|
Утро доброе Вам, Алла! Прочла первый раз на одном дыхании Ваше стихотворение, второй раз, третий… И каждый раз находила все новые , и новые нюансы, переворачивающие душу… Возвращаться несколько раз к одному и тому же стиху можно, если он затронул твою душу, если написан талантливо. Вот редко можно встретить стихотворение – метафору… В прошлое мое путешествие по сайту такое видела у Юрия Веригина, и вот Ваше сегодня. Прочитав Ваше стихотворение, я сразу вспомнила и Маргариту Алигер, и Пушкина, и моего любимого Высоцкого, которые удостоили нас своими метафорическими стихами. Метафорическая структура целого стихотворения Вам позволила выразить эмоции и чувства человека, стоящего перед выбором жизни и смерти. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ, которая развивается в тексте, образуя в тексте целые цепочки сравнений, охватывает, пронизывая весь текст. Стихотворение строится на уподоблении ЛГ, стоящего на краю жизненной пропасти, перед которым как в киноленте промелькнула вся его жизнь. Благодаря этому уподоблению, мы понимаем, насколько сложна была его жизнь. И понять это нам позволяют риторические вопросы, заданные автором на протяжении всего стихотворения. В каждом катрене есть этот вопрос! Что же хочет донести автор, то есть именно Вы, Алла? А следующее:
Во-первых, «воронка черных дней» - это метафора в стихе-метафоре открывает череду предательств, болей, потери матери, ранение на поле битвы:
Когда внезапный огнестрел
Смял цвет весны твоей?
Во-вторых, «босым по лезвию бежал», но «с надеждой в волосок». И как же здорово это применение этого словосочетания «с надеждой в волосок». Уже здесь Вы начинаете готовить читателя к такому замечательному финалу, о котором скажу чуть позже!
В - третьих, у Вас нет обреченности в стихе. Хотя и «рушились мосты: друзья, работа, дом», Ваш ЛГ – сильная личность, способная отдавать себе приказы, несмотря на то, что «хотелось и не раз, не глядя, в петлю лезть».
В – четвёртых, Ваш герой прошел все круги жизненного ада, и даже «себя терял»… когда кажется, что нет выхода. И остаётся взвести пальцы «на курке».
И наконец, заключительный аккорд, финальные строки:
И свыше, словно крик:
"Не смей, не нужно, не стреляй,
Ещё мгновенье есть»!
Остыл, прозрел и в этом - Рай,
Земной, в тебе он весь.
В словах «Рай Земной, в тебе он весь» заключена идея стихотворения, как призыв к тому, что человек способен перенести все испытания ради этого «Земного Рая», где светит солнце, где можно встретить свою любовь, где можно хранить память о дорогих людях, ушедших в мир иной, где можно жить, дышать и гордиться собой.
Примите мои восхищения, Алла! Спасибо за сильное, глубокое и умное стихотворение, в котором прослеживается личность и самого автора. А это удается далеко не каждому! С уважением, Аксинья.
|