Художник, что рисует — VIII. Амадео Бруни.
10 ноября 2024 — KᗩᗰEᖇᑎY TEᗩTᖇ Ибрагимыча

«Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат...»
/ Леонардо да Винчи /
***
— Доброе утро, маэстро!
— Входите, милости прошу! — старый мастер Амадео сиял переизбытком
счастья, учтиво приглашая своих давних знакомых художников Лоренцо по
прозвищу Манчини (он был левша) и Фабрицио Конте.
— Друзья, меня охватывает нетерпение... Поверить не могу, что мне
это
удалось! Никакая другая синьорина не сравнится по красоте с моей! Вы
удостоены чести первыми узнать имя той, кто изображён на полотне.
Нетерпение мастера передалось и гостям. Оба давно не бывали в
мастерской у старика Бруни и, видимо, поэтому их охватило дополнительное
любопытство.
Войдя в просторное помещение, где царил в полумраке творческий
беспорядок, друзья засуетились в предвкушении. Торопливо озираясь по
стенам, на которых висели пыльные, будто позабытые хозяином, шедевры,
они в изумлении пытались отыскать то, зачем пришли сюда.
— Вот! — закричал восторженный старик и сдёрнул
бордовую саржу с картины, стоявшей на высоком мольберте. — Смотрите сюда и слушайте здесь!
Рассвет... Солнце лучами
Согреет тёмный портрет...*
Согреет тёмный портрет...*
Я специально
пригласил вас в это время суток, чтобы под мягкими утренними линиями света вы
смогли разглядеть, как пурпурная роса переливается в венах, как
пульсирует она по жилкам, как дышит полной грудью моя Ева — именно
так зовут её! Я превзошёл «короля света»*... или мне это кажется?
Лёгкую растерянность и робость испытали художники, но совсем не
изумление и трепет, которые обычно случались при встрече с творчеством
мэтра.
— Ну как? Запомните: моя картина — это стих, но лишь чуткость души
поможет уловить в венецианской палитре поэзию страсти. Вы достаточно
умны, чтобы расслышать мой намёк...
Его глаза горели блаженством, они искрились, опьянённые любовью.
Мастер взволнованно и громко дышал.
— Что же вы молчите? Не ожидали?
— Вот это, синьоры, и есть настоящее искусство, говорю я вам! Я шёл к нему долгие годы...
И Амадео аккуратно обнял своё творение.
В это время смущённый Лоренцо глянул на не менее опешившего друга.
Оба пожали плечами.
— Фабрицио, я... я ничего не понимаю, — чуть слышно проговорил левша.
— Кроме беспорядочных мазков, я пока не вижу на холсте ничего
похожего на образ, — испуганно зашептал в ответ Фабрицио. — Или старик
издевается над нами, или спятил.
— Или он гений... с причудами.
Амадео всё говорил и говорил без остановки, словно пытался пробудить в гостях то волнение, в котором сам пребывал.
Не мешая старику преображаться в упоении, художники, тем временем,
тоже подошли к картине. Разглядывая её то сбоку, то снизу, то снова
отходя на шаг назад, они пытались убедиться в том, что эффекты, на
которые мастер им указывал, присутствуют в изображении.
— Много лет тому назад произошла моя встреча с Евой... Юная,
шестнадцатилетняя синьорина беззаботно проводила время. Часто она
таилась в густых зарослях ивы вдоль берега ручья, чтобы никто не
отвлекал её от любимого занятия — чтения. Однажды, увидев меня в саду с
этюдником, Ева вышла из укрытия, встала напротив и, слегка
зарумянившись, глядя из-под кружевной шляпки прямо в глаза, спросила:
«Вы на самом деле пишите то, что пред Вашими очами?»
«Отчасти. Тут важно, как я это вижу...» — ответил я ей искренне, хотя прозвучало интригующе.
«Конечно. Что это за художник, если не умеет осязать душой?»
«Но я ничего не выдумываю...»
Так мы и познакомились.
Я оставлял кисти, потому что беседовать с молодой и умной синьориной было в то время гораздо интереснее.
Уже после второй нашей встречи Ева уверенно брала меня под руку и
так мы прогуливались по огромному саду и говорили о разном.
Ева умела слушать. Но у неё всегда было своё мнение на
предложенную тему. А когда ей хотелось спросить что-то важное у меня, то
она забегала наперёд — ей надо было видеть лицо собеседника.
Пронзительный и широкий взгляд запомнился мне.
Однажды она пригласила меня к себе домой со словами: «Я очень хочу, чтобы Вы потратили моё время...»
Мы пили чай с травами...
Ох, простите меня старика! Отвлекаю вас своими воспоминаниями...
Вернёмся к портрету.
Вернёмся к портрету.
В её
образе мало округлостей и почти нет контуров, но зато сколько трогательной тонкости в руках, шее...
