Исход - 1 - поэма

21 апреля 2015 — Олег Павловский


                   



           ИСХОД
                    __________________________________________________________________________________


                    Мне тебя не вернуть –
                    ты прости, проклиная, прости.
                    Мне тебя не забыть
                    и до крови закушены губы,
                    и как старый солдат
                    на заснеженном вьюгой пути
                    я ловлю лепестки
                    и целую гремящие трубы.

                    Ах, какая весна
                    отзвенела как голос в ночи!
                    И кружила пурга
                    лепестками взбесившихся вишен,
                    но в бреду или снах
                    ты как мать напевала – молчи!
                    как невеста рыдала
                    и плакали стены и крыши.

                    Я еще не убит клеветой или пулей шальной,
                    я еще не распят на заре возле ратуши белой,
                    не меня провели босиком по камням мостовой,
                    по песку, по доске наконец мое сильное тело
                    не скользило в пучину когда-то манящей волны,
                    где как ребра трещали борта, и корежило драги –
                    там где пела любовь, абордажной страшась суеты,
                    и смеялась мечта на конце окровавленной шпаги…


                  


                   И тебе не забыть ни гортанные крики ворон,
                   ни кошачий концерт, ни органные волны напева –
                   этой музыки громкой как крик, как набат похорон,
                   будто вопли кликуш и стенания плакальщиц белых.

                   Как ему объяснить, что нельзя убивать королей?
                   Как ему рассказать оголтелому всуе народу
                   как встают из руин в серебристых стволах тополей
                   купола городов больше жизни любивших свободу?

                   Ты святая святых на горячем как берег плацу,
                   ты поэзия красок, знамен и ремней портупеи,
                   если нет оправданья, слеза не течет по лицу,
                   если птицы летят, и танцуют, и кружатся феи –
                   это танец зимы, это жизни изысканный бал,
                   где одни королевы и все как одна – Маргариты!


                 

                 
                  это твой паладин поседел и немного устал,
                  это злая старуха и песни разбитой корыто,
                  это клекот орлов понад синим покровом снегов,
                  это страх высоты, – но птенцы вырастают из страха, –
                  ты меня не забудешь, не бросишь, не сбросишь оков,
                  ты прелюдия жизни и жизни высокая плаха.

                  Ты поэзия сердца и горечь недавних разлук –
                  у тебя за окном голосит и беснуется лето –
                  рассыпайся дождем, не грусти, не заламывай рук
                  даже если горьки твои слезы и солоны ветры,
                  даже если друзья говорят, что не ждали беды
                  и мальчишка мой лук натянуть не посмеет однажды,
                  на горящем песке не мои пламенеют следы
                  и галдят женихи на дворе, но и это не важно…


                


                  Ты моя дорогая, ты звук и надежда – Ассоль!
                  Ты хранящая лампу и кремень, и трут Пенелопа.
                  Ты хранила, как память хранит, и тревожишь как боль
                  золотые сердца и Руна тяжелеющий локон.
                  Ты слова на стене, как троянской колонны – навек
                  в молодеющем мире, – еще доживем до пеленок!

                  Остаюсь. Верный паж Твой. Несчастный как все человек...
                  И счастливый любовник Твоей красотой осененный!


                                                       ______z______



                 


                  2.


                  Не грусти если боль на поверку не очень-то боль
                  и осколки свистят от когда-то священного братства
                  если лузу на части однажды разбил карамболь,
                  или пепел регалии дважды спадает на лацкан…
                  отгуди как набат, отстучи барабанную дробь!
                  и по панцирям крыш, и по клавишам клавиатуры –
                  отцвети как нарцисс, эдельвейс, словно черная кровь
                  приснопамятной розы в бокале…еще партитуры
                  не написано в мире такой, чтоб рыдали дожди,
                  ливни лили в лицо литургий океанские волны –
                  не проси, не надейся, не верь обещаньям, не жди
                  и не бойся – мечта не оставит и кубок наполнен
                  до краев… и во чреве мехов веселится лозы
                  виноградная гроздь и таинственной косточки терпкость –
                  не оставит следов на одежде и ни борозды
                  злой клинок клеветы на камзоле твоем и на сердце.

