Милый
толстый человек.
Обормот из
обормотов.
Лик его застыл навек
Посреди
живых потоков.
Живо место,
жив и он
В каждой
новой акварели
Омывают
горный склон
Ливни, ветры, да метели.
Духом сыт
весь Коктебель
Всеволошинское
поле….
Август
прожит. Ждем апрель…
Капитан бы
был доволен.
Личный срез
мыслей о жизни Максимилиана Волошина
Находясь в
Коктебеле (6-7 октября 2018г.), на
набережной, мысли были только про то, как добраться до могилы поэта. Достаточно
долго и высоко туда идти, да и от солнца жара сильная, несмотря на октябрь. Сейчас
время, когда вода в море уже достаточно холодная, а солнце еще выжаривает людей в дневные часы.
Пожалуй, не
смогу туда «долезть», да еще в босоножках по степной тропе. Туда тяжело, а
обратно – страшно – высоты боюсь… Наверное, следует ограничиться музеем.
Фото - вид практически с места, где расположена могила поэта.
А ведь Волошин
тут по склонам «круги наворачивал», да гостей своих по горам таскал. Всем - по хитону, по клюке и вперед, по пыльным пустым горным тропкам. А
интересно, на Кара-Даг эти гости - дачники, что из племени Обормотов посягали?
Пожалуй, там
не походишь в хитоне, да с посохом просто так, гуляючи.
***
Великий человек.
Глубоко чувствующий, понимающий многое невыразимое, ощущающий себя иногда неполноценным, глубинно виноватым потому, что душа проходила круги постижения жизни в мужском теле…А хорошо
помнила себя единой, с женским и мужским началом, с божественными правами и
силой, проявить которую в этой жизни было невозможно.
А мать -
Елена Оттобальдовна Глязер – немка с семитскими, как я понимаю, корнями, хотела чтобы
сын был юристом…Ну, какой же юрист, если астма?
Ох…А знаете,
от чего эта болезнь бывает у людей?
Они боятся
жить. Сильно зависят от матери. Испытывают бесконечное чувство вины даже за то,
чего не делали …Сами не могут прожить катастрофически…Беспомощны перед жизнью. Это
боязнь во всех проявлениях и страх того, что мать будет ругать. И невозможность самому себе признаться в этом
страхе, который сидит чрезвычайно глубоко. Даже мысль о нем перехватывает
дыхание и замуровывает вдох…И в глазах темнеет сразу и пути дальше не видать.
Страх.
Такая вот
сильная зависимость от авторитарности сильной женщины - матери.
Матерь тех мест, как ее называли.
Такая сила
не могла не повлиять на жизнь и судьбу поэта.
Освободиться
от нее было невозможно, и жизнь с ней была
недолгой. Такие натуры как дают энергию, так и забирают ее.
Только очень сильному духом человеку под силу
уйти из-под деспотичного характера родителя, - отстраниться, да еще сохранить необходимое уважение
и почитание.
С молодости
все чувства поэта находились под контролем властолюбивой Елены Оттобальдовны .
Первый брак
был короток, хотя поэт, как мне кажется, до конца жизни любил Маргариту. И
барельеф, что ему удалось привезти из Парижа, который до самой смерти висел в
его мастерской, очень похож на первую любовь Максимилиана. Тут фото, что сделала
я позавчера, в мастерской художника-поэта. Где мы видим, что барельеф еще там,
и будет там всегда.
Маргарита Васильевна Сабашникова-Волошина - первая жена Максимилиана
Мать Максимилиана - вдова
Кириенко - Волошина, унаследовала приличное состояние, построила несколько
домов – поместий самостоятельно . Диктатор
в юбке, с многочисленными способностями,
однако достаточно снисходительно
относившуюся к поэтическому дару…
Правда, поэтов
– женщин откровенно не любила.
Экскурсовод
в музее:
«Волошин
совсем не брал денег за проживание со своих гостей. А тем не менее, в его доме
за сезон бывало до 700-от человек.. Весь «Серебряный
век» гостил тут. Это мы знаем по расходным книгам, что с немецкой педантичностью заполняла
мать поэта.. .
Все заботы
по питанию и прочим бытовым вопросам взяла на себя Елена Оттобальдовна…Она собирала
деньги с гостей, наняла кухарку и гости могли спокойно заниматься творчеством,
не отвлекаясь на всякий быт…»
Ну, разве под
силу поэту вести дом?
