Хомус
– музыкальный инструмент, который пришёл из глубокой древности. Историки
утверждают, что в том или ином виде этот инструмент существовал на всех
континентах и у многих культур. Предположительно предком хомуса был охотничий
лук. Человек упирался зубами в один его конец, а другой ставил на землю и
извлекал звуки, дёргая
за тетиву.
Подобный
инструмент есть практически у каждого народа. Отличие лишь в названии и
оттенках звучания.
Оказывается,
на хомусе (варгане) играли римские патриции, испанские гранды.
Хомус
был чрезвычайно популярен в России. Во время раскопок, проходивших в Великом
Новгороде, археологи обнаружили хомусы 14-го века.
Он
был одним из товаров славянских коробейников. Даже Пётр Первый любил
музицировать на варгане. Возможно, варганная музыка имела столь широкое
распространение потому, что игра на варгане — импровизация, песнь души, и
каждый, прикасаясь к этому инструменту, может выразить свои чувства,эмоции
и настроение.
Сегодня
центром изготовления варганов является Якутия.
В
городе Якутске находится единственный в мире музей хомуса. В нём собрано более
2 тысяч экспонатов, рассказывающем об этом удивительном инструменте.
Музей
бережно хранит духовное наследие различных народов. В нём проходят конференции,
лекции, встречи, экскурсии, направленные на сохранение и развитие инструмента.
В
Якутии проходят международные мероприятия, посвященные варганной музыке и
якутскому хомусу в частности. Удивительно, но якутские хомусы и до сих пор ещё
изготавливаются дедовским методом, вручную. Любой звук — это вибрация воздуха.
Органы человека, каждая клеточка нашего организма, тоже вибрируют, причём на
определенной частоте. Когда частота музыкальных вибраций инструмента совпадает
с частотой вибрации нашего организма, наступает абсолютная гармония. У
якутского хомуса это получается очень хорошо.
Людмила!
Низкий Вам поклон за неподдельный, искренний интерес к национальной культуре народа Саха!
Хомус обладает также и целебной силой: http://ona-plus.ru/tselebnaya-sila-homusa/
Людмила!
В старину у якутов, вплоть до XIX в., широко бытовали различные разновидности варгана: «кулуhун хомус» («камышовый хомус»), мас хомус («деревянный хомус»), «унуох хомус» («костяной хомус»). Но постепенно на первый план выходит «тимир хомус» («железный хомус»), со временем вытеснив все другие разновидности. По-видимому, это можно объяснить ролью хомуса в жизни якутов, когда на первых этапах своего существования этот инструмент выполнял функцию аккомпанирующего «ротового» бубна в древних культовых обрядах, а затем постепенно вошёл и в повседневную жизнь якутов уже как самостоятельный музыкальный инструмент. Так как возможности звучания хомуса из камыша, дерева, кости были весьма ограниченными, поиски «этигэн хомуса» («громкозвучного, певучего хомуса») еще не были остро поставлены. Дореволюционная якутская хомусная музыка заметно отличалась от современной своим сугубо личным, интимно-камерным характером звучания.
Во времена советской власти все знания о хомусе (варгане) были практически вычеркнуты. Так как хомус был непременным атрибутом шаманов, в нём усматривалось нечто мистическое, эзотерическое. Наверное поэтому у современных россиян сложился стереотип, что варган или хомус — обрядовый атрибут исключительно северных народов. На самом деле подобных инструментов множество в разных странах и у разных народов. Российские мастера хомуса считают, что якутский хомус занимает в этом ряду первое место. Он самый звонкий и мощный, пригодный как для медитаций, так и для использования в музыкальных композициях. Поэтому в своем творчестве они продолжают традиции якутских мастеров.
Человек обращался к игре на хомусе:
- в самые тяжелые минуты горя – «санаар5абыллаах тардыылар»,
- игра на хомусе была связана с традицией любовных признаний – «таптыыр киhитигэр хоhуйан тардыылар»,
- выказывать сокровенные чувства человека, перекликаясь с жанром любовных песен-импровизаций «туойсуу».
- через хомус люди могли разговаривать,
- хомус считался любимым инструментом девушек и женщин, они играли хомусные песни, выделив их особый жанр хомусные песни - («хомус ырыата»),
- существовала также и традиция коллективной игры на хомусе,
- хомус всегда украшал праздники ысыах наряду с традиционными народными песнями и хороводными танцами.
Свободная фантазия якутских хомусистов подкрепленная интонационными, обертональными и звуко-изобразительными приемами игры на хомусе дали простор разнообразным композициям, близким импровизационной природе якутского фольклора
Впервые звучание якутского хомуса в профессиональной музыке было воссоздано в 60-е годы прошлого века Г. Н. Комраковым в небольшой фортепианной пьесе, а сегодня уже создаются сольные произведения для хомуса в сопровождении с симфоническим и народными оркестрами, хомус проник во многие жанры профессиональной якутской музыки.
Якутская хомусная музыка имеет огромные перспективы развития как в фольклорном бытовании, так и в развитии профессиональной якутской музыкальной культуры.
Якутская хомусная музыка наряду с бытованием в народе должна существовать в тесном контакте с профессиональным композиторским творчеством т. к. в этом заключается перспективы ее дальнейшего развития.
Мария!
Пожалуйста, прочитайте внимательно и до конца интервью девушки с украинскими корнями, но считающей себя истинной саха, Олена Подлужная вот уже 23 года популяризирует хомус во всем мире: http://news.ykt.ru/article/55666?gotop.news
Спасибо!
С уважением.