О смысле жизни и смерти.

article236673.jpg
Содержание. 
 Введение.
1. Материализм. 
2. Невульгарный материализм. 
3. Старина Дарвин и клавиатура.
4. Высший разум.
5. Душа.
6. Бессмертие.
7. Умереть счастливым?
8. Так как же жить? Человечность. 
Постскриптум. 

Введение. 

О смысле жизни люди задумываются всегда, а когда из жизни уходит кто-то близких, к этому обязательно добавляются мысли о конечности жизни, о роли смерти. Люди всегда мечтали о вечной молодости, о бессмертии, наделяли этими качествами своих богов, сказочных героев. Фантасты, служители культов, обыватели, они понимали, что смысл вечной жизни и смысл жизни, ограниченной временными рамками, - это совершенно разные понятия. Живущий вечно не может сказать: «За мной хоть потоп!», потому что времени «за мной» просто нет. Бессмертного нет необходимости спасать от неминуемой гибели, значит в таком обществе не будет места подвигу? Бессмертные не будут ли откладывать всё на потом? Не опустится ли на самое дно? Скорее всего, бессмертие невозможно, до достижения человечеством определённого духовно-нравственного уровня. Без этого бессмертие будет самым страшным наказанием для человека и всего человечества. 
Но если ты не древнегреческий бог, а простой смертный, то ради чего же всё-таки стоит жить на Земле? И тут неизбежно встают вопросы о том, что же такое время, вечность, бесконечность и беспредельность. Почему время имеет для человека определяющее значение, а возраст - всегда одно из главных его «тактико-технических данных»? Сначала человеку далеко не всё позволено. А в преклонном возрасте уже можно услышать: «А что Вы хотите? Вам ведь уже 80». Намёк на то, что пора подумать о душе и не тратить драгоценное время врачей и их дорогие лекарства. 
Везде ли есть время? Во все ли времена было пространство? Что такое беспредельность времени? Течёт ли оно прямолинейно или по какой-то кривой? Было ли время до Большого Взрыва и всегда ли будет? Существуют ли «где-то» прошлое и будущее, или прошлое ушло навсегда, а будущего ещё нет? Возможна ли машина времени? Везде ли время течёт с одинаковой скоростью и в одном направлении? Может быть, бросить вызов Времени – в этом и заключается смысл жизни? 
Бесконечность пространства представить и понять ещё труднее. Если мерность пространства больше трёх, то не означает ли это, что в каком бы направлении не полетел, рано или поздно, окажешься в исходной точке, как в трёхмерном пространстве, передвигаясь по искривлённой двухмерной плоскости - поверхности сферы? Это не праздные вопросы, ведь ответы на них серьёзно скорректируют смысл жизни в представлении людей.

1.Материализм.