Разве может
человек с душой мытаря соблюдать чистоту и руководить стройкой?
Или, к
примеру, рассчитать, сколько понадобится дров на зиму, да и картошки с луком?
Быт, быт…материальное…
Волошин прожил вне этих забот, сначала благодаря матери, а потом – второй
жене Марии, что появилась рядом лишь накануне смерти матери, помогала ухаживать
за ней и существенно продлила годы жизни
самого поэта.
Полноценное счастье Макса возможно было только в отсутствии
матери, которая до самой смерти не
отпускала от себя единственного сына, полностью контролировала его увлечения и «блюла»
его мужскую неприкосновенность.
А ведь
заметьте, как часто мы встречаем в жизни подобную картину – взрослый сын без
семьи ( к разбитию которой приложила руку любимая мама) и мать, потерявшая
мужа, либо загубившая его своим жестким
характером.
И живут вдвоем, энергетически довольно
комфортно потому что , формально – мужская и женская энергия питают друг друга,
они не чуждые друг другу. Но отношения
матери и сына не могут дать того
развития и продвижения в профессии и в жизни, как энергетическое взаимодействие с любящей и верной
супругой…
Поздно пришла
в его жизнь Мария, скорее, это были дружеские отношения и откровенная забота о
пожилом и больном человеке.
Фото: вид из дома Волошина. А внизу - сегодняшний вид оттуда же.
Низвергнута была
душа
Для
проживания в человечьем ,
В простом, в
мужском. Отнюдь не вечном.
В
одномоментном кутеже…
В отсутствии,
пожалуй, смысла
Сиюминутных
наслаждений.
И
нестандартностью решений
Всех повергающая
в мрак…
Понять его
мог лишь дитя,
Без
материальных устремлений
Душа поэта –
то стезя
Непонимаемая
мнениями.
Аполитичен,
незлоблив,
На женское
ссылаясь часто,
Он в жизни
был нетороплив,
Лишь смерть
поторопил напрасно.
Назначив
место. Духом там
Поторопился
поселиться.
На склоне,
поддался мечтам.
И продолжает
веселиться.
Очень
хотелось снять ролик об экскурсии. Но памяти телефона оказалось мало на все мои
репортажи про поездку за два дня. Или я много говорю, или просто карта
памяти маловата, - не вписалась моя говорильная суть в ее формат…
Пришлось удалять то, что не совсем важно, срочно вычищать лишнее, а такого оказалось крайне мало.
Одна дама во
время экскурсии, увидев на стенде со старыми документами фото известных
личностей, громко воскликнула с
очевидной обидой в голосе: » Так он что же, и Махно принимал?»
- Всех
принимал,- прошептала я, и белых и красных. Люди все жить хотят.
Потом уже
экскурсовод объяснял про генерала Маркса, и прочее, - как прятал Волошин на своем чердаке разных
людей во времена смуты.
В начале экскурсии
нас предупредили, что делать фото бесплатно нельзя. А особенно снимать акварели
со вспышкой.Ну…мы. конечно. Послушно не фотографировали в трех залах..А уж в
мастерской развернулись.
И вот фото, где
старинное зеркало с серебряным покрытием. Это зеркало – наследство от бабушки Максимилиана. И именно он в 1906 году
сделал с помощью него первое селфи…Сделав снимок своего отражения в нем. Кстати, оно совсем не
искажает. Сделано оно в Венеции. Мы там тоже отразились несколько раз. Там,
конечно, бездна информации, страшно глянуть туда, так я вам скажу.
Мне удалось
постоять несколько минут за канторкой
Алексея Толстого. Именно тут он работал. Стоя.
- А как вы
думаете, почему стоя?, - спросил экскурсовод .
И сам
ответил: «Потому что имел дурную привычку заработаться до голодного обморока. И
чтобы этого не случалось, предпочел падать и уже с полной очевидностью понимать, что пора
что-то съесть.»
Вот она, слева на первом фото и вид сверху - на втором.. Я за нее держалась.
На пороге в
мастерскую поэта лежит подкова. Мы спросили, - а почему же она лежит? Ведь принято
вешать ее над дверью, в виде чаши, чтобы наполнялась добром и достатком.
