О Волошине, о его доме и жизни. Коктебельские мысли и фото

10 октября 2018 — Мирика Родионова
article293204.jpg

 

 

Милый толстый человек.

Обормот из обормотов.

Лик его  застыл навек

Посреди живых потоков.

 

Живо место, жив и он

В каждой новой акварели

Омывают горный склон

Ливни,  ветры, да метели.

 

Духом сыт весь Коктебель

Всеволошинское поле….

Август прожит. Ждем апрель…

Капитан бы был доволен.

 

 Личный срез мыслей о жизни Максимилиана Волошина

Находясь в Коктебеле  (6-7 октября 2018г.), на набережной, мысли были только про то, как добраться до могилы поэта. Достаточно долго и высоко туда идти, да и от солнца жара сильная, несмотря на октябрь. Сейчас время, когда вода в море уже достаточно холодная, а солнце еще выжаривает  людей в дневные часы.

Пожалуй, не смогу туда «долезть», да еще в босоножках по степной тропе. Туда тяжело, а обратно – страшно – высоты боюсь… Наверное, следует ограничиться музеем.

 

 

 Фото - вид практически с места, где расположена могила поэта. 


А  ведь Волошин тут по склонам «круги наворачивал», да гостей своих по горам таскал. Всем - по хитону, по клюке и вперед, по пыльным пустым горным тропкам. А интересно, на Кара-Даг эти гости - дачники, что из племени Обормотов посягали?

Пожалуй, там не походишь в хитоне, да с посохом просто так, гуляючи.


 ***


Великий человек. Глубоко чувствующий, понимающий многое невыразимое, ощущающий себя иногда неполноценным, глубинно виноватым потому, что душа проходила круги постижения жизни в мужском теле…А хорошо помнила себя единой, с женским и мужским началом, с божественными правами и силой, проявить которую в этой жизни было невозможно.

 

А мать - Елена Оттобальдовна Глязер – немка с семитскими, как я понимаю, корнями, хотела чтобы сын был юристом…Ну, какой же юрист, если астма?

Ох…А знаете, от чего эта болезнь бывает у людей?

Они боятся жить. Сильно зависят от матери. Испытывают бесконечное чувство вины даже за то, чего не делали …Сами не могут прожить катастрофически…Беспомощны перед жизнью. Это боязнь во всех проявлениях и страх того, что мать будет ругать.  И невозможность самому себе признаться в этом страхе, который сидит чрезвычайно глубоко. Даже мысль о нем перехватывает дыхание и замуровывает вдох…И в глазах темнеет сразу и пути дальше не видать. Страх.

Такая вот сильная зависимость от авторитарности сильной женщины - матери.

Матерь тех мест, как ее называли.

Такая сила не могла не повлиять на жизнь и судьбу поэта.

Освободиться от нее было невозможно, и жизнь с ней была  недолгой. Такие натуры как дают энергию, так и забирают ее.

 Только очень сильному духом человеку под силу уйти из-под деспотичного характера родителя,  - отстраниться, да еще сохранить необходимое уважение и почитание.

С молодости все чувства поэта  находились  под контролем властолюбивой Елены Оттобальдовны .

Первый брак был короток, хотя поэт, как мне кажется, до конца жизни любил Маргариту. И барельеф, что ему удалось привезти из Парижа, который до самой смерти висел в его мастерской, очень похож на первую любовь Максимилиана. Тут фото, что сделала я позавчера, в мастерской художника-поэта. Где мы видим, что барельеф еще там, и будет там всегда.


 

 

 

Маргарита Васильевна Сабашникова-Волошина  - первая жена Максимилиана

Мать Максимилиана - вдова Кириенко - Волошина, унаследовала приличное состояние, построила несколько домов – поместий самостоятельно .  Диктатор в юбке, с  многочисленными способностями, однако  достаточно снисходительно относившуюся к поэтическому дару…

Правда, поэтов – женщин  откровенно не любила.

