Разговор о псалме 5. О наследующей - о Церкви.
Разговор о псалме 5. О наследующей - о Церкви.
Пятый псалом в церковно-славянской Библии начинается с надписания - «О наследствующем, псалом Давиду» (Пс 5:1). Как видим, это надписание - в мужском роде.
Но в Септуагинте это надписание читается несколько иначе, в женском роде: «О наследствующей». И в древне-славянской «Псалтыри» надписание было таким же, в женском роде: «О наследствующей». Значит, и мы будем рассматривать это надписание именно так.
Кто же эта «наследствующая»? Святые отцы, с чьими толкованиями на этот псалом я знакомился, единодушны – «наследствующей» может считаться человеческая душа, но, прежде всего – это Церковь.
Современный человек воспитан как индивидуалист. Отношения «Бог и я» ему гораздо проще понять, чем отношения «Бог, я и остальные люди». Мне много раз приходилось сталкиваться в жизни с вопросами: «Ну ладно, Бог есть, я согласен, и всё такое. А Церковь? Зачем она нужна? Зачем нужно это собрание во имя Христа?»
А между тем, дорогой читатель, Церковь драгоценна для Христа. Она настолько драгоценна, что, по словам апостола Павла, «Господь и Бог приобрел ее Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). То есть за Церковь (двери в которую открыты для любого человека!) Господь пролил Свою Кровь.
Что такое «религия»? Некоторые переводят это слово как «восстановление связи». Какой связи? Прежде всего, связи человека и его Творца, Бога. Грех разрушает эту связь, а христианство призвано к тому, чтобы ее восстанавливать.
Но не только связь человека и Бога разрывается грехом. Грех разрушает и отношения между людьми. Любой сколь либо внимательный человек знает – люди не любят друг друга. Нет, вежливость и страх маскирует эту нелюбовь, но давай, читатель, зайдем на любой Интернет-форум, где участники анонимны, находятся друг от друга далеко, а значит, никому не грозит за оскорбление получить в зубы. Зайдем и увидим - вот здесь люди раскрывают свою душу, вот здесь кипят страсти! И видно, каково отношение людей друг к другу на самом деле, и каково на самом деле состояние наших душ.
В Церкви врачуется и это – она призвана восстанавливать отношения людей между собой.
Один из самых часто задаваемых христианам вопросов: «А спасутся ли те, кто не вошли в Церковь?» Знаешь, читатель, спасает Бог, а не я, и потому я не посмею написать: «однозначно не спасутся», и всё же напомню – апостолы проповедовали воскресение из мертвых не просто так, а именно «в Иисусе» (Деян. 4:2)!
Да, читатель, именно так. Мы, если и спасаемся, то спасаемся не сами по себе. Образно говоря, именно «прилипившись» ко Христу становимся мы способными наследовать жизнь вечную! Только так, и не иначе. Христос не зря ведь сказал: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6)!
И именно в Церкви это соединение верующих со Христом и происходит, ведь Церковь – это не только собрание людей, которым интересен Христос! По словам апостола Церковь – не много не мало, а Тело Христово (Кол. 1:24)!
В вере, в молитве, и, главное, в Церковных таинствах происходит реальное соединение людей со Христом и между собой.
Современный человек обычно настроен по отношению к Церкви очень скептически. «Вы, воцерковленные люди, не лучше нас!» - такое общее мнение, очень подогреваемое газетами и телевидением.
Однако нужно понимать некоторые вещи. Каждое утро за утренним молитвенным правилом православный христианин произносит Символ Веры. «Верую во Единого Бога Отца...» и так далее. Есть там и такая строчка: «во единую святую, соборную и апостольскую Церковь».
То есть Церковь – один из предметов веры. По определению апостола Павла «вера есть уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). То есть там, где не всё видно, там требуется вера.
Скажем, мы не способны увидеть Божественную сущность, хотя и постоянно видим проявления в мире Его Творческой Воли. Наши глаза видят лишь то, что имеет контуры; божественность безгранична, контуров не имеет, а значит и для нашего глаза на видима. Поэтому мы в Бога верим.
И Божественность Христа была апостолам не видна, поэтому требовалась вера. Даже на горе Фавор, во время Преображения Господа, апостолы что видели? Божественность Христа? Нет, они видели свет. А уже верой постигали, что свет этот вечный, нетленный, и что перед ними Сам Господь! Опять-таки – Фома, вложив пальцы в раны на теле воскресшего Христа, воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20:10). Фома увиделБожественность Христа? Нет, он познал ее верой, будучи убежден огромным чудом – воскресением Христа из мертвых.
