что такое выворачивание

Константин Кедров "Что такое ВЫВОРАЧИВАНЕ"

   

Добрповольное Общество Охраны Стрекоз
Выворачивание.  Ключевой  термин  метаметафоры и метакода. В докторской
диссертации  и  в книге "Поэтический космос" дополнен термином "инсайд-аут".
На  самом  деле  процесс  выворачивания  наизнанку  - это лишь образ, дающий
возможность   почувствовать  и  понять  момент  исчезновения  внутреннего  и
внешнего.  Так  весь  космос,  внешний  по отношению к человеку, ощущается и
воспринимается,  как  свое  тело,  своя душа и даже свое нутро. Одновременно
свое  тело  и  свое  нутро  оказывается  внешним  по отношению ко вселенской
метагалактике,  как  бы  полностью  охватывает  её.  Далекое близко. Близкое
далеко.  "Бог ближе к нам, чем мы думаем. Он ближе к нам, чем мы сами близки
к  себе"  (Майстер  Экхарт).  "Царство Божие внутри вас есть" (Новый Завет).
Каким  образом гигантский космос становится внутри столь малого объема тела,
а  столь малый объем тела распространяется на весь космос? Чтобы понять это,
легче   всего   прибегнуть   к  аналогии:  даже  ничтожно  малый  мячик  для
пинг-понга,   выворачиваясь,   вместит   в  себя  всю  вселенную,  ведь  его
внутреннее  пространство  в  какой-то  миг  станет  внешним,  а  все внешнее
пространство  космоса  войдет в него. Это происходит с зернышком, когда оно,
выворачиваясь,  прорастает  во  внешнее  пространство,  становясь им. Так же
раскрывается  бутон,  выворачиваясь и становясь цветком. Подобным же образом
мать  рожает  дитя.  Таким же образом человек в момент космического рождения
выворачивается  из материнской утробы космоса. Во всех этих случаях я говорю
лишь  об  аналогиях  и  прообразах  духовного  инсайд-аута  - выворачивания.
Согласно  Новому  Завету человек должен родиться дважды. Один раз от плоти и
другой  раз  от  Духа.  "Рождение от плоти есть плоть. Рождение от Духа есть
Дух".   Инсайд-аут   -  рождение  от  Духа,  обретение  космоса  как  своего
космического  бессмертного  тела.  Андрей  Белый  пережил  выворачивание  на
пирамиде  Хеопса,  космонавт  Эдгар  Митчел  на  луне.  Я пережил инсайд-аут
дважды,  ещё  ничего не зная о выворачивании Белого и Митчела. Более того, я
не  имел  даже  отдаленного  представления  о существовании таких феноменов.
Первый  раз  это было в последнее воскресенье августа 1958 г. в Измайловском
парке,  в  полночь.  Я  был удивлен пятью моментами. Первое - довольно яркое
фосфорическое  свечение, исходящее от тела. Второе - ощущение близости самой
отдаленной  звезды;  она  мгновенно  ощущалась  внутри: "Я взглянул окрест и
удивился:  /  где-то в бесконечной глубине / бесконечный взор мой преломился
/  и  вернулся  изнутри  ко мне..." Третье - ощущение всех предметов и всего
космоса,  как  продолжение  своего  тела. Четвертое - ощущение своего нутра,
полностью  охватывающего  всеми  нервами  и рецепторами весь космос. Пятое -
космос  внутри;  я  его вмещаю; он - я. Это относится к пространству. Но ещё
интереснее  другое  ощущение времени. Прошлое, будущее и настоящее слились в
одно  бесконечное  мгновение. Не было разницы между прошлым и будущим. Они с
легкостью  менялись местами. Смерть опережала рождение. Второе выворачивание
произошло  11  лет спустя в апреле 1969 г. К сожалению, это состояние длится
лишь  несколько  часов.  Потом  тускнеет  и  спустя  год  становится  только
воспоминанием.  Метаметафора  -  это  описание  выворачивания - инсайд-аута.
Наиболее  полное  описание выворачивания в стихотворении "Яблоко". В 1984 г.
я  написал  "Компьютер  любви" - поэму-метаметафору. В гностическом апокрифе
"Евангелие  от  Фомы" ученики спрашивают Христа: "Для чего среди нас Мария?"
Иисус  отвечает:  "Когда  вы сделает большое, как малое, малое, как великое,
верхнее,  как  нижнее,  и нижнее, как верхнее, единое, как многое, и многое,
как  одно...  мужское,  как женское, и женское, как мужское, внутреннее, как
внешнее,  внешнее,  как  внутреннее,  тогда  вы войдете в Царствие". Поэтому
вначале,  в 70-е годы, я пользовался термином "мистериальная метафора". Ведь
ясно,   что   в   мистерии   отношение   между   мужчиной  и  женщиной  есть
голографическая  модель  отношения  между  Вселенной  и отдельным человеком.
Космос  познается  не  через  звезды,  а  благодаря человеческой любви. Я не
разделяю   любовь   на   духовную   и   физическую.   Полнота  любви  -  это
одухотворенное  тело  и  Дух,  воплощенный в теле, или человек-космос - Homo
cosmicus.  Выворачивание не стоит рассматривать, как психоделическую иллюзию
или  иную  идеологему.  Это реальность, на которую человечество раньше почти
не  обращало внимания, проще говоря, не видело. Выворачивание не достигается
путем   каких-либо   медитаций   и  прочих  элементов  самокодирования.  Это
естественный  момент  духовного  созревания, который приходит, как озарение,
спонтанно   и   самопроизвольно.  Он  возможен  только  в  любви.  Геометрия
выворачивания  лучше  всего  дана  в  совмещении  геометрии Лобачевского для
псевдосферы   с  отрицательной  кривизной  в  виде  седловины  с  геометрией
гиперсферы  с  положительной  кривизной в виде поверхности округлого объема.
Модель  выворачивания  -  обычное  дело для топологии, которая только этим и
занимается.  Следует  помнить,  что  все процессы, описываемые в математике,
человек  может переживать духовно, не подвергая деформации свое тело. Хотя в
момент   родов   и   зачатия   внутреннее   и  внешнее  меняются  местами  и
геометрически,  и  физически.  Сопровождается  ли выворачивание - инсайд-аут
какими-то  космологическими  и  физическими процессами, покажет время. Можно
предположить,  что  какие-то  тонкие  излучения,  идущие  от человека в этот
момент,  пронизывают  мироздание,  как  нервные  импульсы  охватывают  тело.
Впрочем,   это   лишь   предположение,   которое  не  носит  принципиального
характера.  Выворачивание - процесс духовный и не сводится ни к физике, ни к
космологии,  ни к идеологии, ни к психологии, ни к физиологии, ни к религии,
хотя  все  эти  реальности  так  или  иначе в этом процессе участвуют. Ближе
всего  к  выворачиванию  искусство  метаметафоры.  У  Лентулова есть картина
"Иверская  часовня", где внутреннее пространство храма спроецировано наружу.
У  Пикассо  это  "Скрипка".  В  православном  песнопении  "О  тебе радуется"
говорится:  "Ложесна  бо Твоя престол сотвори и чрево твое пространнее небес
содея". Это выворачивание - инсайдаут и отчасти метаметафора.
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0269299 от 8 августа 2017 в 08:51


Другие произведения автора:

Обмирая об миры

Чистилище Достоевского

Фауст 21-го века

Рейтинг: 0Голосов: 0284 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!