 

Экскурсовод в музее:

«Волошин совсем не брал денег за проживание со своих гостей. А тем не менее, в его доме за сезон бывало до 700-от  человек.. Весь «Серебряный век» гостил тут. Это мы знаем по расходным  книгам, что с немецкой педантичностью заполняла мать поэта.. .

Все заботы по питанию и прочим бытовым вопросам  взяла на себя Елена Оттобальдовна…Она собирала деньги с гостей, наняла кухарку и гости могли спокойно заниматься творчеством, не отвлекаясь на всякий быт…»

Ну, разве под силу поэту вести дом?

Разве может человек с душой мытаря соблюдать чистоту и руководить стройкой?

Или, к примеру, рассчитать, сколько понадобится дров на зиму, да и картошки с луком?

Быт, быт…материальное…

Волошин  прожил вне этих забот,  сначала благодаря матери, а потом – второй жене Марии, что появилась рядом лишь накануне смерти матери, помогала ухаживать за ней и  существенно продлила годы жизни самого поэта.

 


Полноценное счастье  Макса возможно было только в отсутствии матери, которая  до самой смерти не отпускала от себя единственного сына, полностью контролировала его увлечения и «блюла» его  мужскую неприкосновенность.

А ведь заметьте, как часто мы встречаем в жизни подобную картину – взрослый сын без семьи ( к разбитию которой приложила руку любимая мама) и мать, потерявшая мужа, либо загубившая  его своим жестким характером.

 И живут вдвоем, энергетически довольно комфортно потому что , формально – мужская и женская энергия питают друг друга, они  не чуждые друг другу. Но отношения матери и сына не  могут дать того развития и продвижения в профессии и в жизни, как  энергетическое взаимодействие с любящей и верной супругой…

Поздно пришла в его жизнь Мария, скорее, это были дружеские отношения и откровенная забота о пожилом и больном человеке.

 

 

 Фото: вид из дома Волошина. А внизу - сегодняшний вид оттуда же.

 


 

Низвергнута была душа

Для проживания в человечьем , 

В простом, в мужском. Отнюдь не вечном.

В одномоментном кутеже…

 

В отсутствии, пожалуй, смысла

Сиюминутных наслаждений.

И нестандартностью решений

Всех повергающая в мрак…

 

Понять его мог лишь дитя,

Без материальных устремлений

Душа поэта – то  стезя

Непонимаемая мнениями.

 

Аполитичен, незлоблив,

На женское ссылаясь часто,

Он в жизни был нетороплив,

Лишь смерть поторопил напрасно.

 

Назначив место. Духом там

Поторопился поселиться.

На склоне, поддался мечтам.

И продолжает веселиться.

 

 Очень хотелось снять ролик об экскурсии. Но памяти телефона оказалось мало на все мои репортажи про поездку за два дня. Или я много говорю, или просто карта памяти  маловата, -  не вписалась моя говорильная суть в ее формат… Пришлось удалять то, что не совсем важно, срочно  вычищать лишнее, а такого оказалось крайне мало.

Одна дама во время экскурсии, увидев на стенде со старыми документами фото известных личностей,  громко воскликнула с очевидной обидой в голосе: » Так он что же,  и Махно принимал?»

- Всех принимал,- прошептала я, и белых и красных. Люди все жить хотят.

Потом уже экскурсовод объяснял про генерала Маркса, и прочее, -  как прятал Волошин на своем чердаке разных людей во времена смуты.

В начале экскурсии нас предупредили, что делать фото  бесплатно нельзя. А особенно снимать акварели со вспышкой.Ну…мы. конечно. Послушно не фотографировали в трех залах..А уж в мастерской развернулись.

И вот фото, где старинное зеркало с серебряным покрытием. Это зеркало – наследство от бабушки Максимилиана. И именно  он в 1906 году сделал с помощью него первое селфи…Сделав снимок  своего отражения в нем. Кстати, оно совсем не искажает. Сделано оно в Венеции. Мы там тоже отразились несколько раз. Там, конечно, бездна информации, страшно глянуть туда, так я вам скажу.