Человек однажды узнаёт, что до его появления прошли миллионы и миллиарды лет. И вот он узнал, что такое жизнь, «случайно» зацепившая его своим крылом, понял, как она прекрасна… и конечна. Он учится любить и ненавидеть, обогащается знаниями и опытом, а потом звучит команда «Стоп!». И куда девается вся полученная информация? А после смерти человека опять будут проходить века, тысячелетия, миллионы и миллиарды лет, а его не будет? Почему в природе устроено именно так? Разумный организм должен быть вечным, иначе такое мироустройство - чудовищная несправедливость. Это как дать ребёнку конфетку и почти сразу отобрать. Смерть – мгновение. Дальше - вечный сон. Считается, что после  наступления смерти человек уже не чувствует ничего, но каково жить «приговорённому» в ожидании конца? А приговорены все, только с разной датой исполнения приговора. 
Бессмертны только одноклеточные, они постоянно делятся, какое-то их количество обязательно погибает в неблагоприятных условиях, а остальные продолжают жить, пока какая-то часть из них опять не попадёт в неблагоприятные условия. 
Смерть можно признать целесообразной, если только признать целесообразными болезни и старение организма. Старый, больной человек испытывает мучения, жизнь превращается в пытку, и если уж семи смертям не бывать, а одной не миновать, он может желать себе скорой смерти. Потом скажут: «Отмучился». А некоторые не только желают, но и ускоряют процесс. Здесь не всё однозначно: есть самопожертвование, есть непротивление болезням, есть уход, как следствие помешательства рассудка, есть и обыкновенная трусость, позорное бегство от трудностей, кажущихся неразрешимыми а потом по прошествии некоторого времени оказывающихся пустяками. Самоубийца лишает возможности существования своих ещё не родившихся потомков. За ним появляется целая просека, жизнь уже не может зацепить своим крылом его потенциальных детей, внуков, правнуков. А кто-то совершает убийство, лишает жизни других, любящих жизнь. И не на войне, не защищая себя и родных, а в порыве агрессии или ради выгоды. И тоже оставляет «просеку». 
В одном фантастическом фильме инопланетянка рассказывает, что самых нужных обществу людей в преклонном возрасте у них «просят пожить ещё». Неужели ТАК может надоесть жизнь, нахлынуть ТАКАЯ усталость от жизни, что человеку становится всё равно, будет он жить или нет, и что будет после него? Как можно потерять малейший интерес к окружающему миру? Болезни, мучения? И потом НИЧТО становится привлекательнее жизни? 
И для чего же тогда мы живём? Для чего жили наши дедушки и бабушки? Только чтобы на свет появились наши родители, а потом мы? Тогда это и наше предназначение - передать генофонд и жизненный опыт. И это всё? Растения тоже передают генофонд, а потом служат компостом для следующих поколений. Через сто пятьдесят лет не останется никого из ныне живущих, все уйдут в небытие. И тут неизбежно возникает вопрос, что же такое «Я». Если с годами человек забывает большинство полученных знаний и информации, меняет свои привычки, становится мудрее или тупее, теряет память, силу, ловкость, тогда что же остаётся к концу жизни от того юноши, впервые реально осознавшим, что он не вечен? Ведь это два разных человека: юноша и старик, в которого превратило юношу неумолимое время. И кто умер, если семнадцатилетний романтик преобразовался, возможно, в пациента с болезнью Альцгеймера? Он уже не помнит, кто он, что с ним было, кто его близкие, и ради чего он жил, к чему стремился.
Грэм Грин пишет, что всю жизнь человек борется, одерживает победы и терпит поражения, но в конце жизни его ждёт самое страшное поражение – смерть. Весьма пессимистическое высказывание. И если после жизни ничего нет, то какова же её цель? 
Для чего же живут люди? 
Карьера и власть. Плох тот солдат, который не стремится стать генералом. Получил очередное звание, увидел преимущества следующих ступенек. Поднимаясь на новый уровень, человек сталкивается с новыми задачами, трудностями, проблемами, которые решать ничуть не легче. Он получает власть, влияние благодаря своим лидерским качествам, уму, ловкости, связям (родственным и не только) и неразборчивости в методах. Карьерист обрастает помощниками, почитателями, подчинёнными, подхалимами, ненавистниками, интриганами и проходимцами. Но на каком-то этапе карьерный рост прекращается, потому что все не могут стать генералами, президентами стран или компаний. Счастье постоянного восхождения не бесконечно, на каком-то этапе начинается спад, иногда резкий. Власть уходит из рук. А потом, как у Крылова, что может быть трагичнее старого больного льва? «Пусть и ослиные копыта знает». Мало ли всемогущих тиранов оказывалось беспомощными в свои последние часы, когда уже ни какая власть не может вернуть один час полноценной жизни? Так стоит ли жить только ради карьеры и власти?
Деньги и богатство. Сначала хочется велосипед, потом автомобиль, яхту, загородный дом, самолёт, остров. А денег не хватает сначала на вкусный ужин, а потом на крупное землевладение. Поначалу деньги делают их обладателя относительно свободным. Можно позволить себе больше, чем раньше: помощь друзьям, близким, знакомым и незнакомым; красивые вещи, путешествия, отдых, спорт, лечение, распространение своих убеждений. Выложил некоторую сумму, и вот тебя уже «любят», правда, по найму, и любовь, купленная даже за большие деньги, всегда остаётся дешёвой. Инерция добывания денег захватывает, и главным становится уже не то, что хотелось купить, а сам процесс добывания, и свободы это не добавляет. Человек переходит с одного уровня благосостояния на другой, добывает за день больше денег, чем раньше зарабатывал за год. «Багажник к гробику не приделаешь», и смысл погони банально сводится к более дорогим похоронам на более престижном кладбище, но сил остановиться - уже нет. А как же иначе, ведь нужно подумать о детях, вдруг они не смогут заработать столько, сколько привыкли тратить. Не верит в их способности, не смог воспитать их успешными? Время уходило на добывание денег, даже когда общение с родителями было для детей нужнее? А в последний час и деньги не могут вернуть здоровья, молодости, красоты ни на одну минуту.
Слава. Кого помнит история? В основном, победителей, отметивших свой след реками крови, горами трупов, полями сражений - своеобразным «историческим рельефом». Помнят Архимеда, Гомера, вспоминают и Герострата. Чаще слава мимолётна, восхваляющие при жизни хулят после смерти. А более далёкие потомки вообще узнают о событиях «в тройном пересказе». И если после смерти ничего нет, какое тебе дело до того, что будут говорить о тебе и о твоей эпохе? «Мёртвые сраму не имут», как и славы. Стоит ли посвящать жизнь погоне за известностью? 
Удовольствия. Вспомните кинофильм «День сурка». Герой выбирает разные варианты прожить всего один день, но каждое утро просыпается 2 февраля, пока не приходит к самому человечному варианту прожить этот день. А вот прожигатели жизни стремятся жить так, чтобы «было что вспомнить». У Юлиана Семёнова в романе «ТАСС уполномочен заявить» один из западных дипломатов, говорит, как многие мечтают о том, что врачи скажут: «Тебе осталось жить один год». Сам дипломат в этом случае впал бы в кутежи и распутство. Вытворяй, что хочешь, дни твои сочтены, приговор произнесён, дата смерти известна. Неужели всё дело в отмеренном сроке? Как должно сказываться на поведении человека то обстоятельство, что ему осталось жить один год, а не семьдесят? Почему одни ведут себя достойно за минуту до смерти, а другие в семнадцать лет заявляют, что «всё равно все умрём» и огребают удовольствия с отчаянием обречённых? А раздражители удовольствия должны быть всё сильнее, идёт привыкание, пресыщение, хочется всё большей дозы удовольствий. И это жизнь? Рано или поздно захочется попробовать смерть. 
Потомки. Передать следующим поколениям свой код ДНК? Встретить старость «в толпе могучих сыновей», как у Пушкина? А какая тебе будет разница после твоей смерти, что за код будет у живущих на Земле? Ведь тебя уже «выключили» и закопали. Ты отключен от питания, как компьютер или телевизор. И тебя никогда не включат. На Земле будут происходить важные и рядовые события, сменяться поколения, будут рождаться и сгорать звёзды, образовываться и разрушаться галактики, а тебя не будет. Остаться в доброй памяти благодарных потомков? Надолго ли? Со временем не будет и сменивших тебя поколений. Именно твоих потомков может и не быть, или они будут такими, что тебе было бы за них стыдно. Даже в благополучных семьях дети вдруг становятся наркоманами, преступниками, бродягами. А ведь родители жили «ради детей», пропадали на работе, старались обеспечить отпрысков всем необходимым. А стоило? Не вечны кланы, нации и государства. 
Жизнь ради великой цели. Прожить достойно, в ладах со своей совестью, как у Николая Островского «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы борьбе за освобождение человечества». Процветание своего народа, искоренение рабства, улучшение жизни, борьба за более справедливый мировой порядок, за искоренение социального неравенства, расизма, шовинизма, ксенофобии, человеческих пороков, за преобразования космоса – великие и благородные цели. В конце жизни человека ждёт смерть: самое страшное поражение для материалистов, и неизведанный, волнующий переход для верующих. Да, на Земле останутся твои потомки, человеческая цивилизация, плоды твоего труда, возможно, истинные шедевры, останется память о тебе в сердцах того или иного количества людей на то или иное количество времени. Пожил, успел испытать радость побед и горечь поражений, силу любви, телесных наслаждений и душевных переживаний. Утешение всё же слабое, даже если после твоего пребывания на этой земле мир стал чуточку лучше, но ты-то его оставил. Будут другие люди, вот именно, другие, но не ты. Чем больше человек чувствует свою индивидуальность, тем острее переживает неизбежный конец способности любить, обогащаться знаниями, впечатлениями, переживаниями, страданиями и состраданием. Многим хочется посвятить жизнь «разумному, доброму, вечному», чтобы после них остались на земле единомышленники, продолжатели их дела, духовно близкие люди, родные по духу, по убеждениям, по жизненной позиции. Но это уже не измеришь материальными мерками. И если после смерти ничего нет, то какой смысл накапливать всё это?

