Знакомство с поэзией Констнтина Кедрова -Челищева вызывает восхищение
у его Читателей и почитателей. Возникает вопрос о месте творчества
этого оригинального поэта-философа, скорее философа-поэта?! Что же
необычайного в ПОЭЗИИ нашего русского современника? Думаю, что все!
Например, что представляют такие его интересные поэтические
произведения как "ВЕНСКИЙ СТУЛ" или "ЗАМОК СТРЕКОЗ" , или "КОМПЬЮТОР
ЛЮБВИ", или "ДИРИЖЕР ТИШИНЬІ"....Есть ли что-то общее с поэзией других
Авторов с мировой известностью? или НЕТ НИЧЕГО?
"Когда мы говорим о поэзии, именно в ней характерной чертой является
сильное присутствие Субъекта речи (поэта)... Поэтический текст
предлагает аморфную и статическую картину объективного мира. Он
организируется на базе модальной точки зрения говорящего Субъекта...В
поэтическом тексте, который остается статическим, модальная точка зрения
располагается вне поэтического мира...Поэтический текст коммуникирует с
"сейчас-тут" = "ici- maintenant" самого Автора." (Христо Тодоров)
Предлагаю обратиться к самому любимому всеми произведению ( а и любимому и самим Автором) к "КОМПЬЮТОРУ ЛЮБВИ"
Уникальность К.Кедрова-Челищева в его неповторимости!
неповторяемости! и с точки зрения лексики, и структурализации ( как
процесс создания текста) и особенно "ЦЕЛИ" содержания. Это произведение
можно было бы назвать : В поисках сущности Бытия / НЕ Бытия или "Быть"
/ "НЕ Быть" или "Быть" = "НЕ Быть"... Именно этот ПОИСК
лирико-философского "Я" К.Кедрова-Челищева составляет "сюжет", скорее
Предмет или Объект ПОИСКА... Что необходимо: противопоставлять рельное /
виртуальное? или поставить между этими двумя фундаментальными
понятиями знак РАВЕНСТВА?!
Известно, что в Европе основоположником антиромана официально
считается Марсель Пруст. Почему? Потому что он ввел один стилистический
приоем, обозначеным Жоржем Пуле "обратимость во времени" ( George
Poulet, - " réverbération dans le temps ) и читатель воспринимает
события прошедшего времени, как будто они происходят в момент их
восприятия, т.е. чтения текста... И это считалось "новшеством" в
литературе - его знаменитый роман "В поисках утраченного времени" - " A
la recherche du temps perdu".
Христо Тодоров дает объяснение общего и различного между
прозаическим и поэтическим текстом. Согласно его позиции, создателя
новой науки : "ОПЕРАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА", мир одного романа закрытый и
подобный текст не обращен ни к кому, а Читателем романа может быть
любой, т.е. представитель любой эпохи. Именно из-за своей закрытости,
прозаический текст позволяет быть подложенным на анализ как на уровне
персонажей, так и на уровне самой интриги. Сказано иначе, прозаический
текст не нуждается в экстралингвистическом контексте, - это речь В
КОНТЕКСТЕ, поражденная на базе модальных отношений между персонажами."(
Christo Todorov, Histoire de la littérature française XVIII - XX s.s.,
FABER, 1998, p. 154)
Однако поэтический текст организируется ВНЕ ТЕКСТА (Хр. Т), о чеч мы уже вспоминали тут выше. Возникает вопрос:
НА КАКОЙ ОПЕРАТИВНОЙ ОСНОВЕ ИНТЕГРИРУЕТСЯ "КОМПЬЮТР ЛЮБВИ"?
НАПРИМЕР:
"НЕБО - ЭТО ВЬІСОТА ВЗГЛЯДА
ВЗГЛЯД - ЭТО ГЛУБИНА НЕБА
эти две строфы представляют одновременно два стилистических приема:
а) смена инцидентного ряда, когдо тема и рема меняются местами;
б) результативная метафоризация / результативная деметафоризация.