 


Мне удалось постоять несколько минут  за канторкой Алексея Толстого. Именно тут он работал. Стоя.

- А как вы думаете, почему стоя?, - спросил экскурсовод .

И сам ответил: «Потому что имел дурную привычку заработаться до голодного обморока. И чтобы этого не случалось, предпочел падать и  уже с полной очевидностью понимать, что пора что-то съесть.»

 

 

Вот она, слева на первом фото и вид сверху - на втором.. Я за нее держалась.

На пороге  в мастерскую поэта лежит подкова. Мы спросили, - а почему же она лежит? Ведь принято вешать ее над дверью, в виде чаши, чтобы наполнялась добром и достатком.

 

А нас «просветили», что на пороге кладут, а вернее, - вбивают подкову в порог для того, чтобы каждый переступающий имел возможность «подковаться удачей».

В общем, мы подковались, о чем есть и  свидетельство…

 

 


На трех «палубах» Волошинского корабля, фактически, осталось все как при жизни поэта – посмотрите фото. В мастерскую мы  поднимались по старой лестнице из деревянных досок. Это вторая  палуба.  На этом фото дом  в сегодняшнем виде и на первом фото – он почти такой же, возможно цвет где-то отличается, но незначительно.

Двадцать с лишним «кают» на «корабле», две «палубы» и «капитанский мостик» – на самом верху, и каюта капитана, - мастерская.  куда зайти можно было  только по приглашению  капитана.

Вот фото – вид со второй палубы. Позади которой мастерская поэта и художника.


Вот любимая картина мастера – Киммерия. Так называл Максимилиан эти места.

 


Оказывается, над  территорией поместья и окрестностей почти никогда не идет дождь…Прямо как у нас, в Заозерном.

Был случай:  во время прогулки  ветер сорвал с головы Макса соломенную шляпу и она, под хохот поэта, вращалась и планировала на особых воздушных потоках, что выходили из земли. Об этом необычном явлении Максимилиан поведал Королеву Говорят, что это значительно повлияло на создание некоторых чертежей и на измышления ученого.

Еще говорят, что такое особое место еще только в Южной Америке..Ну вот поспорю, поскольку и у нас, в Заозерном дожди - редкость…Рядом, в Евпатории - заливает, а у нас – сплошные воздушные потоки из земли…Горячие.

И  на даче нашей, под  Киевом -  участок расположен на  холме, который обходят все дожди .

И в Ольвии – такая же ситуация…

Такое вот мы привнесли открытие для экскурсовода…

Можно сказать , сделали вклад, буквально…

 

В мастерской художника огромная библиотека, что расположена выше этажом – лестница с подиумом огибает помещение мастерской и можно легко подняться и обойти второй этаж библиотеки не выходя, фактически, из мастерской. Многие метры книг. Десятки метров, а возможно и сотня…Туда где содержатся настольные книги мастера – людей не пускают.

Сообщили нам, что древние книги  по истории, что содержатся в этой библиотеке,  цифруют сейчас и постепенно все сведения будут появляться в интернете.

Любопытный экспонат, о котором хочется сказать отдельно.

 

Этот  обломок древнего корабля, что море «подарило» поэту после шторма, во время проулки по берег. Он говорил, что  это дар Посейдона лично ему.

И вот, как бы скептически гости поэта не относились к этой непрезентабельного вида доске, но сегодня сделан спектральный анализ и выяснилось, что медные кованые гвозди, что присутствуют в куске окаменелого дерева,  изготовлены  около 12 тысяч лет назад. Так что это действительно подарок Богов поэту.

А лежит он над правой кроватью, плохо видно, конечно - освещение только дневное естественное.

О поездке есть видео репортаж, на всем протяжении пути велась съемка, там и о дороге, и про гостиницу, в которой мы останавливались. И любопытные приключения - многое то, чем хотелось поделиться.

Но наверное хорошо, что мне не хватило памяти , чтобы снять экскурсию. Все равно бы не дали там поснимать то, что хотелось. В статье я более подробно смогла  рассказать и переосмыслить поездку, выложить и стихи, что пришли уже после поездки. А желающих приглашаю на ютуб, на одноименную страницу – знакомьтесь с нами ближе.