2.Невульгарный материализм.

Если материалисты утверждают, что «материя вечна, беспредельна во времени и бесконечна в пространстве», то почему в этом свойстве отказывается живой и, самое главное, разумной материи? Почему жизнь и разумная жизнь должны были зародиться, а не существовать вечно? Ведь бесконечность во времени означает отсутствие не только конца, но и начала. Почему эволюция обязательна? И только ли в биологическом теле могут существовать сознание и разум? Константин Эдуардович Циолковский утверждал, что бесконечность материи подразумевает и бесконечность её форм. Он обосновал то, что потом назвали русским космизмом. Профессор Вернадский писал о ноосфере, информационном поле планеты. Ограничивается ли оно только окрестностями планеты?
Мысль человека – это тоже энергия, куда же она исчезает? Просто переходит в тепло как все остальные? Если триста лет назад ещё не открыли электрическое поле, это ведь не значит, что его не было? И процесс открытия новых полей нельзя считать завершённым. Рано или поздно человечество узнает, как осуществляется телепатическая связь между родственниками на весьма дальнем расстоянии. И если даже в воинствующее атеистическое время государственные структуры занимались изучением телекинеза, ясновидения, яснознания, то эти явления уже невозможно отрицать запросто. Люди фотографируют призраков. Это тоже вид какой-то энергии. А те, кому повезло и довелось лично сфотографировать привидение, уже не могут считать все подобные фото и видеосъёмки поддельными. Что же это за явления? Можно ли это объяснить с позиции признанных официальной наукой догм о видах полей и веществ? Или опять, как всегда, «наука пока не может этого объяснить»? Феномен Вольфа Мессинга тоже не вписывается в вульгарный материализм. Вес души от двух до десяти граммов – и на этот вопрос не хочет отвечать официальная наука. А ведь именно перечисленные феномены вызывают острейший интерес у общества, как и вопрос жизни после жизни. И под воздействием этих знаний меняется мнение человека о смысле жизни. 

