Александр
Посохов
Чёрная зависть
Очень многие знают песню на стихи Булата
Окуджавы «Счастливый жребий». Песня замечательная! Особенно сразу запоминаются
и будто сами напеваются такие вот слова:
С нами женщины, все они красивы,
И черемуха – вся она в цвету.
Может, жребий нам выпадет счастливый,
Снова встретимся в городском саду.
Однако вот дальше, в конце:
Но из прошлого, из былой печали,
Как не сетую, как там не молю,
Проливается черными ручьями
Эта музыка прямо в кровь мою.
У меня классическое представление о величии.
Великое в искусстве и литературе – это такая высота, достичь которую мало кому
удаётся. Называть ныне здравствующих или недавно ушедших от нас артистов,
поэтов, певцов великими – это кощунственно по отношению к самому определению
величия. Так же, как называть кого-то из них легендами на основании того лишь,
что они бесстыдно выпендривались и скандалили. Выдающиеся – да, великие – время
покажет.
Тяну, тяну свои я вирши
К высоким образцам вершин.
А Пушкин всё равно повыше:
Конечно, он же сукин сын!
Наверно, это какая-то неведомая космическая
сука. И не шибко плодовитая, к сожалению. А, может, к счастью.
Отталкиваясь вот от такого своего
представления, позволю себе последние две строчки из приведённого текста
покритиковать немного. Типа нашёл, к чему привязаться. Все знают, что метафора
– это оборот речи,
состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе
какой-нибудь аналогии, сходства или сравнения. К примеру, «сладкий сон»,
«горькие слёзы», «серебряные волосы», «золотые руки» и тому подобное. Но вот
чёрные ручьи, по-моему – это вовсе не метафора. Они есть в натуре, сколько
угодно – что выльешь, то и потечёт. Потом, сколько же крови должно быть в
человеке, чтобы в неё текли не струйки, а целые ручьи. Даже, если эти строчки
все вместе по общему смыслу принять за метафору. Понятно, что автор имел в виду
войну и всё трагическое, что с ней связано. Сама память о войне чёрная, спору
нет. Но он же говорит о музыке, изображая её как бы чёрными ручьями. Хотя
музыка и по тексту и сама по себе – явление тоже реальное. Для меня она ни в
какой связи и ни в каком сравнении не может казаться чёрными ручьями. Ручьями –
пожалуйста, но чёрными – нет. Тем более, что в начале песни звучит мягкое слово
– мелодия.
Короче,
музыку, проливаемую в кровь чёрными ручьями, даже если она из этих самых
кровавых военных лет, я не воспринимаю. Возможно, потому же исполнители этой
песни часто заканчивают её «встречей в городском саду».
Скорее
всего, я не прав. Просто завидую. Возражайте! А пока хочу предложить свою песню
под названием «Романс» на ту же мелодию (она есть на моей странице). А можно и
другую мелодию сочинить. Нескромно, согласен. Но мы, графоманы, скромностью
никогда не отличались.
* * *
Другие произведения автора:
А.Посохов "ЛЕНИН И МЫ" (статья)
Пан Посох "Ни то ни сё"
Все басни Посохова