|
Эвристические находки в истории - в том числе и творчества Уильяма Шекспира
Известно, что истина нередко находится на поверхности, но никто ее не замечает: тогда, как заблуждение, или откровенную ложь рекламируют и она становится, по сути, постулатом исторического знания. Нас на протяжении веков пичкали историей России, в которой темным пятном являлось пресловутое татаро-монгольское иго. Сегодняшние методы эвристического познания и кибернетические возможности дали парадоксальный результат. Если верить исследованиям математиков, применивших эти методы к истории, Фоменко и Носовскому, то никакого татаро-монгольского ига вовсе не было. И это так: ведь какой завоеватель будет писать документы, указы, вести расчеты на языке покоренного народа? А дошедшие документы – все на славянском, то бишь русском языке: более того налог собираемый игом был 10 процентов. О таком налоге мы и не мечтаем: у нас 13 процентов подоходный, а с прибыли, НДС, на природопользование и акцизы в совокупности не только превышают, но делают иго РАЕМ? Верно? Кто бы не хотел жить в таком иге? А? Точно такие же новые возможности, которые дает, кибернетика и математический подход к исследованиям, под их воздействие возникли гипотезы, которые претендуют на истину в Великобритании при исследовании творчества Уильяма Шекспира. Об этом популярно изложил Майкл Хард в своей книге «Сто великих людей». Есть источники, которые серьезно анализируют наши соотечественники, о чем я приведу ниже. Но перед этим хотел бы сказать, что истина всегда требует совершенных знаний, а не традиционных мифов и догадок, как это случилось с историей России, и историей творчества Шекспира. Парадоксы присутствуют не только в истории, в виду заблуждений большинства, привыкших мерить все на свой аршин, но и в логике. Когда спросили историка о том, ложна ли история, то он ответил, что все историки лгут. Что он сказал истину, или ложь? Если высказывание истинное, то оно должно быть ложным, а если оно ложно, то историк сказал истину? Верно? Этот парадокс не научен, а история России, дорогой для каждого патриота, это совершенно другой парадокс, но доказан еще и генетиками , которые провели анализ ДНК погибших в Куликовской битве – они все были славяне. То есть битва была между различными партиями одного государства, между братьями, славянами, Это же подтверждает анализ картин средневекового художника о великой Куликовской битве: с обеих сторон дерутся славяне в одних и тех же доспехах и амуниции. Подобное случилось и с Уильямом Шекспиром, которого мы не только считаем великим, но гениальным и непревзойденным поэтом!
Точно не известно, в каком году Уильям Шекспир покинул родной Стратфорд-на-Эйвоне. Исследователи предполагают, что в период с 1585 по 1587 годы. Обратимся к основным датам жизни и творчества Шекспира (А. Аникст. "Шекспир").
1564, 23 апреля. Уильям Шекспир родился в Стратфорде-на-Эйвоне. В этом городе он прожил детство и юность.
1582. 28 ноября. Шекспир получает разрешение на венчание с Энн Хетеуэй.
1583. 26 мая. Крещениа дочери Шекспира Сьюзен.
1585, 2 февраля. Крещение сына Гамнета и дочери Джудит.
1590-1592. Постановка исторической трилогии "Генрих VI" {Здесь и дальше указывается предполагаемая дата первой постановки пьесы.}.
1592. "Комедия ошибок".
1593. "Ричард III". "Укрощение строптивой".
1593. Напечатана поэма "Венера и Адонис".
1594. Напечатана поэма "Лукреция". Поставлен "Тит Андроник". "Два веронца". "Бесплодные усилия любви". Шекспир вступает в труппу лорда-камергера.
1595. "Сон в летнюю ночь". "Ричард II". "Ромео и Джульетта".
1595. Умирает сын Шекспира Гамнет. Поставлены "Король Джон", "Венецианский купец".
1597. "Много шума из ничего". "Генрих IV" (1-я часть).
1598. "Генрих IV" (2-я часть). "Виндзорские насмешницы".
1599. Постройка театра "Глобус". Поставлены "Как вам это понравится", "Юлий Цезарь".
1600. "Двенадцатая ночь".
1601. "Гамлет".
8 сентября. Похороны отца Шекспира.
1602. "Троил и Крессида".
1603. Смерть королевы Елизаветы. На престол вступает Джеймз I. Труппа лорда-камергера переименована в труппу короля. Постановка "Конец - делу венец".
1604. "Отелло". "Мера за меру".
1605. "Король Лир".
1606. "Макбет".
1607. Дочь Шекспира Сьюзен выходит замуж за доктора Джона Холла. Постановка "Антония и Клеопатры".
1608. Наряду со спектаклями в театре "Глобус" труппа короля начинает давать спектакли в закрытом помещении бывшею монастыря Блекфрайерс. Написана трагедия "Тимон Афинский".
1609. "Перикл". Изданы "Сонеты".
1610. "Цимбелин".
1611. "Зимняя сказка".
1612. "Буря". Шекспир возвращается в Стратфорд.
1613. "Генрих VIII". Пожар в театре "Глобус".
1616, 10 февраля. Венчание Джудит Шекспир и Томаса Куини.
25 марта. Шекспир подписывает завещание.
23 апреля. Смерть Шекспира.
25 апреля. Похороны Шекспира.
Если из этих сведений исключить даты написания пьес, женитьбу, смерть родственников в Стратфорде и те события, которые произошли бы, не будь Шекспира вообще, то останется лишь следующее:
1564, 23 апреля. Уильям Шекспир родился в Стратфорде-на-Эйвоне. В этом городе он прожил детство и юность.
1612. Шекспир возвращается в Стратфорд.
25 марта. Шекспир подписывает завещание.
23 апреля. Смерть Шекспира.
25 апреля. Похороны Шекспира.
Не скудно ли для биографии самого популярного в мире поэта? В работе М.В. и Д.М. Урновых "Шекспир. Его герой и его время" (1964) приводится цитата из работы французского литературоведа И. Тэна (1828-1893): "Мы знаем о нем только, что он родился, женился, приехал в Лондон, переделывал чужие пьесы, писал свои, сделал завещание и умер". Обратите внимание, что в хронологии жизни Шекспира по А. Аниксту нет сведений о том, что он выезжал за пределы Лондона в период пребывания в нем, хотя в пьесах много мест, подтверждающих знание Шекспиром Франции и особенно Италии - знание, которым мог обладать человек, только воочию видевший эти места. Зато известны факты из его жизни, говорящие о том, что Шакспер был успешным дельцом. Факты (в сокращении) приводятся из книги И. Гилилова "Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого Феникса".
Май 1597 года. Шакспер покупает второй по величине дом в Стратфорде, так называемый Нью-Плейс, за 60 фунтов стерлингов.
Февраль 1599 года. Уильям Шакспер как пайщик принимает участие в строительстве театра "Глобус". Его доля - 10 процентов.
Май 1602 года. Шакспер покупает у ростовщиков Комбов участок земли близ Стратфорда.
1602-1603 годы. Покупает и арендует строения в Стратфорде вблизи Нью-Плейс.
Июль 1604 года. Шакспер привлекает к суду своего стратфордского соседа, аптекаря Филипа Роджерса за недоплату долга.
Июль 1605 года. Шакспер откупает у некоего Ралфа Хьюбода право взимать половину "десятипроцентного налога на зерно, солому и сено" (церковная десятина) с арендаторов бывших монастырских земель в трех ближайших деревушках, а также половину небольшой десятины со всего стратфордского прихода.
Август 1608 года. Шакспер становится пайщиком театра Блэкфрайерс вместе с шестью другими членами труппы.
Август 1608 - июнь 1609 года. Шакспер преследует через суд еще одного своего земляка, Джона Эдинбрука, за долг в 6 фунтов стерлингов плюс 1 фунт стерлингов 5 шиллингов в возмещение расходов и убытков.
10 марта 1613 года. Шакспер покупает в Лондоне, в Блэкфрайерсе, дом за 140 фунтов и уже на следующий день, 11 марта, закладывает его за 60 фунтов бывшему хозяину на срок полтора года.