Фабрицио наклонился к самому уху Лоренцо:
— Похоже, что маэстро верит в то, о чём говорит сейчас.
— Но однажды он поймёт, что картина пуста, там нет ничего стоящего...
Старик резко обернулся, окинул угрюмым взглядом двух приглашённых, и закричал:
— Ничтожества! Слепцы! Вы, что же, хотите сказать, что я всё испортил?
Неловко помявшись, Фабрицио ответил, испуганно озираясь на бледное беспокойство старика:
— Вглядитесь сами, мастер.
Быстро накрыв картину саржей, Амадео с презрением прошипел:
— Прочь! Пошли прочь! Вы недостойные проходимцы! Скажу больше: Вы — не поэты!
***
После неудавшейся премьеры Амадео сник, он почувствовал себя безнадежно одиноким.
— Я никому не нужен... Я никчёмный... — повторял он, сидя у окна.
Он редко выходил на улицу. Никого не приглашал к себе. То, что
мастер наблюдал сквозь занавески на окнах, и стало его жизнью. И лишь
портрет Евы не позволял старику угаснуть окончательно.Но однажды Амадео тусклым взглядом уловил знакомую улыбку.
Вздрогнул.
Мимо его огромного матового окна проходила ОНА, ЕВА!!!
— Это невероятно! Бог мой, вот и настал тот день, когда мои вопросы
получат ответы... Но как же медленно я жил! Сколько лет понадобилось,
чтобы встретить вновь свою душу... Синьорина... Нет, пожалуй, теперь
синьора...
Ева улыбалась своему мужчине, шагавшему рядом с ней, но озаряла
она и оглушала величественную суть маэстро, ему снова было во что
верить.
Амадео выскочил на улицу.
***
Радость не помутила сознание старого художника. Он не желал губить
себя напрасно и не стал вмешиваться в беседу красивой пары, а лишь
незаметной тенью в стороне пошёл вслед им, чтобы узнать место, где
живёт его давняя знакомая.
***
Всю ночь маэстро терзался сомнениями: зачем ему встречаться с той,
кого он и так любит? И всё же, под утро он смог убедить себя:
портрет должен принадлежать его хозяйке!
***
— Эрнесто, что случилось? К нам кто-то приходил?
— Да, любимая... Это был художник. Он назвался Амадео Бруни...
— Почему ты не пригласил его?
— Напротив, я умолял его зайти к нам. Но маэстро наотрез
отказался... Оставил твой портрет и тут же удалился. Похоже, он куда-то
спешил...
— Мой портрет?
— Да. Вот он... Я подумал, ты заказ сделала, и предложил деньги
мастеру, но художник ответил, что это — подарок... Мне он показался
немного странным.
— О, да, художники странные... Вроде бы, смотрят глазами, но видят душою...
***
— Ева, ты не сводишь глаз с портрета. Твое впечатление поражает
и, похоже, оно туманит твой разум. Что ты там разглядела необычного?
— Возможно, что это лишь моя фантазия, но она прояснила мой взор...
Нет, не взор, а слух! Да-да! Я слышу стихи... Они как будто идут от
картины.
— Как все женщины, ты стремишься увидеть то, что хочешь, а не то,
что есть. Откуда там стихи?! Тебе это кажется, потому что сама их
пишешь, вот и всё объяснение.
— Эрнесто, ты слушаешь, но не слышишь, ты смотришь, но не видишь, а
нужно верить — тогда обнаружишь! Обрати внимание на взгляд с портрета. Он как будто
устремлён прямо перед собой. Но я уверена, эти глаза
обращены внутрь, в глубину сердца, в свои воспоминания, а
не на то, что сейчас вокруг неё.
— А какие стихи ты слышишь? Наверное, я их не знаю...
Знать они тебе не нужны,
Или странные рифмы
Стали сердцу чужды?
Загляни, посмотри,
В сердце среди пустоты
Есть крупицы любви
И ангельской чистоты...
«...Помолчи, и услышишь ты,
Как звучит в тиши
Голос заблудшей души.
Ищет свет она среди тьмы...»
«...Рассвет... Солнце лучами
Согреет тёмный портрет...
Ты не пишешь стихи...
Значит не слышишь песнь
Своей, пока ещё живой, души...»
Согреет тёмный портрет...
Ты не пишешь стихи...
Значит не слышишь песнь
Своей, пока ещё живой, души...»
— ...Ты не пишешь стихи...
Значит не слышишь песнь
Своей, пока ещё живой, души...*
Значит не слышишь песнь
Своей, пока ещё живой, души...*
*Катя ЕВА. «К автору»;
*«Королём света» считают Тициана.
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0352025 от 10 ноября 2024 в 20:29
Рег.№ 0352025 от 10 ноября 2024 в 20:29
Другие произведения автора:
Рейтинг: 0Голосов: 075 просмотров
Нет комментариев. Ваш будет первым!