Вот так и в Церкви видно не всё. Церковь свята не святостью своих прихожан, а святостью Христа, который Глава Её! Это не видимо, и потому познается верой. Святые всех времен – Пресвятая Богородица Дева Мария, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, Серафим Саровский и все остальные – до сих пор остаются членами Церкви! Церковь на небе и Церковь на земле не оторваны друг от друга, это единый организм, хотя и пребывающий разными своими частями «в разных мирах». Это наше единство с теми святыми, которые уже у Господа, не видимо, и потому тоже познается верой.
Да, те христиане, которые живут сейчас, на твоих глазах, читатель, грешат и эти грехи тебе видны. Но такими уж стали наши глаза в результате грехопадения – чужие грехи мы видим, но самих себя считаем людьми хорошими, очень даже чистыми.
А вот великие православные святые считали себя великими грешниками. Не «красовались перед публикой», а на самом деле считали. Почему? Потому, что были зрячими, а мы с тобой, читатель, слепцы. И не случайно святые считали началом выздоровления души не безгрешность (которая в абсолюте не достижима нами), а видение своих грехов! И не случайно святой Ефрем Сирин молил Господа дать ему «видеть свои грехи и не осуждать ближнего своего»!
Грехи людей нам видны, а вот кое-что другое мы часто не видим, а оно есть. Для иллюстрации я перескажу своими словами историю, которую прочитал, кажется, у Паисия Святогорца.
Жил себе монах, кажется на Афоне. Знакомые «ласково и любовно» называли этого монаха Жадиной - потому, что тот никогда не давал милостыни нищим.
Прошло время, умер Жадина, и вдруг на его похороны сбежалось множество крестьян. «Этот человек спас меня!» - говорил один. «И меня!» - говорил второй.
Оказалось, что Жадина копил деньги, заработанные каким-то своим монашеским трудом. Накопив нужную сумму, он узнавал, у кого из крестьян пал осел. В тех местах вести хозяйство без осла трудно, и потому Жадина приносил такому человеку денег на покупку другого осла. Но требовал, чтобы тот никому не говорил о том, откуда он взял деньги! Вот так Жадина исполнил две заповеди Господа – и о том, что нужно давать милостыню, и о том, что эта милостыня должна быть тайной.
Зачем я рассказал эту историю? Просто для того, чтобы показать – желание жить ради Господа в Церкви не пресеклось. Мы не всегда его видим, но оно есть.
Итак, дорогой читатель, именно Церковь есть наследующая, с упоминания о которой начинается псалом 5. Что наследующая? Вечность, благую вечность, Царство Христово. Так же это надписание можно отнести к каждой отдельной душе, которая решиться в Церковь войти для того, чтобы жить ради Господа и с Господом.
Но что делает Церковь? И что делает душа, которая хочет быть Господу другом?
Она молится. С этого и начинается псалом.
«Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узреши мя» (Пс. 5:2-4).
Здесь говориться об утренней молитве.
В ветхозаветные времена было принято приносить Господу в подарок начатки от плодов земных – первую пшеницу, первые смоквы...
Так и утренняя молитва – это дар Господу первых мыслей, первых чувств, первых движений души. Молиться утром, когда мозг уже отдохнул, когда душу не успела захватить житейская суета – что может быть естественнее?! Об этом и напоминает нам псалмопевец.
А зачем вообще нужны молитвы? Зачем вообще приносить Господу какие-то дары? Разве Он в чем-то нуждается? – спросишь ты, читатель.
Не нуждается. Но отношения с Богом строятся на взаимной любви. Бог любит тебя, и потому сотворил мир, сотворил тебя, поддерживает твою жизнь. Более того – для того, чтобы излечить тебя от греха, Он Сам стал Человеком и ради тебя принял мучительную смерть на Кресте. Как видишь, читатель – Бог делает шаги на встречу тебе.
Но и от тебя нужны какие-то шаги. Не потому, что Бог в этом нуждается, а потому, что какая любовь без движения навстречу друг другу? Какие отношения любви без взаимных подарков и разговора с любимым?
Но о чем нужно помнить христианину? О том, что сказать: «Верую, Господи!» - не достаточно, и о том, что тот, кто любит Христа, должен стараться исполнять Его заповеди.
В самом конце Нагорной проповеди Господь Иисус Христос произнес суровые слова: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:21-23).
Собственно, об этом нам напоминает псалмопевец:
«Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие. Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь» (Пс. 5:5-7).
