Набожность коров.. - Эсс Сээ..

11 марта 2016 — Аль Фернис

Это размышлялка на тему стандартных догм о стишках на другом форуме..

 

 

**

" Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха. "

 

Она не подчёркивает, а пользуется моментом. Пауза эта была бы, если б писалась и безрифмовка..

Пауза организуется слогом и определяет конец реплики. Именно поэтому там и находится статическая рифма. Не рифма создаёт эту паузу, а длина реплики ритмичностью слов.
То есть, всё наоборот: рифма находится в той точке только потому, что это конец реплики, за которым следует пауза и ей там удобно встроится и выделить себя. После динамической рифмы паузы нет – и что?..

 

*

Разновидность рифмы.

Всегда копируют старые инструкции, где начинают разбирать фонетику только статических рифм в простейшем куплете. И тут же самые хитрые с ленивыми пытаются спрятаться за рифму, которая уже и не является ей. Но статика - это не всё.

Не знаю, откуда это переписали, но голову за это надо пробивать мотыгой насквозь, за бездарность. – " Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - на 2, глухость-звонкость - на 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е. (место образования, способ образования). "

Какая фонетика, если такая ересь из неё получается? Какие условные единицы, если человек не слышит ушами звучание, на этом языке?

 

Как делается унисон в музыке? Только разведением звука - больше там нечем!.
Мажорный аккорд звучит в ноту и чем дальше отстранять отдельные звуки, тем он всё больше перестаёт быть похожим сам на себя, вплоть до полного исчезновения сходства.
А унисон в словах, рифма? В слове кроме звука есть - смысл. Значит, не обязательно портить звук? Дети смысл часто не понимают и путают, а приезжие - не замечают. Им кажется, что всё звучит одинаково.

Почему "обмануться - пробежаться" и "написать - подписать" - рифмой не является? Это признак непонимания языка или бронебойной наивности, мягко говоря.

Одним признаком и одним смыслом не рифмуют. Нет разведения смысла для унисона словами.
Это доказывает и тавтологическая рифма - абсолютно одинаковые слова, но с разными смыслами - не являются нарушением. Их только применять надо не беспомощно, а встраивать в сюжет. Что, опять же, не умеют делать те же категории людей. Где "дети" – это не именно юный возраст.

Приглушение фрагмента рифмовки отдельными согласными - это незначительный нюанс. Но чем дальше, тем рифма перестанет быть сама собой, как и нота. Дело то не в разном звучании, как в музыке?

А по звучанию  рифму можно разделить скорее по применению её на конце строки, где она выступает статической и никуда не может сдвинуться, не изменив условий того же выполнения:
- "Мажорная" - точно на конце строки.
- "Закрытая" – когда она (не парно!)  перекрывается "закрывающим звуком", не входящим в её фрагмент. Либо одно слово пары, либо оба.
- Или она может быть "Вторым звуком" - когда не является последним словом строки, и за ней идёт "закрывающее слово". Это есть и используется, но "мастера" наши не знают почему-то.

Рифма - по нахождению в точке строки - может быть либо статическая, либо динамическая. Если она статическая, конечная в реплике, то - либо мажорная, либо перерытая, либо вторым звуком. А последнее - это уже отведение её назад, на динамическую точку в строке..
По своему "изготовлению" - целая, фрагментная, составная.
По типу звучания - это уже не очень интересно. Мужская и женская - бессмысленные термины. Глагольная - определяет только мягкость и необходимость для какого-то жанра или стиля. Все начинающие тут же хватаются за неё и упс.. Ай дид ит эгейн..  Тавтология - только точность, которая сама по себе окажется такой же монотонностью, как и испорченная глагольная рифма.

И для чего надо считать, какой ударный слог с конца? Что это даёт, если одним метром - это получится встроить в строку, а другим уже нет? Разными метрами одинакового сюжета же не набрать в строку? Уже слова придётся выбирать другие, чтобы в стопу попадать, и сюжет, при том же смысле, начнёт уплывать в сторону?

А всё остальное - это различные виды простой звуковой поддержки, как их не назови иностранными словами.

В строке длиннее минимальной реплики и так уже три возможных точки появления рифмы, две динамические и одна статическая. А если организовать паузу, ещё плюс одна статическая точка..

 

*

Схема рифмовки..

 

Да! И надо заметить что в этой школе так никто ничего и не понял толком..)))
Когда инструкция путанная, не на то акцентирует внимание и сама противоречит себе же, можно научиться или разобраться?

Сначала строка, потом "поток" - его реперы со стихом путают. Потом уже стих, а ему нужна формочка, если он создаёт некий законченный узор, как сюжетом так и звучанием.

Набирается он репликами. Вот, рифмовка АВАВ - это две одинаковые строки, но набранные разными словами, чтобы сюжет продолжался. И идут они так -

текст А (1/2 паузы) текст В (целая пауза)
текст А (1/2 паузы) текст В (целая пауза)

Только строчки разбиты по рифме в отдельные строки.

А рифмовка АВВА - это тоже две строки, но только вторая перевёрнута наоборот отрезками.