                  Ты припомни, как кони фырчат и танцуют в мороз
                  на ладонях твоих площадей и в смятении улиц,
                  и снегурочки шепот, и дом бородою оброс –
                  шевелюрой снегов, гребешками алмазных сосулек!

                   Ты однажды пришел как на праздник в сверкающий мир
                   городов и равнин, и промолвил Господь, – оставайся…


                 


                  ...и стоял на вершине в слезах как недавний жуир
                  полюбивший принцессу и горечь прощального вальса.

                  Не беда если руки до крови и шкот как струна –
                  только палубы всхлип, только треск кипарисовых мачт... – я
                  на военной дороге – окрест полыхает война,
                  злобный карлик хохочет, и смерть раскрывает объятья.
                  Отзвенеть как бокал золотого стекла baccarat,
                  проиграть в баккара  золотые
  –  последние в мире!
                  отлюбить, как отпеть, отрыдать, отзвучать как вчера
                  отгремели часы в петербуржской забытой квартире…




                                    
______z______




                 



                 ПОСЛЕ ИСХОДА
                  __________________________________________________________________


                  Ты меня не забыла? – и я к изголовью приник,
                  к фотографии в рамке, к пречистому свету лампады…
                  мой кораблик устал, каждый раз уходя на пикник,
                  натыкаться на рифы и скал голубые громады, –
                  а как весело было плясать на зеленой волне!
                  на отрогах багровых от всполохов близких разрывов, –
                  так играет свирель и поет под камлотом и вне
                  золотое кольцо из осколков сердечных и – не…
                  не таких и сердечных, не слишком душевных порывов…


                


                 Ты моя дорогая! Ты память моя и печаль,
                 и тоска по однажды навечно покинутым домам,
                 где колодезной цепью синела звенящая сталь
                 и полозьями санок не степь обжигалась… и стоном
                 не казался любой даже самый коротенький вздох
                 перед ликами тех… – дай-то бог не забыть эти лики! –
                 пред садовой калиткой и не было в мире садов,
                 где купались в росе, словно эти, Твои земляники…

                 Твой сосуд из стекла и бороздки на нем и печать,
                 и следы сургуча на почтовом мешке, на пакете
                 и видения детства, не нашего – нет, невзначай
                 не подумай что мир, – это только бороздки отметин
                 золотые и все же бороздки маршрута в ничто,
                 серебро тех бороздок опять же на стеклах оконных –
                 паровозы гудков и вагоны колесные то…
                 то и дело стучавшие в такт на твоих перегонах –

                 чтоб горела свеча по ночам за стеклом фонарей!
                 пахло гарью и воском, и прелью лошадного сена,
                 и стояла судьба на часах как жучок в янтаре
                 полюбивший навек эти горькие скользкие стены –

                                                                                                                                  
                                     


                  – эти тонкие стены сосуда по имени жизнь,
                  эти гордые стены кремля и печать караула,
                  и сосуд запечатан, и джины в кружок собрались
                  на пороге дворца возле горных вершин и аулов –
                  мой дворец, он велик и богат, он вместилище тем,
                  мимолетных улыбок и клятв на могилах пророков –
                  исхудали верблюды, и ослик поник и совсем
                  заскучал над покрытым зелеными мхами порогом…

                  – оглянуться на миг, отыскать твой сосуд на песке!
                  драгоценный подарок судьбы и поэзии если
                  ты – сосуд, эликсир и дрожащий журавлик в руке…
                  …да и я не щегол, и твоя не последняя песня.


                  2.


                  Мой бумажный журавлик! – игрушка моя и смешок,
                  мой бумажный кораблик в линейку из школьной тетрадки!

                  – я еще не постиг, не придумал и вдруг не нашел
                  неразменный пятак на странице с блестящей закладкой –
                  как ее отыскать ту подсказку на тройку в дневник,
                  на четверку лихих вороных к семиструнной гитаре?
                  если песне никак не родиться, не броситься в крик
                  и весна как всегда...  на одном из твоих полушарий…
                  – нам бы голос и свет обрести на мгновенье, на раз
                  и едва не успеть, но отправить в лиловом конверте
                  голубиных следов на снегу круговерть и алмаз
                  раскаленного солнца алмаз раскаленный, поверьте…



                                                    
                                                                                                                                         

               