Когда впервые читаешь эти слова, то возникает соблазн подумать – вот что с ними, такими плохими будет! Правильно, Господи! Воздай им по делам их! А я-то человек хороший…
Но подумаем, читатель – а не о нас ли эти слова? Неужели мы с тобой никогда не делали беззакония – чтили родителей, не убивали, не воровали, не прелюбодействовали, не завидовали?! Неужели мы с тобой никогда не лгали?! Неужели не клеветали, не повторяли слухов, не обливали ближних грязью?! В общем, не нужно обольщаться, читатель – эти слова есть предостережение нам, мне и тебе.
Величайшие православные святые – кем себя считали? Мы уже говорили с Тобой, читатель – они считали себя великими грешниками. Ну, а мы с тобой – кто, читатель? Ангелы? Нет, конечно. Грешники. «Делающие беззаконие, говорящие ложь» - это ведь о нас написано, о нас! Грехопадение очень сильно повлияло на человека – мы все покрыты струпьями греха, но не видим этого (точнее – видим только в других) потому, что ещё и слепы.
Еще раз повторю то, о чем уже говорилось – когда душа человека начинает выздоравливать, она начинает видеть собственные грехи. Начнем выздоравливать мы с тобой, и тоже свои грехи увидим.
Грех сделал нас безумными. Мне приходилось слышать о том, что сумасшедшие очень часто не хотят лечиться потому, что считают себя абсолютно нормальными. Вот и мы такие же – не хотим меняться, не хотим излечиваться от греха, хотя постоянно делаем беззаконие и постоянно говорим ложь.
«Бог… есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» - говорит апостол (1 Тим. 4:10).
Видишь, читатель – всем, даже и верным, нужен Спаситель. Не сказано, что Христос пришел вот этих спасти, а вот тем дать медали за заслуги. Нет, читатель, всемы очень больны, больны грехом. И члены Церкви больны, и те, кто от Церкви далек - больны тоже. Но члены Церкви хотят излечиться (или, по меньшей мере – должны хотеть), а не члены Церкви – нет.
«Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко Храму святому Твоему, в страсе Твоем (Пс. 5:8).
Современный человек зачастую не понимает – а зачем нужен Храм? Читать о Христе я могу и дома, молиться – тоже. И заповеди могу исполнять и дома и на улице.
Всё это верно. Но христианство – это движение Бога и человека на встречу друг к другу. Важно не только то, что мы, люди, можем сделать ради Бога – молитва, исполнение заповедей. Важно еще и то, что Бог делает ради нас. И если Он приготовил нам Свои дары, если Он считает их необходимыми для спасения, то мы должны эти дары принять.
В одной из своих лекций дьякон Андрей Кураев не напрасно назвал Храм «стенами, построенными вокруг таинства причастия».
Во время своей проповеди Христос говорил, что заключает со своими учениками Новый Завет, и этот Завет – в Его Крови (Лк. 22:20). Не в словах Его, а именно – в Крови! Многих современных людей слово «кровь» пугает, но пугаться не надо. Дело в том, что на языке Библии «кровь» – символ жизни, и это значит, что Новый Завет – не в словах Христа, а в самой Жизни Воплотившегося Бога. Ты еще не забыл, читатель, что апостолы проповедовали не просто воскресение из мертвых, а именно воскресение «в Иисусе» (Деян. 4:2)?
Однажды, в синагоге города Капернаум, Христос сказал такие слова. «Я хлеб живый, сшедший с небес, ядущи хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдаю за жизнь мира... Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, не будите иметь в себе жизни... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:51-56).
Некоторым из слушателей эти слова показались странными. «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! Кто может это слушать?... С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6:60 и 6:66).
Обратим внимание на то, что делает Христос. Он не бежит за ушедшими, не умоляет остаться, не рисует на земле сложных схем, разъясняя, каков механизм действия того, о чем Он говорит. Он лишь обращается к двенадцати апостолам: «Не хотите ли и вы отойти?» (Ин. 6:67). И апостол Петр отвечает: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68).
К тому времени они уже многое видели. Их Учитель ходил по воде, воскрешал мертвых, одним словом усмирял бурю, кормил тысячи людей пятью хлебами, и апостолы поверили Ему, доверились, решив, что если Он что-то говорит, значит, так оно и есть. В конечно счете, именно Он – Бог, а потому если Он Сам предложил такую форму соединения («Пребывает во Мне и Я в нем»), значит именно такая форма и есть самая лучшая.
То, о чем мы сейчас говорим, известно воцерковленным православным христианам под названием таинства евхаристии. Таинство евхаристии является ключевым таинством христианства. Оно установлено Самим Иисусом Христом на Тайной Вечери и часто упоминается в книгах Нового Завета (Мф. 26:26-30; Мк. 14:22-26; Лк. 22:14-20; 1 Кор. 11:23-34).