3.Старина Дарвин и клавиатура.

На социальных сайтах (и не только) при обсуждении вопроса о смысле жизни очень часто заходят споры о зарождении жизни на Земле, о происхождении человека. И спорящие стороны не могут договориться, что считать аргументом. Цитаты из первой главы Библии – аргумент только для верующих. Большинство же материалистов эту книгу не признают, хотя и не читали. Мне неизвестно, как зародилась жизнь, как возник человек, приведу лишь несколько простых математических расчётов, чтобы исключить один из обсуждаемых вариантов. 
Кто-нибудь пытался просчитать вероятность случайного зарождения жизни и время, необходимое для этого? Сначала в одном месте, в одно время, в нужном количестве должны собраться органические молекулы и соединится в сложные аминокислоты: аденин, тимин, гуанин и цитазин. У Миллера этот опыт с первичным бульоном не удался уже на первом этапе. Потом аминокислоты, не прореагировав между собой, должны собраться в кучки количеством от 60 до 2 000 в необходимом составе и количестве и образовать различные белки. Белки (от 600 до 2 000 белков только в простой бактерии) должны в строго определённой последовательности организоваться в ДНК, (у человека это 30 000 генов, собранных в определённом порядке). Потом должна образоваться клетка, которая может существовать только в законченном виде. Для этого у органических веществ должно произойти «разделение труда», образоваться ядро, органеллы, оболочка и прочее. А потом всё это должно ожить, реанимироваться, начать работать и начать делиться. Клетки животных потребляют кислород, выделяют углекислый газ, а у растений всё наоборот. Есть ещё виды клеток, которые не потребляют ни кислород, ни углекислый газ. При образовании многоклеточных организмов должно опять произойти «разделение труда». И у клеток всех животных и растений - разные ДНК. Должно «случайно» образоваться и около двух миллионов видов клеток животных, и столько же видов растений. И весь этот процесс должен происходить всё время в благоприятных условиях!!!  Какова же вероятность случайного возникновения жизни? Рассмотрим это на простеньком примере со 100-клавишной клавиатурой, которая у каждого под руками. 
Вам нужно случайно написать заданное сообщение из 100 знаков с высокой скоростью: 3 нажатия в секунду даже без заглавных букв. В год без сна и отдыха вы сможете сделать 100 000 000 нажатий. Сколько же понадобится времени, чтобы случайно набрать заранее заданный текст? Вероятность правильного нажатия первой и каждой последующей клавиши 1/100. Вероятность правильного написания первых двух букв - 1/10 000, трех – 1 000 000, и т. д. Допустим даже, что вы не будете повторять неправильные варианты, тогда вероятность правильного написания задуманного сообщения из 100 знаков составит 1/100 в степени 100 или 1/10 в степени 200. При скорости 100 000 000 нажатий в год, или 10 в степени 8, потребуется время (10 в степени 192) лет. Возраст нашей Вселенной около 14 миллиардов лет, или (14х10 в степени 12). Сравните сто букв и знаков в сообщении с 2 тысячами аминокислот, 2 тысячами белков, 30 тысячами генов в геноме человека, и верните возможность повторения неправильных вариантов. Вероятность случайного соединения будет меньше в триллионы раз. А ещё умножьте на вероятность случайного возникновения миллионного разнообразия видов животных и растений. В триллионы раз увеличится и время, необходимое для случайного возникновения и развития жизни. С точки зрения теории вероятности, молекулы скорее могли случайно собраться в трактор, чем в какой-либо организм. Но все механизмы всеми людьми считаются созданными, а вот организмы большая часть людей считает возникшими случайно. Это всего лишь математика, но легенду Дарвина она закапывает! 
Да и сам старина Чарльз считал, что его гипотеза будет верна, если найдутся переходные формы. На Земле их не нашли. Как не нашли ни одной косточки общего для человека и других приматов предка. Был «человек Пилтдаун», да оказался подделкой, как и все другие «доказательства». Слепая вера в ничем не подтверждённую легенду Дарвина – это обезьяний тотемизм, заменивший верования о происхождении человека от черепахи, кедра, медведя, карася и Кетсаткоатля. Версия происхождения человека от обезьяны даже вошла в фольклор, потому что «разрешала» быть атеистом. 150 лет назад не было генетики, микробиологии, и ещё многого. Люди думали, что вши, мыши и другие паразиты заводятся сами собой от грязи. 
Даже вульгарный материализм утверждает, что "материя вечна во времени и бесконечна в пространстве". Следую этой гипотезе, материалисты должны сделать вывод, что материя существует бесконечное число лет, и согласно дарвинизму, за это бесконечное время уже очень -очень давно должна была возникнуть жизнь и давно развиться разумная жизнь. Что мешает сделать такой вывод? 13,5 млрд лет возраста Вселенной. Но нужно уточнить: нашей Вселенной. До какого же уровня должна развиться разумная жизнь в Космосе в более старших вселенных, если даже в нашей Вселенной есть звёзды, на 10 млрд. лет старше Солнца? Отсюда можно сделать сугубо материалистический вывод: согласно утверждению о бесконечности и вечности материи, и в соответствии с дарвинизмом во Вселенной уже давно существует разумная жизнь, которая старше нашей цивилизации на многие миллиарды лет. Высший Разум неизбежен. Согласно материализму и дарвинизму.
Среди гипотез о возникновения жизни на Земле остались ещё гипотеза панспермии (не только между галактиками, но и между вселенными, после Большого Взрыва в очередной из них) и гипотеза Божественного творения. Как их проверить математикой, я пока не знаю.