Вопрос: с чем это связано, т.е.чем продиктовано подобное
построение?Это связано с появлением первой = начальной основной позицией
человеческого идеогенезиса, от от которой начинает интегрироваться
мысль, позиции идеи существования "Быть" и ее трансмодального варианта
"казаться": "быть" экзистенциональное / "быть" трансмодальное=
"казаться". Вся эта схема есть иллюстрация "мысли мыслящей" (термин
Гюстава Гийома, см. тут в моем блоге ВЕЛИКОРОССА)
Если Марсель Пруст пытается совершить "прогулку туда и обратно" (
"allée et retour", как говорят французы), то мысль К. Кедрова-Челищего
успевает ПРОНИКАТЬ в ГЛУБИНУ бесконечного пространства и ВОЗВРАЩАТЬСЯ к
"точечному" состоянию того же пространства. Вся схема этого
действительно ПОЭТИЧЕСКОГО ШЕДЕВРА сводиться к:
необъятное -> точка точка -> необъятное
или
"казаться -> быть" "быть2 - > быть 3" локативная метафора (
Christo Todorov, La théorie opérative et la littérature française,
FABER, 2003, p.p.276 - 285)
" НЕБО - ЭТО ВЬІСОТА ВЗГЛЯДА ВЗГЛЯД - ЭТО ГЛУБИНА НЕБА" -
предложенный выше пример, т.е. первую и вторую строфы текста мы
поставили в один ряд, что нам дало возможность увидеть ПРИЧИНУ
метафоризации и дематефоризации обеих строф - здесь близко друг до друга
стоят повторяющиеся слова:"взгляд взгляд". Подобный стилистический
прием Елизавета Артуровна Реферовская называет "прогрессивным движением
мысли" ( = mouvement progressif de la pensée. E.A. Référovskaia. ESSAI
de GRAMMAIRE FRANçAISE COURS THEORIQUE. Leningrad 1973). Именно этот
стилистический прием и способствует процессу метафоризации и
деметафоризации.
Однако в самом тексте К.Кедрова повторенные два одинаковых слова
имеют различную идеогенетическую позицию:" это высота ВЗГЛЯДА" -
заканчивает первую строфу, а повторенное слово "ВЗГЛЯД" - начинает
вторую строфу.
Вернемся к первой строфе:"НЕБО - ЭТО ВЬІСОТА ВЗГЛЯДА" - тут мы констатируем перевернутый порядок слов: вот исходящая
(дискурсивная) позиция:" Высота взгляда - это небо", т.е. значение тут
следующее: "Когда смотришь ВВЕРХ, видишь НЕБО"
Согласно концепции Христо Тодорова:"
разница между поэтическим и повествовательным текстом состоит в том,
что в повествовательном тексте специфичным временем является ПРОШЕДШЕЕ,
а в поэтическом предоминирует НАСТОЯЩЕЕ время и оба типа текста
организируются на базе модальных отношений между Субъектом речи и
Объектом речи. В прозаическом тексте модальные отношения
устанавливаются внутри самого сюжета, т.е. между Рассказчиком и
Персонажами"..
В поэтическом тексте модальные отношения директные, аффективные и
эмоциональные и именно по этой причине Автор К. Кедров-Челищев
преднамеренно переварачивает порядок слов, чтобы концентрировать
внимание Читателя на идее ЕДИНСТВА Неба и Человека. Эффект
от подмены логического порядка слов с а-логическим получается
НЕВЕРОЯТНЬІЙ. Авторская мысль как бы ориентируется от Общего Далекого
Высокого пространства к Человеческим глазам (= источник визуальной
перцепции) и "сужается". Так Огромное Небесне пространство превращается
в "ТОЧЕЧНОЕ", Схематично, согласно оперативной ( = идеальной= мысловной ) лингвистики, этот троцесс можно представить так:
первая строфа интегрируется на базе перевернутых двух позиций человеческого идеогенезиса: "быть2" - > "быть 1", т.е. от "казаться" к "быть " экзестенциальному, чем и достигается высокая степень метафоризации первой строфы, т.е.
Авторская "мысль мыслящая" ( "la pensée pensante") организируется в ОБРАТНОМ направлении, вопреки всякой логики. Это так же как и у М. Пруста, только у французского автора в ОБРАТНОМ направлении организируется время..
"ВЗГЛЯД - ЭТО ГЛУБИНА НЕБА" -
вторая строфа, где первое слово есть повторенное то же самое
последнее слово первой строфы, - так достигается метафоризация
последующего слова: "ВЗГЛЯД".
Мною уже указывалось выше тут на особенность стилистического эффекта двух близко находящихся слов. Например, тут слово "ВЗГЛЯД", будучи в позиции экзистенциального "быть", уже не реферирует к идее визуальной перцепции (=глаза) , а к идее ПОЗНАНИЯ, что и заставило Автора К.Кедрова-Челищего использовать словосочетание: " глубина НЕБА", т.е. тут речь идет процессе ментального ПРОЗРЕНИЯ, Вселенной с ЕЕ недоступностью, оперативной Частью которой является Человек.