В чем же суть происходящего таинства? Она в том, что на каждой литургии, происходит соединение Христа с каждым из верующих.
В простые вещества – в хлеб и вино – невидимо входит Христос, и превращает их в Свое Тело и в Свою Кровь. Это – таинство, то есть то, что нельзя разобрать на элементы и рассмотреть под микроскопом! Химически вещества остаются хлебом и вином, но в жизни существует не только химия! В конечном счете, Бог Всемогущ и Он способен даже на такое – соединиться с хлебом и вином так, чтобы они с одной стороны не перестали быть тем, чем были, но с другой стороны – стали тем, чем раньше не были. Стали Телом и Кровью Христовой.
Когда верующий причащается – то есть проглатывает частички хлеба и вина, ставшими Телом и Кровью Христа – то эти частички растворяются у него в пищеварительной системе и с потоком крови разносятся по всему телу, проникая в каждую клетку.
Слова «Кровь» и «Плоть» Господь употребил не случайно. Мы уже говорили о том, что еще с Ветхого Завета слово «кровь» является символом жизни. Слово «плоть» - символом телесности, при чем включить сюда нужно не только работу наших клеток, костей, мышц, но и движения нашей психики, нашей души.
То есть в тело христианина проникает Жизнь Христова, и Его Богочеловеческая плоть встраивается в наши клетки, в ткани нашего тела; кроме того, и душу нашу это соединение тоже омывает!
Это можно сравнить с переливанием крови в современной медицине. Больному, умирающему человеку вливают кровь здорового, и эта кровь исцеляет того, кто был болен. Это ведь не удивляет современного человека, не так ли?
Здесь происходит нечто похожее. Христос взял на себя нашу природу, искореженную грехом и исцелил ее в Себе Самом. И теперь Он возвращает нам нашу природу, но уже исцеленной. Без этой «здоровой крови», здоровой человеческой природы мы неизбежно погибнем, с нею же – можем выздороветь и иметь жизнь вечную.
Происходит нечто удивительное – происходит соединение («Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь во Мне прибывает и Я в нем»). Этот предельно близкий контакт постепенно (резких скачков человек просто не выдержит) меняет человека, и происходит то, о чем говорит в своих посланиях апостол Павел: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Постепенно в человеке становится всё меньше от ветхого Адама, и всё больше - от Христа.
Какая отрадная картина, правда, читатель?
Но вот окончание одной из молитв (автор – Василий Великий), которая входит в «Последование ко святому причащению»: «Да будет мне святая сия… не в суд или во осуждение». То есть – да не будет для меня в суд и в осуждение эта святыня, это причастие Телу и Крови Господа.
Следовательно, не всё так просто, и бывает причастие в суд и в осуждение!
Такой случай в Евангелии описан – так причастился Иуда, во время Тайной вечери, на самой первой евхаристии в истории:
«И после сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13: 26).
Видишь читатель – не Господь, а именно сатана!
Почему так вышло? Почему остальные апостолы причастились как надо, а с Иудой случилось то, что случилось? Чем он отличался от остальных?
Состоянием своей души он отличался. Ведь на тот момент он уже решил предать Иисуса фарисеям и первосвященникам, и даже уже договорился с ними!
Повторюсь – христианство есть движение Бога и человека друг к другу. Бог дает благодать, Ему не жалко, но ведь и мы, люди, кое-что должны сделать. Мы должны суметь эту благодать принять! Это как если течет в горах целебный источник, течет, не иссякает, а люди приходят за водой. Кто ведро с собой принес, тот унесет ведро воды, кто кружку принес, тот унесет кружку, кто ложку принес, тот унесет только ложку, и не более. А кто решит в целебной воде помыть грязные ботинки, тот промочит ноги и заболеет, пока с мокрой обувью будет домой идти.
Богу не жаль для нас благодати, но мы должны правильно готовить свою душу, чтобы суметь эту благодать принять.
В «Евангелии от Луки» приведена притча, которая прекрасно показывает правильное и не правильное состояние человеческой души в Храме Божьем.
«Сказал (Христос) также к некоторым, которые уверены были в себе, что они праведники, и уничижали других, следующую притчу:
Два человека вошли в Храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, встав, молился сам в себе так: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот, ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 9-14).
В православной Церкви не зря принято исповедоваться или перед самим причастием, или накануне.
Человек, готовясь к исповеди, всматривается в свою душу, видит там много темного. Исповедь омывает эту душу, но память-то остается! Память о тех грехах, о которых сам же говорил совсем не давно, удерживает душу от самолюбования и гордости. И если мы приходим к причастию как больные, которые нуждаются в милости Божьей, в лекарстве, в исцеление, то мы получим то, о чем просим.