4.Высший разум.

Сейчас астрономы открыли около ста пятидесяти планетных систем, и оказалось, что наша Солнечная система является пока единственным исключением из правил их устройства. Во всех вновь открытых системах ближе к светилу вращаются газовые гиганты, а каменные планеты удалены. Почти круговые орбиты почти всех спутников планет Солнечной системы тоже наталкивают на мысль об искусственном её происхождении. По существующей теории орбиты должны быть вытянуты. А тут отклонения длин осей эллипсов в долях процента. Неверная теория? А какая верная? А почему и Венера, и Меркурий, находясь на одной линии между Землёй и Солнцем (на одной линии) всегда повёрнуты к Земле одной стороной. Случайно? А диаметр Луны в 400 раз меньше Солнечного, но Луна в 400 раз ближе, и это обеспечивает полное солнечное затмение. Некоторые учёные уже говорят не только о том, что Солнечная система искусственно созданная, но и что наш мир - галограмма. 
Как же далеко даже с материалистической точки зрения должны зайти в своём развитии цивилизации, чьи звёзды зародились из газовых туманностей сразу после Большого Взрыва? Можно представить, какими развитыми будут земляне через 9 - 10 миллиардов лет. Возможность существования таких высокоразвитых цивилизаций материалисты отрицать не могут. Таким цивилизациям уже под силу создание и перемещение планет, выведение новых видов растений и животных, заселение ими новых пространств. Они вполне могут создать человека, и могли быть причастны к появлению на Земле современных людей. Прибавьте к этому феномен НЛО, изображения древних космонавтов, артефакты и предметы, которые невозможно произвести даже при современных технологиях. Фактов, указывающих на то, что на Земле есть, или были более развитые технологии, накапливается всё больше. Рано или поздно официальной науке придётся ответить на всё и за всё. 
Как вопрос наличия высокоразвитых цивилизаций касается вопроса смысла жизни? Если рассматривать поставленный в название статьи вопрос с точки зрения гипотезы панспермии и формирования различных видов растений и животных, то возникает ещё много вопросов. Кроме традиционного «Кто мы, откуда пришли и куда идём?», возникают другие. Зачем был создан человек? Кем он был создан? С какими целями? И где сейчас создатели, почему они допускают те безобразия, которые творит на Земле венец их творения? Самый простой ответ – это был эксперимент, который сразу не задался и ещё не закончился. Создали раба, как говорят некоторые последователи этой гипотезы, чтобы облегчить себе условия существования. Но зачем был нужен раб, так резко отличающийся от животных? Зачем наделять его свободной волей? Ведь действуя в соответствии с заложенными в него врождёнными инстинктами, он был бы послушным, исполнительным, не нарушающим заповеди Моисея или законы роботов Айзека Азимова. Если говорить техническим языком, то, в отличие от животных, человек создан по совсем другим принципам и для других целей. Зачем ему мозг, который сейчас используется на пять процентов? Развитие того или иного органа у животных обусловлено возникающей потребностью, а у человека сразу двадцатикратный запас возможностей мозга, не претерпевающий изменений с момента появления более 80 тысяч лет назад. 
В рамках одного вида, одного набора хромосом, у представителей этого вида может быть разное строение тела и организма. Вспомните о множестве пород собак. И у жирафов могли удлиняться ноги и шеи в процессе естественного отбора, который никто не отрицает. Но это микроэволюция в рамках своего вида. А почему организм человека в чём-то более похож на организм свиньи, чем на организм обезьян? Или почему, например, человек выдерживает удар током в 220 и 380 вольт (иногда и удар молнии), а лошадь погибает от 12? Нас такими создали, или мы имеем дело с электричеством намного дольше времени, чем привыкли думать?
Человеку присуще творчество, абстрактное мышление, мечты, и многое другое, отличающее нас от животных. А также чувства прекрасного, справедливости, досады, раскаяния, соболезнования, великодушия. И главное – любовь и наличие души весом от двух до десяти граммов. Был ли смысл у высокоразвитой цивилизации создавать человека с бессмертной душой, и могли ли они создать его без таковой с теми же «тактико-техническими данными»? Разве нельзя было создать послушных рабов из металла и пластика? Ведь компьютеры по некоторым параметрам уже опережают возможности человека. Или эксперимент с металлическим вариантом у них происходит в другом месте, на Луне, например? Замыслы Высшего Разума неисповедимы. 
Что такого есть в человеке, чего нет в обезьяне? Разница в пяти процентах генов обусловливают такую огромную пропасть? В средние века практиковали переливать человеку кровь животных, и часто это помогало. А вот перелитая человеческая кровь для животных смертельна. Все попытки воспитывать детёнышей приматов в человеческой среде не приводили к заметным успехам в их очеловечивании. Обезьяна оставалась обезьяной. Что нужно добавить примату, чтобы он имел человеческие черты? Душу? Дух? Но тогда что это такое?