 

https://www.youtube.com/watch?v=mPVvxZPFI_I

https://www.youtube.com/watch?v=Q2jegIGbmaU 

Это видеорепортаж о поездке Евпатория- Судак - Коктебель.

 

А дальше - знаменитая уже сегодня Коктебельская достопримечательность, практически наряду с музеем Волошина.



Полюбень - трава.


Венец всему - бабулька Люда

"Травой.." ее называли мы...

Поскольку,  имя не забыли

Среди всей этой кутерьмы.

 

На Коктебельском взморье, лихо,

Травой венчает нас на год,

К демографическому взрыву,

Готовит Люда весь народ..

Смотрите в инете на ютубе для поднятия ...всего...


 

 

 

 


© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0293204 от 10 октября 2018 в 13:21


Другие произведения автора:

Запомни

Анекдотец от Мирики 23

Про лабутены (18+)

Рейтинг: +13Голосов: 131767 просмотров
Светлана Полякова # 10 октября 2018 в 19:34 +2
Мирика Родионова # 10 октября 2018 в 20:02 +2
спасибушки! arb10
Елена Панова # 10 октября 2018 в 20:18 +2
Пока только бегло просмотрела. Завтра буду читать внимательно. Спасибо, Мирика! arb08
Елена Панова # 11 октября 2018 в 19:50 +2
Спасибо большое, Мирика! Очень хорошо, доступно, анализируя, рассказала. Эффект присутствия - на лицо... arb08
Мирика Родионова # 12 октября 2018 в 12:45 +3
Так мне и хотелось, чтобы полный эффект присутствия! Спасибо, Леночка! arb08  sm11
Виктор Петроченко # 10 октября 2018 в 20:50 +2
Мирика, огромное тебе спасибо! Замечательный репортаж, как будто сам там побывал!
Виктор
Мирика Родионова # 11 октября 2018 в 09:35 +2
так я и хотела - чтобы как сами побывали))) Благодарю! arb08
Анатолий Павловский # 10 октября 2018 в 23:32 +2

Великолепные и повествование и фотографии!!!

СПАСИБО!!!

Мирика Родионова # 11 октября 2018 в 09:37 +2
Я старалась. спасибочки! Жаль, невозможно все выложить. arb08

Вот еще фото. по дороге домой уже
Людмила Кузнецова # 10 октября 2018 в 23:49 +2
Спасибо, Мирика!Интересно!
Мирика Родионова # 11 октября 2018 в 09:38 +2
Надеюсь, Людмила, что понравилось и было интересно.    arb08  
   ходили по этой лестнице - очень старая. но крепкая.
Анатолий Шевченко-Зурнаджи # 12 октября 2018 в 11:36 +2
Низкий поклон Вам !!! arb10  arb10  arb10  arb10  arb10  arb10  arb10  br
Мирика Родионова # 12 октября 2018 в 12:45 +2
Это Вам поклонЪ,  Мастер! arb08
Виктор Бекк # 12 октября 2018 в 20:17 +2
Мирика,прекрасная работа, с удовольствием погостил у тебя...Спасибо за путешествие arb08
Нэля Котина # 13 октября 2018 в 04:19 +1
vb115
Мирика, спасибо тебе огромное! Молодец...   Права  Елена Панова - абсолютный  эффект присутствия... arb08
Мирика Родионова # 14 октября 2018 в 17:28 +1
Я рада, Нэля, что ты нас поддержала пониманием, благодарю. arb08
Лора Вербицкая # 14 октября 2018 в 16:00 +2
Мирика, спасибо тебе большое за эту экскурсию и эффект присутствия! С огромным искренним интересом прочитала и посмотрела!
Максимилиан Волошин - фигура необыкновенно притягательная, и особенно тем (для многих, в том числе и для меня), что он был  врагом насилия, что ему одинаково были близки и одинаково от него далеки и белые, и красные. Нет правых, нет виноватых, все достойны жалости и осуждения!  Он спасал их друг от друга, а поэтов - от тех и других! Потрясающая личность!
Ещё раз спасибо, Мирика, что напомнила об этой человеческой глыбе! Не зря  его профиль видится в горЕ. Он и сам его углядел:

   Его полынь хмельна моей тоской,
   Мой стих поет в волнах его прилива,
   И на скале, замкнувшей зыбь залива,
   Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
Мирика Родионова # 14 октября 2018 в 17:28 +2
Лорушка, эта гора сама "доработала его лицо - во время землетрясения отвалились две глыбы и кое-какая мелочь и полностью открылся лик его. То есть место не просто его выбрало, позвало для проживания, а и увековечило... Я глубоко убеждена, что он там до сих пор присутствует и является хранителем Коктебеля. Там его настроение обормотское присутствует во всем.
И бабулька вот та что на последнем фото с нами - она очень "в тренде"... к этому месту...
Посмотри ее на ютубе - Пое*ень - трава - так она называется. Уж не взыщи, народ - но именно так. arb08

Мое любимое у него - По ночам, когда в тумане
Звезды в небе время ткут,
Я ловлю разрывы ткани
В вечном кружеве минут.

Я ловлю в мгновенья эти,
Как свивается покров
Со всего, что в формах, в цвете,
Со всего, что в звуке слов.

Да, я помню мир иной -
Полустертый, непохожий,
В вашем мире я - прохожий,
Близкий всем, всему чужой.
Ряд случайных сочетаний
Мировых путей и сил
В этот мир замкнутых граней
Влил меня и воплотил.

Как ядро к ноге прикован
Шар земной. Свершая путь,
Я не смею, зачарован,
Вниз на звезды заглянуть.
Что одни зовут звериным,
Что одни зовут людским -
Мне, который был единым,
Стать отдельным и мужским!

Вечность с жгучей пустотою
Неразгаданных чудес
Скрыта близкой синевою
Примиряющих небес.
Мне так радостно и ново
Все обычное для вас -
Я люблю обманность слова
И прозрачность ваших глаз.
Ваши детские понятья
Смерти, зла, любви, грехов -
Мир души, одетый в платье
Из священных, лживых слов.
Гармонично и поблёкло
В них мерцает мир вещей,
Как узорчатые стекла
В мгле готических церквей...
В вечных поисках истоков
Я люблю в себе следить
Жутких мыслей и пороков
Нас связующую нить.

Когда ж уйду я в вечность снова?
И мне раскроется она,
Так ослепительно ясна
Так беспощадна, так сурова
И звездным ужасом полна!
Максимилиан Волошин, 1903, Коктебель

Ну и "Обманите меня.." тоже вот близко.
arb08
Лора Вербицкая # 17 октября 2018 в 18:11 0
Космического величия стихотворение!
Мирика Родионова # 19 октября 2018 в 12:16 +1
И ведь не поспоришь... arb08
Смотри. вчера вот сделала -  


  
Лора Вербицкая # 30 октября 2018 в 15:44 0
Мастерица!!!
Достойно уважения и восхищения!   vb115
Мирика Родионова # 31 октября 2018 в 14:03 0
Вот с тех пор сколько наделано изделий и сколько отдано в хорошие руки, как принято говорить...! вечером сюда фотки загружу - пока в обработке.С Женей вместе так отдыхаем)))) arb08
Лора Вербицкая # 6 ноября 2018 в 20:00 0
vb115
Next # 15 октября 2018 в 16:08 +1
Коктебель -ностальгия моя))
В детстве три года подряд  отдыхал там.
Волшебная страна.
Спасибо Мирика sm11
Мирика Родионова # 19 октября 2018 в 12:34 0
благодарю, Лео, очень приятно. Приезжай, съездим вместе туда еще раз. arb08
Сергей Фатулев # 3 ноября 2018 в 22:16 0
Потрясающе, Мирика!
И познавательно, и красиво!
Здорово!

С теплом,
Сергей Ф.