А нас «просветили»,
что на пороге кладут, а вернее, - вбивают подкову в порог для того, чтобы каждый
переступающий имел возможность «подковаться удачей».
В общем, мы
подковались, о чем есть и свидетельство…
На трех «палубах»
Волошинского корабля, фактически, осталось все как при жизни поэта – посмотрите
фото. В мастерскую мы поднимались по
старой лестнице из деревянных досок. Это вторая палуба. На этом фото дом в сегодняшнем виде и на первом фото – он почти
такой же, возможно цвет где-то отличается, но незначительно.
Двадцать с
лишним «кают» на «корабле», две «палубы» и «капитанский мостик» – на самом верху, и каюта капитана, - мастерская. куда зайти можно было только по приглашению капитана.
Вот фото –
вид со второй палубы. Позади которой мастерская поэта и художника.
Вот любимая
картина мастера – Киммерия. Так называл Максимилиан эти места.
Оказывается,
над территорией поместья и окрестностей
почти никогда не идет дождь…Прямо как у нас, в Заозерном.
Был случай: во время прогулки ветер сорвал с головы Макса соломенную шляпу и
она, под хохот поэта, вращалась и планировала на особых воздушных потоках, что
выходили из земли. Об этом необычном явлении Максимилиан поведал Королеву Говорят,
что это значительно повлияло на создание некоторых чертежей и на измышления
ученого.
Еще говорят,
что такое особое место еще только в Южной Америке..Ну вот поспорю, поскольку и
у нас, в Заозерном дожди - редкость…Рядом, в Евпатории - заливает, а у нас –
сплошные воздушные потоки из земли…Горячие.
И на даче нашей, под Киевом -
участок расположен на холме, который
обходят все дожди .
И в Ольвии –
такая же ситуация…
Такое вот мы
привнесли открытие для экскурсовода…
Можно
сказать , сделали вклад, буквально…
В мастерской
художника огромная библиотека, что расположена выше этажом – лестница с
подиумом огибает помещение мастерской и можно легко подняться и обойти второй
этаж библиотеки не выходя, фактически, из мастерской. Многие метры книг. Десятки
метров, а возможно и сотня…Туда где содержатся настольные книги мастера – людей
не пускают.
Сообщили нам,
что древние книги по истории, что
содержатся в этой библиотеке, цифруют сейчас
и постепенно все сведения будут появляться в интернете.
Любопытный
экспонат, о котором хочется сказать отдельно.
Этот обломок древнего корабля, что море «подарило»
поэту после шторма, во время проулки по берег. Он говорил, что это дар Посейдона лично ему.
И вот, как
бы скептически гости поэта не относились к этой непрезентабельного вида доске,
но сегодня сделан спектральный анализ и выяснилось, что медные кованые гвозди,
что присутствуют в куске окаменелого дерева, изготовлены
около 12 тысяч лет назад. Так что это действительно подарок Богов поэту.
А лежит он над правой кроватью, плохо видно, конечно - освещение только дневное естественное.
О поездке
есть видео репортаж, на всем протяжении пути велась съемка, там и о дороге, и
про гостиницу, в которой мы останавливались. И любопытные приключения - многое
то, чем хотелось поделиться.
Но наверное
хорошо, что мне не хватило памяти , чтобы снять экскурсию. Все равно бы не дали
там поснимать то, что хотелось. В статье я более подробно смогла рассказать и переосмыслить поездку, выложить
и стихи, что пришли уже после поездки. А желающих приглашаю на ютуб, на
одноименную страницу – знакомьтесь с нами ближе.
https://www.youtube.com/watch?v=mPVvxZPFI_I
https://www.youtube.com/watch?v=Q2jegIGbmaU
Это видеорепортаж о поездке Евпатория- Судак - Коктебель.
А дальше - знаменитая уже сегодня Коктебельская достопримечательность, практически наряду с музеем Волошина.
Полюбень - трава.
Венец всему - бабулька Люда
"Травой.." ее называли мы...
Поскольку, имя не забыли
Среди всей этой кутерьмы.
На Коктебельском взморье, лихо,
Травой венчает нас на год,
К демографическому взрыву,
Готовит Люда весь народ..
Смотрите в инете на ютубе для поднятия ...всего...
Другие произведения автора:
Запомни
Анекдотец от Мирики 23
Про лабутены (18+)
Это произведение понравилось: