Я смотрю, нашего полку критиков прибыло? Сколько живу и работаю - впервые вижу такой безграмотный разбор стиха. Приведу-ка я вам классическую схему разбора стихотворения.А потом постараемся разобрать стих госпожи Раисы, ориентируясь на образец разбора.
План анализа стихотворения.
Тема стихотворения:
-пейзаж;
-общественно-политическая;
-любовная/интимная;
-философская.
Сюжет:
-есть сюжет: образы событий (...каких именно...) ;
-без сюжета: образы чувств (...).
Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге) ;
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.
Рифма:
-аабб - парная;
-абаб - перекрестная;
-абба - кольцевая.
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
-эпитет - художественное определение;
сравнение;
-аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
-ирония - скрытая насмешка;
-гипербола - художественное преувеличение;
-литота - художественное преуменьшение;
-олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
-метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
-паралеллизм.
Стилистические фигуры:
-повторы/рефрен;
-риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
-антитеза/противопоставление;
-градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
-инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным-нарушением синтаксической конструкции;
-умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Поэтическая фонетика:
-аллитерация - повторение одинаковых согласных;
-ассонанс - повторение гласных;
-анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
-эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
Образ лирического героя, авторское "Я".
Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т. д.
Жанр: эпиграмма (сатирический портрет) , эпитафия (посмертное) , элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви) , ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.
Источник:
http://studentdream.narod. ru/analiz.htm
Разбор стихотворения госпожи Раисы:
Тема стихотворения: пейзаж
Сюжет: сюжета нет.
Художественные средства:
Данный размер неизвестен науке. Первые 2 строчки - 4 ударных слога, 4 безударных.С 3 строки по 11 - 4 ударных, 4 безударных слога. В последней строке вообще 3 ударных, 3 безударных слога.
Рифма: первое четырехстишье аабб, появляются 2 дополнительные строчки: с рифмой аа. Шестистишье?Дальше 4 строчки рифмуются: абаб. Последние четыре: абаб.Странное построение стиха, странный выбор рифм.Стих пишется единым ритмоми размером. Здесь на каждом шагу нарушение и в построении стиха, и в размере, и в ритме, и сбои рифм. Пойдём дальше.Разберемся в подборе тропов. Для широкой публики поясняю: тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
Эпитет: сочная краска фиолета, красота люпиновая. Второй эпитет еще куда ни шло, первый не годится никак. Может быть сочный цвет, но никак не сочная краска да еще фиолета. Неологизм? Неудачный. Особенно меня поразило:
Я люблю тебя мой град!
В сердце фиолетово.
Есть устойчивое выражение: мне всё фиолетово( разговорный стиль). Так о какой любви тогда может идти речь, если сердцу фиолетово?
Что обозначает странный троп: вдоль дороги фиолет?. Это что, люди стоят, которым также "Фиолетов город"? А теперь давайте разберёмся: город ли это? Если название "Людиново"- средний род. Значит - село. Если был бы город, был бы Людинов.
Присутствуют метафоры: цвета маскарад. Неплохо. Еще один эпитет: озёрный город. Тоже удачно. Неудачно употребление устаревшего слова "град". Это норма для 18 века. Использовалось для написания од. (Ода - торжественная хвалебная песнь, связанная с каким-то историческим событием. Какое тут историческое событие? Цветы в поле расцвели? Лето пришло? Так оно каждый год приходит.
Короче, впечатление от стиха удручающее, а от разбора господина Леонида - тем более. Не мешало бы, действительно, хоть почитать что-то из теории литературы, а потом уж браться за разбор стихов. Что ж это за критик, который не сумел гласные-согласные посчитать правильно? А главное, для чего их считать? Считают слоги ударные и безударные, для определения размера.