Существуют способы, где один блок - это одна строка, а второй блок - вторая, вместе эти два блока - условная формочка и рифмы может быть там от 3 до пяти пар..)) Я не смеюсь! Это очень длинная версия "баладовой строки". Хотя, её пытаются чаще применять и на очень коротких отрезках.
И какая же там схема срифмовки? АВСАВС?

Вверху придуманы названия на способы срифмовки двух строк только статической рифмой, которая находится на концах реплик. Потому, что ААВВ -только куплетом они написаны условно, их надо писать в два куплета по две строчки. Это короткие "двоечки". Хотя, смысл-то не в написании?

Что касается способа срифмовки в узор. Статические концы рифмуются между собой всегда одинаково, только отрезки должны соответствовать друг другу длиной и ударениями, чтобы рифма сработала.
В длинных строках же используется перехлёст, поддержка через шаг - из-за длины.

А вот, внутри куплета есть и интересней варианты, когда статическая рифма рифмуется с динамической. Там можно и добавлять (и заменять) перкидками и связками. Ну, при четырёх-то возможных точках рифмовки на длину одной реплики?
Допустим, вот так, крестиком. Две динамические перекидки и "догонка" до обычного куплета, второй строкой.

Линялая лента дней движется косо
С откоса отжившего с ней континента,
Себя рекламируя сладкоголосо,
Дела подбивая до пенни и цента..

Такая схема, примерно, -

текст (динамика В) текст, поддержка (статика А)
(динамика А) текст ( поддержка) текст (статика В)
текст _ текст (статика А)
текст _ текст (статика В)

И так далее.. 

 

*

"Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах. Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда. Четвертый слог от конца стиха - это не шутка! Ну, а пример такой рифмы звучит так:

 

Леший бороду почесывает,
Палку сумрачно обтесывает."

 

Вот, очень хороший пример. Тут не четыре слога, а пять. А рифма - составная.

Она состоит из себя и из звуковой добавки, отделенной чужим согласным звуком. Это же фольклор? Значит, ударения не из учебника.

Допустим, так если –

 

пО - ч _ есывает
Об - т _ есывает..

Ударение входит не в отрезок рифмы, хотя обязано. Ударение осталось - в звуковой поддержке, которая отбита от фрагмента рифмы согласными звуками и только как бы составляет общую длину рифмы, не являясь уже ей.
Само условие рифмовки - вхождение последнего ударного слога и корней слов, разного "смысла", - почти выполнено.  С корнями слов я сомневаюсь..

Но есть и лучше составные рифмы. Хотя, фрагментная рифма получается всегда ярче, чем составная. Она и длиннее может оказаться, и не на глаголах.

И заявление, что" четвёртый слог - не шутка" уже оказывается шуткой.
Следующее применение - это "схопывание строк", когда строки почти полностью составляются из рифмы и из "звуковых поддержек". Понятно, что со сбивками, понятно что в некий сюжет..
 
А если я действительное ударение засчитаю ударением то, что выйдет? "О" - пропадёт из фрагмента, оно сотрётся согласными полностью.

 

*

Женской рифмы не существует потому, что сам термин ничего полезного не определяет по отношению к стишку.
Смотрим на пример.

 

"Цель поэта - умножать
Счастье в этом мире.
Гений ты и гений я -
Место нам в сортире."

 


Первая "строка" заканчивается ударением на последний слог.
Вторая - на предпоследний. А по-другому и не бывает, если это общая строка и как отрезками, так и целиком представляет из себя достаточную музыкальную реплику, набранную словами.
Первое и второе окончание отрезков всегда будет разное.

А теперь смотрим на третью - заканчивается, как первая - ударение на последний слог? Нет! Так, и рифмы поэтому нет. А была бы – не прозвучала.

Четвёртая заканчивается, как и вторая, ударение в конце на предпоследнем слоге, длина как у второй строки и рифма – сработала. Даже отрезками!

Это же никому не удивительно? 

А иначе они не отработают в момент звучания отрезка рифмы. У них должен быть один ритм ударений и одна длина.

 

Первый отрезок – 7 слогов

Второй – 6

 

Это и есть строка. Правда потому, что в первом отрезке сбили ритм и потеряли рифму, он перестал быть полноценной репликой. Рифма потеряна, слог потерян, а организация паузы осталась. И эта "организация паузы" одним ритмом и на одну длину выводит вторую пару отрезков, которые нормально рифмуются.

А не будь этого, одна пара нам бы дала мужскую рифму, а другая женскую в одном куплете!? И для чего же эти термины, если это присутствует в каждом куплете? Но никто не рассказывает "почему"?

 

Нет, можно и куплет писать одинаковыми длинами, все строки. Но такое ограничение слишком сложное для желающих заявить, что писали душой.  

 

Вот, я не верю в рассудок коров. А в их душу, и их набожность верю больше, чем в свою. Они никогда не сделают то, что сделает человек.

Но коров гомо-сапиенс я видеть не хочу.

Это унизительно, когда не относишься к бездарной элите..

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0229576 от 11 марта 2016 в 17:31


Другие произведения автора:

Пистоны Высоцкому или рифма-волонтёр.. - Эсс Сээ..

Сусанин - хорошо!

Разговор с котом или с девчонкой - кутерьма..

Рейтинг: 0Голосов: 0426 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!