ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЖУРНАЛА "ПАРУС"
Анкета журнала «Парус»
1.
Расскажите, что стало причиной Вашего
прихода в литературу? Какими были первые опыты?
Свое призвание – творить в сфере
поэзии и литературы – я чувствовал еще в школьные годы. И тогда же стал
посещать детский кружок поэзии, руководимый замечательным ленинградским поэтом,
Глебом Сергеевичем Семеновым. Первыми моими опытами были конечно стихи – они тоже были написаны уже в школьные годы и среди этих стихов встречались, кстати
говоря, и очень удачные.
2.
Кого можете назвать своими
литературными учителями?
Строго говоря, учителей
как таковых в поэзии и литературе у меня не было. Но были – кумиры. Это,
например, Александр Блок и Анна Ахматова. Их образы и их поэзия были овеяны для
меня ореолом избранности и, конечно, властно влияли на мое формирующееся литературное сознание.
3.
В каких жанрах Вы пробовали себя?
В поэзии, философской
эссеистике и литературной критике, в историко-литературных и биографических исследованиях.
4.
Как бы Вы могли обозначить сферу
своих литературных интересов?
Пожалуй, это сплав поэзии и мысли… Я убежден, что подлинно
творческое и созидательное мышление – это мышление образами. И меня всегда
тянуло к нему неодолимо. Вместе с тем для меня мышление образами есть не просто созидание эстетически прекрасного,
но процесс осмысления человеком
окружающей реальности и процесс самопознания - то есть именно мышление, имеющее философическую и экзистенциальную заостренность и значимость.
5.
Какого автора, на Ваш взгляд, следует
изъять из школьной программы, а какого — включить в нее?
Я не берусь авторитетно судить
о содержании современных школьных программ по литературе. Но если в них
есть до сих пор Некрасов, то его надо
исключить несомненно - это фальшивый,
поддельный поэт, так называемый «певец
народного горя», а на самом деле весьма алчный коммерсант в литературе, большой игрок,
картежник, весьма несимпатичная личность, знать о сочинениях и жизни которого детям совершенно не обязательно. В стихах
Некрасова вечно звучат фальшивые ноты, вечно чувствуется и становится доминантой
елейно-приторное воспевание народа и слащаво умильное печалование о его «горькой доле», в
котором больше притворства и обычной псевдодемократической показухи, чем искренности и подлинной глубины
чувства.
6.
Есть ли такой писатель, к творчеству
которого Ваше отношение изменилось с годами кардинальным образом?
Пожалуй, нет такого
писателя. Кого любил в юности – того и сейчас люблю, Блока,
Марселя Пруста, Бунина, Льва Толстого.
7.
Каковы Ваши предпочтения в других
видах искусства (кино, музыка, живопись…)?
Музыку и живопись я очень ценю, хотя не могу сказать, что в них
глубоко разбираюсь и способен, например,
по достоинству оценить новаторство в этих сферах искусства. А от кино я
очень далек и в целом его искусством не
считаю, хотя проблески, приближение к настоящему искусству, были и в кино
(фильмы Эйзенштейна, Козинцева и др.)
8.
Вы считаете литературу хобби или
делом своей жизни?
Литературе я отдал и отдаю до сих пор всю свою жизнь.
Меняются только жанры в которых я работал и работаю ныне. В молодые годы и
сейчас - это поэзия и только поэзия. А
было время когда я был увлечен историко-литературными
исследованиями, писал книги о замечательных русских писателях и
мыслителях, Ап. Григорьеве, В.В. Розанове, Вл. Соловьеве, основателе
славянофильства И.В. Киреевском. Потом на годы увлеченно погружался в
литературную критику и эссеистику. Но доминантой моего творческого пути была и
остается поэзия, слившаяся для меня с философическим погружением в экзистенциальные
глубины жизни.
9.
Что считаете непременным условием
настоящего творчества?
