смысл выражения: мир стране гарантирует только ее надежная оборона, мощные вооруженные силы, которые отбивают у возможных агрессоров всякую охоту к нападению, других гарантий мира объективно не существует.
http://krylslova.ru/index.php?a=term&d=1&t=1337
**«Помни войну», - девиз, ставший затем афоризмом на цоколе памятника великому флотоводцу, ученому, вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову во Владивостоке. С С эпиграфом «Помни войну!» вышел его военно-научный труд «Рассуждения по вопросам морской тактики» (1897) .
Николай Лаврентьевич Кладо (1862—1919) — историк и теоретик русского флота, профессор (1910) Морского корпуса, Николаевской морской и Инженерной академий, генерал-майор (1912 год) по Адмиралтейству, моряк-писатель, тревожился о состоянии дел в России в начале века: В стране с начала века позволили безбрежно и безответственно развиваться либеральному космополитизму, разнородным социалистским идеям, марксизму, что привело к острому противостоянию в обществе и всплеску насилия. правительство, Император проводили пацифистскую линию, призывали на Гаагской конференции ко всеобщему разоружению. правительство, Император проводили пацифистскую линию, призывали на Гаагской конференции ко всеобщему разоружению. Но никто в мире прислушиваться не собирался. Конечно, стремление к миру – всегда благо. Но надо и о войне помнить. А в России пацифизму тоже позволили вырасти в безоглядность. Перенесли дискуссию вовнутрь уже расколотого общества (это в семнадцатом году также сыграет свою зловещую роль). В итоге – моральная дряхлость перед лицом врага, охаивание Вооруженных Сил (тот же набор мы заимели в обществе с началом «перестройки»). И это при том, что рядовой состав армии и флота набирался из крестьян, которых всячески пытались ограничивать в правах на земельную собственность, хотя реформа велась! Но не успели - именно земельный вопрос, крайне сложный, запутанный, лежал в подоснове русских революций.
Правительство, Император проводили пацифистскую линию, призывали на Гаагской конференции ко всеобщему разоружению. Но никто в мире прислушиваться не собирался. Конечно, стремление к миру – всегда благо. Но надо и о войне помнить. А в России пацифизму тоже позволили вырасти в безоглядность.
Н.Л.Кладо сознавал: будущие войны неизбежны. Насилие, увы, залегает в природе человека. Своими выводами-обобщениями труды Кладо показывают: военные науки способны обогатить наше знание о человеке вообще, выйти за свои узкие, казалось бы, профессиональные рамки.
Кладо писал: «Насилие – не только неизменный и неотвратимый спутник жизни, а одна из сущностей её». На нём держится порядок внутри государства, порядок отношений межгосударственных. Насилие оформлено в виде института собственности, в виде права на неё. Захват собственности – проявление биологической борьбы за жизнь, за её ресурсы, которыми на уровне врождённого инстинкта спешат запастись впрок, передать по наследству.
http://elena-sem.livejournal.com/310284.html
Другие произведения автора:
Девяносто пять - солидный возраст ( ДЕНЬ УБИЙСТВА СВЯТОГО ЦАРЯ)
От Руси до Украйны
О Русь моя заветная!
Это произведение понравилось: