Завоевание Константинополя. 27.
ЧАСТЬ ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ.
СМЕРТЬ ИМПЕРАТОРА.
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
ВОЛНЕНИЯ В НАРОДЕ.
В тот час, как это приключилось,
Народ был просто сам не свой,
Нет Веры в Божескую милость
И славу растерял герой.
И Алексея осуждали
За то, что бой проигран был,
За жизни беды и печали
И за победы светлых сил.
Никто простить никак не может
Того, что крестоносцы тут,
И этот мир, что с Раем схожий
Вдруг Адом стал за пять минут.
Дворцы и церкви разграбляли
Те, кто к престолу близок был
И то забудется едва ли,
Когда весь мир теперь не мил.
Никто не мог простить так скоро
Того, что сделал Алексей,
Его удел – лишь разговоры
И множество пустых идей.
Не популярен был в народе
Тот, кто взошёл тогда на трон
И горечь в душах не проходит
У тех, кто с Верой был рождён.
Открылись новые страницы,
Где завтра хуже чем вчера,
О том как всё осуществится
Расскажет новая глава.
ГЛАВА ВТОРАЯ.
ЗАГОВОР.
И зрела смута роковая
В умах народа в те года
И мысли, словно грифов стаи
Клевали душу, что горда.
Им никогда не примириться
С французами, что у ворот
И слёзы оросят ресницы,
Когда придёт войны черёд.
Совет держать решили строго,
На нём же выбрать суждено
Судьбы извечную дорогу,
Яд бед или побед вино.
На нём хулили Алексея,
Решив предать его тогда,
Чтобы спасти от лап злодея
Страну, что вечно молода.
Они так долго осуждали
Того, кто близок был сперва
К отряду, что не знал печали,
Где Вера светлая жива [1] .
Так много слов тогда сказали
И вот, решил здесь славный люд,
Что править будет он едва ли
Его теперь несчастья ждут.
Жизнь пролетает всё скорее,
Сжигая, как огонь костра,
С Морчуфлем или Алексеем
Нам познакомиться пора.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ.
МОРЧУФЛЬ.
Был среди них тот грек кровавый,
Его Морчуфлем нарекли [2],
Он жаждал почестей и славы,
Что лишь имели Короли.
Он назывался Алексеем
И к роду Дук принадлежал [3],
Он власти жаждал всё сильнее,
Храня в душе лишь зла оскал.
Он был женат сейчас на деве,
Которой в мире нет милей [4],
Но в нём затихли чувств напевы,
Он всё забыл средь жизни дней.
Он полон был интриг и лести,
Так много сотворил он зла
И больше вовсе не воскреснет
Душа, где Вера умерла.
Он - протовестиарий [5] бравый,
Его приблизил Алексей,
Но станет смертью для державы
Тот, кто взойдёт на трон скорей.
Интриг густую сеть сплетая,
Он к цели очень долго шёл,
Пусть даже стать убийцей края,
Но всё же получить престол.
А для него давно не свята,
Та Вера, что всегда добра.
О том, что делал Император
Мне рассказать пришла пора.
ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ.
ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА ИМПЕРАТОРА.
А Император, видя это,
Решил спастись, в который раз
И в том уже и нет секрета,
Я расскажу о том сейчас.
Когда услышал он что люди
Волнения поднять смогли,
Решил он снова: «Будь что будет,
Помогут рыцари земли».
Он написал письмо простое
К войскам, стоящим у ворот,
Пускай они спасут героя,
И в душах Веры свет взойдёт.
Он так решил, письмо отправил,
Но только с тем, кто зла желал,
Кто рвался к почестям и славе,
Решив взойти на пьедестал [6].
Судьбы крутые повороты,
Никто не сможет оценить,
Бывает, Веришь ты в кого-то,
Но вот, порвалась Веры нить.
Так и тогда, кто сердцу ближе
Предаст, забыв про стыд земной,
И в мире очень сложно выжить,
Когда народ живёт войной.
Погаснут звёзды и светила,
Исчезнет всё, вот в этом суть,
О том, как всё происходило,
Мне нужно рассказать чуть-чуть.
ГЛАВА ПЯТАЯ.
УЖАСНАЯ НОЧЬ.
А вот и время наступило
Исполнить свой жестокий план,
Предать души святую силу
И мир, который Богом дан.
И под покровом тихой ночи
Толпа в покои ворвалась
И зло сгубить навеки хочет
Любовь, Мечты и даже Власть.
Морчуфль тогда хранил покои,
Но первым сам туда вошёл [7],
Согрев себя надеждой злою,
Что здесь он обретёт престол.
Так отплатил он злой монетой
За доброту, что раньше знал,
Его же не тревожит это,
Он сам взойдёт на пьедестал.
Теперь сбылась мечта былая,
И нет преграды на пути,
Пусть воронья кружатся стаи,
Но сможет он на трон взойти.
Никто здесь помешать не сможет,
Ни остановит в дымке зла
Тех, в ком душа, что всех дороже
От зла и боли умерла.