                Ты меня провожала, напутствуя или крестя,
                ты меня обнимала как путника пыльного снова,
                принимала как есть – не такого, на грани нельзя,
                на краю перехода в объятия мира иного…
                ты меня отмолила у бога и черта за труд –
                за горение глаз и лица искореженность линий,
                за прорехи в душе и безумства душевных причуд
                ты меня отрыдала печальнее всех Ефросиний…

                …ты меня пронесла на ладонях как чудо из тех,
                что смутить мудрецов и повес не посмеет и все же –
                я улыбка твоя, ожиданье и кажется смех,
                если я не забыл и не спутал и, помнится, тоже
                и смеялся, и пел, танцевал как горячий клинок,
                повторял нараспев как молитву, а может проклятье
                жеребцам уносившим, давясь и кровавой слюной
                и узду закусив, уносившим меня от объятий –


              


               – от ростков на душе как дитя не окрепшей любви,
               от последних на свете свиданий пропащего лета –
               столько сбитых подков! и поломанных хоть на пари
               переломанных копий на зависть пажам и поэтам –
               но когда–то и мы на покой хоть не терпится жить
               золотым петушком на флагштоке над зданием тира –
               отлюбить как отпить, как Кощей над мошной ворожить…

               …или стрелы пускать и слегка фехтовать на рапирах.


                               
 
                3.


                Нам не время еще расставанья и стиснутых до
                побелевших и твердых горячих как камень ладоней,
                не растает как память в ночи, в толкотне поездов
                день и ночь уносящих тебя и меня от погони,
                от насмешек и тем о судьбе непослушных мышат
                и радушных улыбок, и скушных концертов кошачьих,
                от горячих признаний и клятв, и не дай оплошать
                от посулов горячих и тем… и не очень горячих…

                Не растают слова как пломбир на июльском окне,
                на поющем пчелой на стекле и струне клавесина,
                нарастая как звук нарастающим эхом, и свет
                разлетится как зеркало колкими звездами льдинок,
                и заплачет та девочка, тихую верность храня
                подоконному мирику роз и вишневых гераней,
                о потерянном слове в миноре по имени ля –
                в ледяном как дворец и арена напрасных стараний...


                


                Как его отыскать, это вечное слово «люблю»?
                как тебе рассказать, моя бедная верная Герда
                как печальному принцу, без четверти – и королю!
                без пяти и без счета часов и минут… и наверно
                нет на свете награды желаннее и горячей –
                растопить огонек в посиневшей от холода печке
                ледяному как сердце и след на блестящем столе,
                на ристалище выбора между Сегодня и Вечно –
                ледяному насквозь, на просвет как алмаз и стекло,
                и хрустальные грани с шампанским бахвальством бокала…

                …но растопит слеза всем смертям и посулам назло
                на расторгнутом вдруг, навсегда… но и этого мало!

                Лишь бы не было в мире остывших от скуки сердец,
                замороженных душ за стеклом и за дверцами шкафа,
                за экраном и скрином, за разумом и, наконец,
                сочинившим финал… то ли Франц это был, то ли Кафка…

                Торопите коней, наши женщины нас заждались!
                и неловких улыбок, и плеч, как и прежде усталых –
                тех натруженных рук, что держали небесную высь
                столько лет и веков ни на миг не сходя с пьедесталов –
                со ступеней в кипении майского ливня и дня,
                с мостовых и асфальтов, с гранатовых стен парапета,
                с площадей голубей и…
                                                                но ты торопила коня,
                да и я поспешал – нам бы только успеть до рассвета,
                нам бы ночь продержаться и день под огнем простоять
                на последнем из всех рубежей на батальной картине –
                где с поэзией жизни и смерти вдвоем – просто я
                не успел рассказать… ни строкой и ни росчерком линий
                не успеть до рассвета, до звона калёных подков,
                до броска эскадрона поверх ковылей опаленных…

                …до последних – постой я вернусь и не вешать замков!
                я вернусь, как всегда молодой… и немного влюбленный.















.
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0199110 от 21 апреля 2015 в 14:11


Другие произведения автора:

У памяти моей есть очертанья губ...

Как это было...

ГОРОД МОЙ

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +1Голосов: 1768 просмотров
Юлия Левченко # 22 апреля 2015 в 21:26 0
013smile За прекрасный язык, образность и знание литературных источников, - спасибо!