Сам Константин
Кедров-Челищев детерминирует подобный прием термином " ВЬІВОРАЧИВАНИЯ"
во внутрь и наружу или " ИНСАЙДАУТ - АУТИНСАЙД".
Поэт-Философ
имеет право объявить разработанный и использованный им метод-ТЕОРИЮ как
Научное философско-литературное открытие, в основе которого заложена ЕГО
ТЕОРИЯ О "МЕТАМЕТАФОРЕ".
С точки зрения оперативной лингвистики, теория МЕТАМЕТАФОРЬІ и прием
"ВЬІВОРАЧИВАНИЯ" редуцируются к двум оперативным процессам параллельным
с противоположным направлением: процесс АКТУАЛИЗАЦИИ от "быть" к -> "делать" и от "делать" ІІ к "быть" виртуальное - процесс ПОТЕНЦИАЛИЗАЦИИ. Кстата на этом же приципе построены БОЖИИ ЗАПОВЕДИ (процесс АКТУАЛИЗАЦИИ) и БЛАЖЕНСТВА Иисуса ( прием ПОТЕНЦИАЛИЗАЦИИ)
Однако подобные ментальныее "прогулки" возможны только на уровне:
"язык пред- язык" (согласно Г.Гийому, см. публикацию в блоге) и,
полученная нами выше идеогенетическая схема, реферирует именно к этим
двум оперативным (ментальным ) этапам, более того: ВЕСЬ ТЕКСТ
"КОМПЬЮТОРА ЛЮБВИ" построен по принципу смены двух , оперативно
повторяющихся, этапов: "un avant - un après" = предыдущий этап - этап последуюкщий." ( Guillaume, Gustave. Langage et science du langage; Paris, 1964).*
Весь поэтический текст Константина Кедрава-Члищева представляет
мысловный процесс мысли мыслящей, креативную ( pensée pensente), чем и
объясняется отсутствие знаков препинания и появление - рождение НОВОЙ
ФОРМЬІ ПОЭЗИИ, передающей ментальный этап :" язык" = Causé construit.
Это НОВЬІЙ ТИП ПОЭЗИИ!
Вопрос ?! Где расположить "ПОЭЗИЮ ПРИЧИННОГО ПОСТРОЕНИЯ"?. ЭТО
НОВЬІЙ ТИП ПОЭЗИИ, разработанно Константином Кедровым-Челищевым?! К
которой известной Поэтической Школе отнести этот Новый тип? этот ШЕДЕВР
Константина Кедрова Челищева?!
Так, например, Христо Тодоров считает, что каждый поэт имеет право на
свою оригинальность = " car chaque poète a son originalité" ( стр, стр.
484 - 486)
Итак, мы можем с уверенностью заявить, что " КОМПЬЮТОР
ЛЮБВИ" как и другие по этические произведения русского поэта-философа
Константина Кедрова-Челищева представляют собой уникальную тенденцию
Нвой философской сюрреалистической поэ зии ХХ - ХХІ в.в.
Русский философ-поэт создает уверенно свою
индивидуальную поэзию, прозревая ( сам того не ведая) основные концепции
Гюстава Гийома о ПСИХОМЕХАНИКЕ. Константин Кедров.-Челищев являетсь
создателем ДВУХ НОВЬІХ типов ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТ:
1. ПОЭЗИЯ ОБРАТНОЙ ПРИЧИННОСТИ - Cause obverse, интегрирующейся только на этапе "пред-язык".
2. ПОЭЗИЯ ПРИЧИННОГО ПОСТРОЕНИЯ - Cause construit, интегрирующейся на этапе " язык".
Ни в первом, ни во втором случае НЕТ ЦЕЛОСТНОГО ТЕКСТА со смыслом,
т.к. содержание, его осмысление Автор выносит за пределы своих текстов,
а, точнее Константин Кедров-Челищев создает свою стройную философскую
концепцию - о "МЕТАКОДЕ" и МЕТАМЕТАФОРЕ".
Так, современная русская литература обогатилась новым литературным
течением (ШКОЛОЙ) - НОВЬІМ СЮРРЕАЛИЗМОМ à la Konstantin
Kedrov-Tchelitchev.