|
Доброго дня Вам, Мастер! Я вчера вечером прочла это Ваше стихотворение, не заходя как автор, а как читатель со стороны, и была очарована Вашим стихом, его мастерством и красотой созданных образов и чувств. Сегодня все-таки не удержалась, чтобы не порассуждать о величине Вашего стиха в современной литературе. Вот всё, думала, видела у Вас в поэзии, оказывается – ошибалась! У Вас этот стих написан в форме тавтограммы! Бросив скользящий взгляд по стиху, подумала, что же может здесь быть интересное? Несмотря на то, что как стилистический приём аллитерирования, тавтограмма надоедлива и поэтому вряд ли может служить эффективным средством звуковой выразительности в поэзии. И умница у Вас первая в комментарии Николина отметила, что эта форма насчитывает, по крайней мере, пару тысяч лет существования. Ниже там у Вас в комментариях сомневались в этом. Но… Например, римский поэт Квинт Энний является автором такой строки: «O Tite, tute, Tati, tibi tanta, tyranne, tulisti! (О Тит Татий, тиран, тяготят тебя тяготы те! – пер., тоже тавтограммный, Ф. Петровского) . А в XVI столетии славилась целая поэма, написанная таким способом доминиканцем Плаценциусом… Он издал её под псевдонимом Publius Porcius под названием Pugna Porcorum (Битва свиней) в 1530г. Все слова этой поэмы, состоявшей из сотен стихов, начинались с латинской буквы “P”.
Возрождение интереса к тавтограмме в России началось в начале ХХ века. Своего рода образцами тавтограммы стали хрестоматийные примеры из творчества Валерия Брюсова:
МОЙ МАЯК
Мадригал
Мой милый маг, моя Мария,—
Мечтам мерцающий маяк.
Мятежны маревы морские,
Мой милый маг, моя Мария,
Молчаньем манит мутный мрак...
Мне метит мели мировые
Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк!
(1914 год)
Это я всё пишу к тому, Юрий, что Ваша поэзия очень богата. Вы продолжаете традиции русской литературы, и это Вам удается с успехом. Все Ваши стихи имеют огромную ценность. Как видно, что тавтограмма меньше всего освоена и меньше всего претерпела изменения с древних времён. Появившись как крайний вариант аллитерации, эта форма комбинаторной поэзии всё-таки выжила и пришла к нам из древности, заняв прочное место в русской поэзии.
Но эта литературная форма в современной литературе носит игровой, шуточный характер. Часто смысл притянут за уши. У Вас же получилось шикарное произведение. Не изменяя своей традиции, Вы начинаете свое стихотворение с описания природы:
Луна лениво лес ласкает,
Лучами ловит листопад.
Лукавых лилий легкий лепет
Лелеет лежбище левад.
Юрий, я всегда Вас призываю вчитаться в свои произведения и понять, насколько Вы талантливы! В этих четырех строках гамма чувств вызывается у читателя красотой созданной картины. Здесь и вальяжность луны, и нежность ее лучей при касании к падающим листьям, и легкий ветерок, лелеющий «лежбище левад», и «лукавых лилий легкий лепет». Это же картина словесного художника! Читая Ваше стихотворение не зацикливаешься на том, что слова на одну букву, а скользишь плавно по стиху на поэтической лодке. У Вас просто ода ЛУНЕ, покровительнице влюбленных:
Луна - любви ларец любимый,
Любовно лепит ликованье.
Люблю луны лукавый лепет,
Лилейно-легкое ласканье.
Примите мой восторг и заключительным строкам, которые подводят итог. Ведь самое главное в этом нашем мире людей – это любовь! И как е замечательно Вы сказали, Мастер: «Люблю любить. Люблю любя». Любить женщину, окружающий мир. Браво Вам, Юрий, и спасибо за умную, утонченную поэзию, полную тайн, ликования жизнью, окружающим миром. Спасибо Вам, Мастер! С наступающим Вас праздником, с Новым годом! Счастья Вам, здоровья и творческого полета! С нетерпением жду продолжения поэмы «Князь». Удачи Вам. С теплом, Аксинья.
|