И наоборот, если мы возомним, что Ангелы, что праведники, то сами закроем душу для благодати. И причастие будет для нас бесполезным. Это – по самому минимуму! А может быть и хуже. Ведь нельзя же забывать и о причастии Иуды!
Будем же помнить об этом, читатель, и подходить к Причастию, держа в душе молитву мытаря: «Боже! Милостив будь ко мне, грешнику!»
«Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их: языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи!» (Пс. 5:9-11).
Статья получается большая, и я не стану подробно останавливаться на врагах, о которых напоминает Давид. Если присмотреться к этой части псалма внимательно, то видно – враги есть те, кто сбивают с пути к Богу, и псалмопевец просит Господа помочь ему и сделать этот путь правильным.
А уж сбить с пути могут многие. Это могут быть и люди, и бесы, и собственные страсти, о чем мы с тобой, читатель, уже говорили, обсуждая псалом 3. О, наши страсти способны увести нас так далеко от путей Господних, что никаких бесов не надо!
«Кто отлучит нас от любви Божьей?» - восклицает апостол Павел (Рим. 8:35-39). Он перечисляет многое, что не может нас отлучить: скорбь, теснота, гонения, голод, нагота, опасность, высота, глубина, Ангелы, Начала, Силы, другая какая тварь…
Все это действительно не может отлучить нас от любви Божьей. Но мы сами можем отлучить себя от этой любви, просто потому, что мы свободны, мы можем принять эту любовь или не принять её. И если мы, поддавшись собственным страстям, уклонимся от пути Божьего, не примем Его любовь, вот тогда постигнет нас пагуба.
«И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них» (Пс. 5:12).
Человеку, далекому от христианства, кажется, что оно – нечто неподъемное, делающее человека хмурым, унылым несчастным. Ну, еще бы – какие-то заповеди нужно исполнять, молиться!
Но на самом деле плоды христианской веры, жизни по заповедям, молитвы – другие. Они – радостные, и не зря тех, кто всерьез старается быть христианином, Писание часто называет блаженным, то есть – счастливым.
Вот ведь в чем дело – то, что у тебя в душе важнее того, что происходит вокруг. И если в душе мир, особый мир Христов, который Господь дает своим ученикам (Ин. 14:27), то снаружи может бушевать буря, но радости христианина она не лишит.
Так апостолы были биты за то, что проповедовали Христа, но они радовались(Деян. 5:40).
Апостол Павел терпел скорби и готовился умереть («соделывался жертвой»), и при этом радовался (Флп. 2:17).
Да и как не радоваться, если начинает преодолеваться разделение Бога и человека, почему и говориться «и вселишися в них» (Пс. 5:12).
«Пребывает во Мне и Я в нем» (Ин. 6:56) – говорит Господь о христианине, преходящем к таинству Причастия. Это единство с Господом не только дает христианину жизнь вечную в будущем, но и счастье в настоящем.
«И похвалятся о Тебе любящие имя Твое» (Пс. 5:12).
Эта фраза псалма перекликается со словами апостола Павла «хвалящийся – хвались о Господе» (2 Кор. 10:17).
Ты видел, читатель, как бывает – соберутся мамочки с колясками, и давай хвастаться своими детьми? А почему так? А потому, что любят этих детей. И уж конечно у нас есть повод похвастаться Господом, если мы Его любим. Да и как не хвалиться Таким Богом, который не только мир сотворил, не только дал нам и нас самих, и всё, что нас окружает, но и на крест взошел из любви к тебе и ко мне?!
«Яко Ты благословиши праведника, Господи: яко оружием благоволения венчал еси нас» (Пс. 5:13).
Над человеком, который выбрал христианскую жизнь, частенько смеются. Это не только сейчас, это всегда бывало. И чтобы такой человек не унывал, псалмопевец говорит: «Ты благословишь праведника, Господи»! А раз так – пусть хоть вся вселенная смеется, главное, что Творец вселенной благословляет! И наоборот – если все до последнего человека будут уважительно кланяться нам в след, а Господь не благословит, то вся земная слава будет пуста и бесполезна, как дым. Ибо «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26).
И вот это благословение Господнее и венчает христиан и в вечной жизни, и в этой, временной. И не только венчает, но и охраняет лучше самого совершенного оружия.
Использованная литература:
Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 5.
Феодорит Кирский. Изъяснение пятого псалма.
Афанасий Великий. Толкование на псалмы.
Рег.№ 0252161 от 7 декабря 2016 в 08:38
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!