31 марта 1613 года. Шакспер переуступает кому-то принадлежащий ему пай в актерской труппе, ликвидирует свои финансовые интересы в Лондоне (детали неизвестны) и окончательно перебирается в Стратфорд.
Как видим, Шакспер был неплохим предпринимателем и не прощал своим должникам, преследуя их в судебном порядке. Подтверждается часть ранее приведенных слов А. Аникста "Шекспир был деятельным человеком...". Из предпринимательской биографии Шакспера видно, что бизнес настолько занимал его, что приходится удивляться, когда "Шекспир" успевал писать пьесы, ставить их в театре и еще играть в нем роль.
алее И. Гилилов сообщает о том, что в XIX веке сомнения в способности Уильяма Шакспера из Стратфорда писать пьесы, поэмы и сонеты высказывали уже многие, в том числе и знаменитые люди - писатели, историки, философы и государственные деятели; можно назвать такие имена, как Чарлз Диккенс, Марк Твен, Бисмарк, Уитмен и другие. Английский поэт XIX века Колридж, первый обративший внимание на несовместимость фактов биографии Шекспира, писал: "Спросите ваш здравый смысл, возможно ли, чтобы автором таких пьес был невежественный, беспутный гений, каким его рисует современная литературная критика?".
Как подтверждают исследователи, на смерть известных людей было принято писать целые элегии и издавать памятные сборники. Например, на смерть драматурга Бена Джонсона, соратника Шекспира, было написано не менее 37 стихотворений-посвящений. На смерть Шекспира - ни одного. Не прореагировал никто, кроме зятя "Шекспира", оставившего в личных записях строчку "тесть мой преставился". После смерти поэта и драматурга Френсиса Бомонта были торжественные похороны. После смерти поэта Майкла Дрейтона (известен ли он нам так же хорошо, как Шекспир?) студенты образовали целую процессию по улицам Лондона. Умер Шекспир - ни слова, ни звука.
Все факты свидетельствуют о том, что Шекспир умер как самый обычный, ничем неприметный торговец в тихом провинциальном городке.
В противовес этому И. Гилилов подтверждает, что тот, кто создавал шекспировские произведения, активно владел французским, итальянским, испанским, древнегреческим и латынью. Английский профессор Буллоу издал восьмитомный труд, где на четырех тысячах страниц приводит тексты из книг на разных языках, которые знал и использовал Шекспир. Он обладал доскональными познаниями в морском и военных деле, юриспруденции, философии, музыке, медицине, орнитологии, ботанике, географии. Получить подобное образование в университетах и от домашних учителей было по карману лишь отпрыскам очень богатых семей. Шекспир проявил прекрасную осведомленность в вопросах придворной жизни того времени. Эти знания не могли быть обретены заочно. Он хорошо знал итальянские города Падую, Верону, Милан, Мантую, Венецию не понаслышке и не по книгам. Специалисты констатируют, что не было такой области человеческой деятельности того времени, которую бы не затронул Шекспир.
ГРАФ ОКСФОРД (Эдуард де Вер, 1550 - 1604)
Граф Оксфорд
Автором гипотезы, что произведения Шекспира создавал граф Оксфорд был англичанин Томас Луни. Он ссылался на то, что стихотворения графа, подписанные его именем, имеют сходство с поэмой Шекспира "Венера и Адонис". Кроме того, как сообщает, Т. Луни, граф Оксфорд, на гербе которого изображался лев, потрясающий сломанным копьем, был образованнейшим человеком своего века и был в курсе дворцовых интриг, отражение которых имеет место во многих пьесах Шекспира. Граф Оксфорд покровительствовал нескольким театрам и принимал активное участие в литературной и театральной жизни Англии той поры. Основываясь на анализе шекспировских произведений, Т. Луни вывел характерные черты их автора и сделал вывод, что всеми ими мог вполне обладать граф Оксфорд.
Можно привести больше фактов , но уже приведенные говорят о многом: о том, что традиционные взгляды на творчество гения не только устарели, но попахивают заблуждением, которое мы бездумно принимаем на веру! Стоит ли быть такими упертыми и ортодоксальными?
|