"Бойтесь пушкинистов. Старомозгий Плюшкин, перышко держа, полезет с
перержавленным", - предостерегал когда-то Маяковский. Пожалуй, это не
совсем справедливо. Ведь именно благодаря пушкинистам мы знаем о любви
Пушкина и Натали чуть ли не больше, чем знала сама Мадонна. Мадонной
навсегда запечатлел ее поэт. Но "чистейшей прелести чистейший образец" -
не слишком ли холодно для любимой женщины?
О няне и то теплее: "Выпьем, добрая подружка бедной юности моей". В
письмах Пушкин сообщает: "Я влюблен и женюсь". Тоже, согласитесь,
холодновато. Сравните со стихами к умершей Амалии Ризнич: "Хочу сказать,
что все люблю я, что все я твой: сюда, сюда!" Ну, ритуальное
посвященное Керн "чудное мгновение" с заимствованным у Жуковского
"гением чудной красоты" в сопровождении известного признания:
"...наконец-то, с божьей помощью, я эту..." и т.д. Можно и не
комментировать. Но живость по крайней мере в этом признании налицо. А
вот с Натали как-то странно. И она его не "Саша-Сашенька" или зверек
какой - птичка-рыбка, а не иначе как "Пушкин" именовала. И даже перед
умирающим, рыдая, выкрикивала: "Пушкин! Пушкин!" Это значит, что для
нее, как и для нас, он прежде всего великий Пушкин, а потом уже муж и
отец.
И вот тут самое время отдать ей должное. Скажите, какая из жен гениев
видела в своем муже сначала гения, а потом супруга? Вспомним, как
иронизировала над Левушкой Софья Андреевна Толстая. В отличие от Софьи
Андреевны Натали не переписывала по восемь раз рукописи своего
гениального мужа. Она рожала и танцевала. Но при этом всегда помнила,
что рожает от Пушкина. Вот только танцевать на балу в отсутствие мужа и
помнить при этом, что она - жена, было выше ее сил.
Замуж она вышла без особой влюбленности. Просто вышла. Нарожав
детей Пушкину, она после его гибели, может быть, с меньшей легкостью, но
все же подарила детей Ланскому. Надо же так - влюбиться лишь однажды и
притом в Дантеса. А почему бы и нет? Молодой высокий блондин, офицер,
красавец. Правда, не без голубизны. Но, во-первых, женщин это только
интригует, а во-вторых, окончательно никем не доказано. "Пора пришла,
она влюбилась". Ведь это в стихах она Мадонна. А в жизни ей Пушкин
ревниво рекомендовал не увлекаться балами, дабы снова не приключился
выкидыш. А тут еще чирей сзади, на самом прелестном месте. Ну все мы
знаем о Натали благодаря Пушкину...
Не знаем только то, чего не знал сам поэт: уступила ли влюбленная
женщина Дантесу, когда он стал угрожать ей самоубийством. Почему-то
хочется думать, что уступила. Тогда роковая дуэль как-то мотивирована.
По сути дела всенародную славу с толпами под окном принесла великому
поэту именно эта дуэль. Парадокс, но никакие произведения Пушкина не
были так известны, как мгновенно стал известен стране этот жуткий сюжет.
Так что Натали - прямая соучастница оглушительной славы гения. Не было
бы ее, не было бы дуэли. Не было бы дуэли... кто знает, что тогда было
бы.
Мадонность Гончаровой раздражала советских пушкинистов. К столетию со
дня гибели поэта, в 1937 году, состоялась в ЦДЛ конференция. С большим
докладом выступил главный пушкинист профессор Благой. Был ли то заказ
Сталина или личный порыв далеко не глупого пушкиниста, но только большая
часть выступления была посвящена критике Натали. И не понимала-то она
общественного значения Пушкина, и стихи поэта недооценивала, и на балах
вела себя легкомысленно. Тут на трибуну вышел из тени Борис Пастернак с
блистательной репликой: "Ну, правильно. Надо было Пушкину жениться на
пушкинисте. Тот бы его понимал и уж во всяком случае не изменил бы ему с
Дантесом". Зал зашелся в гомерическом хохоте, несмотря на то что время
было не очень смешливое...
С высот общественного вернемся к альковным тайнам, опять же по воле
самого Пушкина. Ведь кроме "Мадонны", есть и другое, совсем интимное: "И
оживляешься потом все боле, боле - / и делишь наконец мой пламень
поневоле!" Пламень Пушкина не спалил Натали дотла. Что-то досталось и
Дантесу, и полковнику Ланскому. А молва - ох, уж эта молва! -
утверждает, что и самому императору. Уж слишком щедрыми дарами осыпал
Николай I молодую вдову. И заложенные вещи выкупил, и щедрое содержание
выделил, и всех детей при дворе пристроил... Но можно на это взглянуть и
иначе. Какая гениальная эта Натали Гончарова! И первого поэта в 16 лет в
себя влюбила, и главного красавца Дантеса очаровала до беспамятства, до
попытки самоубийства, и императору пуленепробиваемому голову вскружила.
Дочь ничем не примечательных полотняных дворян Гончаровых не только
обессмертила свой род и свою девичью фамилию, но стала вполне
заслуженной соучастницей посмертной славы своего мужа. Ну а что из детей
ничего особенного не вышло, тут уж вина природы, которая, как известно,
на детях гениев отдыхает. Мадонна Натали не затмила славу Анны Керн, но
произнеси "веселое имя Пушкин" - и сразу в памяти всплывут две нежных
женских тени. И вот что удивительно: Керн мы называем официально, по
фамилии, а Гончарову - тепло и по-домашнему. Для Пушкина - Мадонна, для
нас - Натали.
|