5. Душа.

Неужели всё-таки душа? Добродушие, великодушие, радушие, душевность, духовность, одухотворённость, дух, вдохновение, чистосердечность. Но и бездушие, равнодушие, не в духе, мелкая душонка, жестокосердие. Понятие души давно вошло в фольклор. Мы часто употребляем эти слова, не задумываясь над их происхождением 
Гоголь пишет, что «девушка не знает и десятой части того, что знает её душа». Человек совершает около 95 процентов действий на уровне подсознания. Примерно такое же количество информации воспринимается на невербальном уровне. На подсознание можно воздействовать, с ним можно «договариваться». Для этого существует специальные тренинги, гипноз и медитации. Когда человек пытается врать, его подсознание выдаёт его непроизвольными движениями. Можно ли заявить, что подсознание человека – это и есть его душа? Из энциклопедии: 
ДУША - понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти. Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения Платона о мировой душе. У Аристотеля душа - активное целесообразное начало ("форма") живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека - созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В пантеистическом аверроизме душа лишь индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин "душа" стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.
ПОДСОЗНАНИЕ (англ. subconsciousness) — термин для обозначения психических процессов, протекающих без отображения их в сознании и помимо сознательного управления. В науку термин введён в 1889 году Пьером Жане в философской диссертации.
Увы, эти два термина с точки зрения энциклопедических словарей обозначают несколько разные понятия, но в них есть очень много общего. 
Христианство признаёт наличие у людей души и духа, а у животных – только наличие души. И зверь может жить ради удовольствий, власти, распространения своего кода ДНК. Гиены отбирают добычу (собственность) у леопарда, если он не успевает втащить её на дерево, где-то недалеко идёт битва за гнёзда и норы (недвижимость). Животные борются за места обитания (земельные участки), за еду, за возможность продолжить свой род. Хищники питаются другими животными. Братья наши меньшие ( это по инволюционной гипотезе, а по эволюционной – старшие) до определённого времени заботятся о своих детёнышах. Дикой природе свойственны и самопожертвование, и преданность. Зверям не нужны деньги и слава, их потребности в пище разумны, неужели мы только этим отличаемся от них?

6. Бессмертие.

В одном фантастическом произведении земляне наблюдают, как бессмертные представители высокоразвитой цивилизации сотворили планету, на которой через миллион лет будет жизнь на сегодняшнем уровне развития земной. Когда землянин просит создать ещё одну планету, ему отказывают. Вечно живущим не безразлично, что будет через миллион лет. Им со всем этим жить, причём, всегда. 
Если ставить во главу угла общество, то для всей популяции смерть полезна. Происходит обновление руководящего состава в странах, семейных кланах и на предприятиях. Иначе всей Землёй до сих пор правил бы даже не Рамзес Первый, и не Ашурбанипал, а всё тот же Адам. Выдержал бы его мозг такой объём полученной от жизни информации? Смог бы человек забывать её? Не опостылела бы ему вечная жизнь? Развивался бы технический, общественный прогресс? И осталось бы необходимостью рождение детей? Не стал бы человек праздным существом: с образованием можно подождать пару тысяч лет, пока пожить ради удовольствия, хочу создать шедевр, но куда торопиться, ведь впереди – бесконечность. Не надо стремиться успеть оставить свой след в этой жизни. И даже такие выражения, как «вечный пьяница» приобрели бы совсем другое значение и звучание.  Обязательно ли в лучшую сторону изменился бы человек, диаметрально отошедший от фразы "за мной – хоть потоп". Это вопросы, ответы на которые не проверить на практике. Есть только предположения учёных, фантастов, жрецов. Ясно одно, для сегодняшнего состояния общества планеты Земля бессмертие преждевременно из-за "непопулярности среди большой части землян таких понятий, как совесть, сознательность, человечность. 
Буддисты говорят о реинкарнации, о череде воплощений, но не признают душу, что же тогда у них перевоплощается? Куда девается то, что определяет личность: полученная информация, опыт, свойства характера. Чем же реинкарнированный человек в буддизме отличается от нового, у которого всё начинается с чистого листа? Кармой, заработанной, по сути, другой личностью? Буддисты не признают Бога, как творца всего сущего. Но как же тогда всё начиналось в их понимании?
Многие религии говорят о бессмертие души. Но почему так мало фактов, подтверждающих это? Почему в это призывают просто поверить? И насколько целесообразно было бы живущим с помощью отлаженной связи твёрдо знать номер уготованных для них (и их родственников) котлов в аду или дизайн своей аллеи в раю? Знать будущее для человека вообще противоестественно, могут разорваться причинно-следственные связи. Ведь это парадокс, если проснувшись однажды, вы вдруг подумаете: «Пора ехать на Зелёный остров, сегодня я должен сломать там себе палец».

7.Умереть счастливым?

Говорят, что можно умереть счастливым, приятно уставшим и с чувством исполненного долга. Осознание того, что в жизни многое достигнуто, любимое дело передано в надёжные руки, выросли дети, подрастают внуки и правнуки, новые поколения людей усвоили ошибки прежних и не допускают их. Жизнь на Земле продолжается благодаря усилиям твоим и твоего поколения. Вы сделали, что могли и даже чуть больше. Жить для себя, жить для детей, жить для друзей? Жить для других, посвятить жизнь посеву «разумного, доброго, вечного», любить людей, далёких и близких, любить эту жизнь? Но всё же трудно принять, что на Земле потом будут идти века и тысячелетия, миллионы и миллиарды лет, а тебя с какого-то мгновения уже при этом не будет, а потом не будет твоих детей, внуков, правнуков и вообще всех, кого ты знал. А более поздние потомки могут назвать потом твоё время тёмными веками, застоем, регрессом. 
В конце жизни человека ждёт смерть, самое страшное поражение для материалистов, и неизведанный, волнующий переход для верующих. Борьба за «царствие Твое как на небеси, так и на земли» - как цель жизни? Верующие умирают в предвкушении новых знаний и радостей. С материалистической точки зрения – это последние ощущения, которые человек испытывает в жизни, ощущения, которыми он уже не может поделиться с окружающими. Правда, есть исключения - это люди, перенесшие клиническую смерть. Их воспоминания об этих минутах очень похожи. Материалисты пытаются объяснить это типичным для этого состояния кислородным голоданием, вызывающим стандартные видения. Но как тогда быть с пребыванием души вне тела, в своём доме за несколько кварталов от больницы и подробный отчет о событиях, происходящих в месте пребывания именно в это время? Телепатической связью родственников? Или как слепой от рождения человек «видит» происходящее в операционной? Оказывается, самое трудное для него - описать блеск хирургических инструментов, ведь его он никогда не видел, блеск не объяснить, используя осязание, слух, обоняние. Вернувшиеся «оттуда» уже не боятся смерти, смысл жизни для них тоже претерпевает резкие изменения.
Белорусский профессор Вейник утверждал, что там, куда попадают после смерти души, нет хода времени. У него Творец наполняет временем не всякое пространство. Примерно, то же говорил и Данте Алигьери. Встречающие автора души умерших знают судьбу каждого живущего на земле от начала до конца, но не представляют, какое время на земле сейчас. В христианстве на Страшный Суд души попадут в собственных нетленных телах, но как это возможно? Вот если принять, что время в загробном мире не течёт, то Страшный суд идёт уже давно, а для каждого он наступает в момент смерти, когда тело его ещё нетленно, для живущих Суд – впереди и будет в своё время. Но если время не течёт в том пространстве, куда попадает душа, то там время Суда - это всегда. И миг попадания туда – это тоже всегда. Приятный миг для человека или отвратительный, но он – навсегда или, по крайней мере, надолго. Есть ещё сорок дней по земному времени, в течение которых оставшиеся на земле могут повлиять на «ощущения» умершего человека в загробном мире. И электрические заряды фиксируются в теле человека только до тридцать девятого дня включительно. Многие святые утверждали, что ад не вечен, он изживаем, потому что не сотворён Богом. Что будет после упразднения ада, неизвестно никому.

8. Так как же жить? Человечность.  