Погасли звёзды от печали
И Вера в душах уж мертва,
Как с Алексеем поступали
Расскажет новая глава.
ГЛАВА ШЕСТАЯ.
БЕДЫ ИМПЕРАТОРА.
А Император после ночи
В темницу злую заточён,
Господь о том, наверно, хочет
И то желанье, как закон.
Ведь тяжела вина и кара
Себя не заставляла ждать,
Так, вопреки сомненьям старым,
Над миром правит благодать.
Бог видит всё, тебе не скрыться,
От взгляда, что огнём прожжёт
И жизни новые страницы
Почтёт судьбы неровный счёт.
А Алексей, как то не странно,
Судьбу отца готов принять
И вынести печаль и раны,
Храня в душе Любви печать.
И даже в глубине темницы
Душе покоя не найти,
А сердце не устанет биться
Средь жизни долгого пути.
С судьбою спорить нам не надо,
Ты лишь живи с судьбой в ладу
И жизни лучшею наградой
Вдруг станет мир – цветок в саду.
Так всё случилось очень кстати,
Судьба давно к тому вела,
Теперь я расскажу, читатель,
Как коронован гений зла.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ.
ДЕЙСТВИЯ МОРЧУФЛЯ.
Когда же всё случилось среди ночи
Морчуфль решил, что больше нет преград
И снова славы истинной захочет,
Не в силах больше повернуть назад.
А греки те, что рядом постоянно
Советовали власть покорно взять
И покорятся города и страны
Тому, кто Веру возродит опять.
И он обул сапожки цвета крови,
Чтобы на трон чарующей взойти,
Никто ему не станет прекословить
И нет преград на жизненном пути.
Любой способен просто покориться,
Боясь, что гнев великий навлекут,
А жизнь откроет новые страницы,
Всё изменив за несколько минут.
Такой судьбы крутые повороты
Приносят радость, а порой, печаль,
И прошлого нам жалко отчего-то
И прошлых дней, порой, немного жаль.
Судьба играет жизнями вслепую,
Убьёт, а может, возведёт на трон,
Порою бьёт, порою же целует
И в том судьбы чарующий закон.
В том есть судьбы великая основа,
Но знаю я, судьба всегда права,
О церкви той, где он был коронован
Пускай расскажет новая глава.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ.
СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ [8]
Собор премудрости блаженной
И Веры, что в душе живёт,
Хранят его святые стены
Искусства трепетный полёт.
Ещё во время Константина [9]
Святой собор задуман был,
Но только среди дней старинных
Он так прекрасен стал и мил.
Он пережил в судьбе так много,
Осады полчищ вражьих сил [10],
Но среди всей судьбы дорогу
Он Вечной Верой осветил.
Все сорок лет прошло и что же,
Но вот пришёл Юстиниан [11] ,
Собор построить он поможет,
Как символ, что в награду дан [12].
А люди не скупились всё же,
Несли богатства в тот собор
И Вера к душам путь проложит,
Храня в себе Любви костёр.
Землетрясенья не однажды
Пытались рушить душ причал,
Теперь же пусть узнает каждый
Как подлый враг венец принял.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ.
КОРОНАЦИЯ.
И вот Морчуфль добился цели,
Собор был полон горожан
И все тогда узреть хотели
Его, что им владыкой дан.
Принял корону он так скоро,
Он отказаться здесь не мог,
К чему пустые разговоры,
Все Верили, что с ними Бог.
Но только Бог ещё накажет
Того, кто трон к рукам прибрал,
Он день и ночь стоит на страже
И для него весь мир так мал.
Бог видит всё, я точно знаю,
Он за грехи воздаст сполна,
Пока всех дней шальная стая
Кому-то на земле нужна.
А мы с тобой ещё услышим,
Как злой Морчуфль от ран умрёт,
Бог видит всё, карая свыше
За жизни прерванный полёт.
Но это будет чуть позднее,
Теперь же власть он получил
И злую душу снова греет
Сиянье золотых светил.
А для него уже не свята
Та Вера, что уже мертва,
Что делал старый Император [13],
Расскажет новая глава.
1. Алексея IV попрекали его прежней близостью к крестоносцам, вменяли ему в вину уплату им денег, переплавку священных сосудов, произведенную для того, чтобы получить золото, о чем рассказывает Никита Хониат. В вину Алексею IV вменяли также тот факт, что, даже отмежевавшись от латинян, он оказывал им лишь слабое сопротивление. Сведения Никиты Хониата на этот счет близки к сообщаемому Гунтером Пэрисским.
2. Морчуфлем его назвали из-за сросшихся бровей.
3. Алексей V Дука по прозвищу Мурзуфл («насупленный», из-за сурового взгляда и густых бровей), ум. 1205 — император Византии с 5 февраля по 12 апреля 1204. Принял власть после падения династии Ангелов, но вскоре проиграл войну крестоносцам, основавшим в разгромленном Константинополе Латинскую империю.