Непременным условием творчества
является максимальная творческая
свобода. Я мучился в годы советской власти от отсутствия этой свободы, просто
мучился. И ни мою поэзию, ни мои свободные опыты в других жанрах (философическую
эссеистику, исторические очерки) в советскую печать не
пропускали – для меня оставался
только самиздат. В последние два-три
года правления Михаила Горбачева меня,
правда, уже пропускали иногда и в официальную печать. Но это были годы ослабления и затем полной отмены
цензуры, когда советская система уже катилась в пропасть…
10.
Что кажется Вам неприемлемым в
художественном творчестве?
Неискренность, душевная фальшь. Когда
она чувствуется в произведениях искусства (в той же поэзии) это неприятно, более того - просто противно. И в итоге сводит на нет художественную подлинность и значимость тех произведений, в которых такая душевная фальшь проявляет себя и
господствует.
11.
Расскажите читателям «Паруса»
какой-нибудь эпизод своей творческой биографии, который можно назвать
значительным или о котором никто не знает.
Я расскажу смешной эпизод, который
никак нельзя назвать значительным, но
который, как мне кажется, немало
говорит о преимуществах (правда, в несколько ироническом
ключе) литературной известности и славы даже в повседневной жизни….. Моя фамилия Носов и я просто однофамилец широкого известного и
сейчас писателя Николая Носова, автора
замечательной книги «Приключения Незнайки и его друзей» и многих других славных
книг для детей. Мой отец, крупный
ученый-историк, по соглашению о взаимном обмене ведомственными «местами
отдыха» между советской Академией Наук и
Союзом Писателей имел возможность
нередко проводить свободные дни и
недели в доме творчества писателей в
Комарово под Ленинградом. И он обычно брал с собой меня, где я тоже, отлынивая
от школы, приятно проводил время. Когда мне было лет десять или двенадцать, у меня появилась в
этом славном доме
писательского творчества довольно
глупая забава – я пытался схватить за хвост белок, которых было множество в
саду дома творчества и которые были
почти ручными… И однажды, когда я в очередной раз подкрадывался к устроенной
для белок кормушке, где весело суетились эти пушистые зверьки, на дорожке рядом
появился высокий, строгий и сердитый дяденька, подошел ко мне и суровым тоном
заявил: «А … хулиганишь! Безобразник! Ты кто такой? Как твоя фамилия?» я растерялся от страха и испуганно промямлил:
«Носов…» Но тут растерялся уже суровый
дяденька… и быстро преобразился в
этакого ласкового папеньку, который очень любит детей. И уже добрым голосом,
нежно на меня глядя, заявил: « А…
ну а я - Пантелеев (автор некогда
популярной «Республики шкид» если кто не помнит) играй, играй мальчик»… Смущенно улыбнулся, погладил меня по
голове известный писатель Пантелеев и
ретировался. Разноса и наказания мне не вышло. Так меня спасла слава моего знаменитого однофамильца…
12.
Каким Вам видится идеальный
литературный критик?
К сожалению, идеальный литературный
критик – это чуткий к литературе, к эстетически прекрасному , но не очень творческий человек. Он не творит или почти не
творит в литературе сам и поэтому
способен быть безупречно объективным в
своих литературно-критических суждениях и оценках.
13.
Каким Вам видится будущее русской
литературы?
Русская литература все таки должна в
первую очередь вернуть внимание русского общества к себе. Это ее главная задача. И некоторым настоящим большим писателям это
удается уже сейчас - Пелевину, например - причем, без всякой шумной рекламы или саморекламы. И это
вселяет оптимизм – веру в то, что литература
может стать по настоящему востребованной
современным обществом.
14.
Есть ли у Вас рекомендации для
молодых студентов-филологов?
В современном литературоведение очень
много разного рода формалистики и чувствуется засилье штампов. Все мы
помним по прежним временам, что Лев Толстой – «это зеркало русской
революции». Подобные примитивные штампы
распространяются и сейчас, только широкая публика о них меньше знает.
15.
Каковы Ваши пожелания читателям
«Паруса»?
Любить настоящую
честную русскую литературу
Рег.№ 0273864 от 24 октября 2017 в 12:40
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!