По закону жанра пора бы уже сделать какой-то вывод из всего сказанного о смысле жизни и смерти, но этому опять мешает основной вопрос философии: что первично – материя или сознание. Материализм со своим дарвинизмом слишком вульгарен и не выдерживает критики. Идеализм не отвечает на вопрос, зачем Всевышнему создавать человека с бессмертной душой. Возможно, что время моих духовных поисков ещё не закончилось. Хочется всего лишь не слепо верить, а твёрдо знать. Верующие и ведающие – это далеко не одно и то же. Процесс познания бесконечен, но как говорил один из древних греков, «постоянная работа по расширению своего кругозора неизбежно приведёт к правильному миропониманию». Над этим нужно работать.
У ищущих людей – поиски, сомнения, узнавание новых фактов и осмысление аргументов. А вот фанатикам с обеих сторон уже давно всё ясно. Объём человеческих знаний возрастает, но он всегда будет составлять менее одной миллионной доли процента от объёма Непознанного. Таковы свойства бесконечности. Наши знания – это всего лишь небольшой островок в огромном океане Неизведанного. И всегда поражает фанатизм отдельных людей, которые, стоя на этом крошечном островке, утверждают тоном, не терпящим возражения, что же есть в этом великом океане, а чего нет. 
Это статья не для фанатиков с той и другой стороны, а для тех, кто ищет ответы на вопросы о смысле жизни и кто сомневается. Я поделился своими наблюдениями и выводами с высоты прожитых десятилетий и жизненного опыта. Кто-то, прочитав их, продвинется дальше. Поиск истины продолжится. И тут на первый план в поиске смысла жизни выходит то, что объединяет верующих и неверующих, а именно: человечность. Профессор Осипов Алексей Ильич именно слово «человечность» использует для определения духовности. 
В сознании народа давно сложились такие понятия, как жить по-человечески, по совести, по справедливости. Быть и оставаться человеком в любых условиях, при любых обстоятельствах поступать по-человечески, по-рыцарски, относиться к людям по-людски, воспитывать в себе то, что отличает нас от животных в жизни и в смерти. Человечность, духовность, одухотворённость, душевность, человеколюбие, чистосердечие, морально-этические нормы - эти прописные истины писались большой кровью из века в век. Люди идут к человечности, постепенно осознавая, что иного пути нет, все остальные пути – гибельные, как это осознаёт главный герой Фил из упомянутого фильма «День сурка».
А основной вопрос философии пока можно отодвинуть на второй план. Не так важно, верил ли ты в Бога. Не главное, дитя ты природы по своему убеждению или Отца небесного. Не так важно, материалист ты или верующий, исходя из каких побуждений, прожил ты эту жизнь достойно, по-человечески: что двигало тобой, кто входил в твою референтную группу, на чём основана твоя совесть, главное, что ты был человечным. Не так важно, какими постулатами ты руководствовался в своих поступках. Важно, что не был эгоистом и любил этот мир: Большой Космос, Землю, людей, живущих на ней, неабстрактных, живых, близких и далёких. А к незнакомым относился так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе. Важно, чтобы твоя жизнь была наполнена любовью. Скольким людям ты бескорыстно подарил надежду на то, что этом мир всё-таки прекраснее, чем человек думал до встречи с тобой, и что жить в нём – это здорово? Важно, чтобы ты прожил отведённое тебе время по-человечески и ушёл с чувством исполненного долга, приятно уставшим. 
Нас и так пытаются разделить из-за бугра всевозможные «аналитики» и проповедники по любым признакам: расовым, национальным, конфессиональным, территориальным; по отношению к основному вопросу философии, к либеральным ценностям и человеческим порокам. Их цель не мы, не забота о нас и наших душах, а наша прекрасная территория. А мы не имеем права идти у них на поводу, выставляя на первое место то, что нас разделяет и делает слабее. Мы не можем позволить себе роскошь выставлять на первый план вероисповедание, национальную, расовую принадлежность. Главное, что мы – люди, россияне. Это мы, прошедшие суровые испытания и невзгоды, обогащённые опытом жизни в разных условиях, должны принести в мир духовное возрождение. Будем же человечными!
Владимир Кудренко. 
P.S. На иллюстрации - привидение, снятое случайно. Я фотографировал закат в начале июля. Закат плавно переходил в рассвет, так у нас в Сибири бывает с середины июня до середины июля. Только на мониторе компьютера увидел, что тут не только закат. Выражение лица призрака нельзя назвать добродушным. 
Человек, которому довелось самому сфотографировать привидение, уже не может утверждать, все фото и видео призраков - это фотошоп, монтаж, подделка и так далее. Что-то в природе есть.
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0236673 от 30 мая 2016 в 20:14


Другие произведения автора:

"Блеск" и суета дилетантов. 15. Пятый подъезд.

Омские заметки 31. Слышимость.

Одностишия 10.

Рейтинг: 0Голосов: 0578 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!