4. В те времена он был мужем Евдокии Ангелины. Евдокия Ангелина Комнина (ок. 1173 — 1211) — младшая дочь византийского императора Алексея III, племянница императора Исаака II Ангела, двоюродная сестра императора Алексея IV Ангела. В 1190 году, в то время как Алексей III находился в изгнании в Палестине, была выдана своим дядей Исааком II за Стефана, сына сербского жупана Стефана Немани, её мужу в честь бракосочетания с византийской принцессой был пожалован титул севастократора. В этом браке Евдокия родила шестеро детей, однако в конце 1199 года была публично обвинена мужем в неумеренном сладострастии(?) и измене, и изгнана из дворца в одной сорочке. Брат Стефана II Вукан дал ей одежду и с подобающей честью отправил в Диррахий, откуда она прибыла в Константинополь в 1200 году. Реальной причиной высылки был не столько разлад семейной жизни, сколько смена политической ориентации Сербии — с Константинополя на Рим. В столице империи Евдокия стала любовницей Алексея Мурцуфла, будущего императора Алексея V. После захвата города крестоносцами в апреле 1204 года, Евдокия вместе с Алексеем V и своей матерью Евфросинией бежала к своему отцу-императору в Мосинополь. В Мосинополе Евдокия с одобрения своего отца официально сочеталась браком с Алексеем Мурцуфлом, но в начале лета 1204 года по приказу Алексея III его новый зять был ослеплен в бане, несмотря на бурный протест Евдокии, поносившей отца отборной бранью. Затем по настоянию отца в начале 1205 года в Лариссе Евдокия вышла замуж за Льва Сгура, неродовитого сына архонта, боровшегося за власть в Средней Греции и Пелопоннесе.
5. Протовестиарий- высокопоставленный византийский сановник из числа евнухов, ведавший вестиарием - личным казнохранилищем императора ромеев. Сопровождал василевса в походах и мог командовать войсками.
6. По нелепой случайности письмо крестоносцам должен был относить Морчуфль, который и являлся главой заговора. Именно по той причине крестоносцы так и не получили этого письма.
7. Алексей IV был арестован Мурцуфлом, официальное положение которого давало ему свободный вход во дворец, в ночь на 28 января 1204 г. Его отвели в тюрьму, где через несколько дней, в начале февраля 1204 г., удушили. Заговорщикам благоприятствовали неожиданные события, развернувшиеся в сфере социально-политической борьбы в Византии. 25 января 1204 г. произошло восстание столичного плебса, который побудил синклит и духовенство, собравшиеся в соборе св. Софии, озаботиться назначением преемника Алексея IV: три дня спустя таковым был избран молодой человек по имени Никола Канав (об этом повествуют и Никита Хониат, и автор хроники «Константинопольское опустошение»). Тогда Алексей IV отправил в лагерь крестоносцев гонцов, прося через них занять Влахернский дворец, а его самого, императора, взять под свою защиту (впрочем, судя по уже упоминавшемуся письму Бодуэна I к папе, Алексей якобы предложил крестоносцам занять дворец в качестве своего рода залога, Бонифаций же Монферратский, отправившийся к Алексею IV, будто бы в шутку настаивал на большем). Мурцуфль, который, согласно данным этого письма, точно знал (от человека, посланного Алексеем IV в лагерь) о его просьбе, открыл грекам замыслы императора и, осуществив со своей стороны военные приготовления, ночью (детали передает Никита Хониат) приказал отправить императора в тюрьму, а сам занял его место; затем он отделался и от Николы Канава (согласно «Константинопольскому опустошению», тот был обезглавлен).
8. Собо;р Свято;й Софи;и — Прему;дрости Бо;жией[1], Святая София Константинопольская, Айя-София (греч. ;;;; ;;;;;, полностью: ;;;; ;;; ;;;;; ;;; ;;;; ;;;;;;; тур. Ayasofya) — бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-София (тур. Ayasofya M;zesi).
9. Собор был построен в 324—337 годах при византийском императоре Константине I[3]. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II[4]. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина[5]. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля»[6]. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом[7].
10. Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году[8]. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора.
11. Фла;вий Пётр Савва;тий Юстиниа;н (лат. Flavius Petrus Sabbatius Iustinianus, греч. ;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;;), более известный как Юстиниа;н I (греч. ;;;;;;;;;;;; ;') или Юстиниан Великий (греч. ;;;;; ;;;;;;;;;;;;; 483, Тавресий, Верхняя Македония — 14 ноября 565, Константинополь) — византийский император с 1 августа 527 вплоть до своей смерти в 565 году. Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским[1].
12. Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи[11]. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих[11].
13. Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора, Собор также пострадал от землетрясения 989 года, в особенности разрушению подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.
14. Имеется в виду Император Исаак II Ангел
Рег.№ 0039684 от 18 марта 2012 в 19:14
Другие произведения автора:
Эльвира Халикова # 3 декабря 2013 в 16:27 0 | ||
|