О хвалебном хоре младенцев. Разговор о псалме 8.
О хвалебном хоре младенцев. Разговор о псалме 8.
Восьмой псалом начинается с надписания: «В конец, о точилех, псалом Давиду» (Пс. 8:1).
Это – один из псалмов, ясно говорящий о Воплощении Сына Божия. За тысячу лет (или около того) до этого события Давид пророчествовал о нем. «В конец» - это значит «то, что произойдет в конце».
Здесь вспоминаются слова апостола Павла: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного» (Галл. 4:4).
А так же слова другого апостола: «Дети! Последнее время» (1 Ин. 2:18).
«Последнее время» здесь не означает, что второе пришествие Господа, конец нашего мира и Страшный суд наступят непременно завтра. Это значит, что самое главное в мире уже произошло. Бог уже стал Человеком, уже умер на кресте, уже воскрес, победив смерть, уже проложил нам дорогу в вечность. И значит, ничего по настоящему интересного с религиозной (то есть – с самой важной) точки зрения в мире уже не будет.
И даже пришествие Антихриста, о котором дальше говорит Иоанн Богослов в своем послании - что это в сравнении с Воплощением Божьим?! Так, мелочь, чепуха.
Феодорит Кирский указывал на то, что там, где Семьдесят переводчиков с еврейского на греческий употребили выражение «в конец», другие переводчики переводили иначе: «победное», или «победодавцу». И здесь нет ошибки, ведь Господь по воплощении своем, не проиграл, а победил. Победил мир, победил ад, победил смерть.
Ну, а что же означает «о точилех»? Точило – это некий резервуар, где давился виноград, прежде, чем из него сделают вино. То есть точило – это то место, где обрабатываются плоды. Ну, а какие плоды Вочеловечевания Господа? Ради кого Он родился, рос, проповедовал, творил чудеса, подвергался насмешкам, опасности, наконец, добровольно пошел на распятие? Ради кого всё это было? Ради нас, людей.
Господь сравнивал Себя с виноградной лозой, Бога Отца – с виноградарем, а своих учеников – с ветвями (Ин. 15:1-8).
Ветви должны приносить плоды, иначе – какой в них смысл? Мы должны стараться взращивать в себе праведность, то Царство Божье, которое внутри нас (Лк. 17:21), иначе – какие мы христиане?!
В общем, мы – те, кто должен приносить плоды. Поэтому святые отцы не зря говорили, что слова «о точилех» в надписании указывают на Церковь Христову. В точилах древности рождалось вино из данного Богом урожая винограда и из людского труда, а в Церкви Христовой рождается святость из благодати Божьей и из человеческих дел.
«Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника» (Пс. 8: 2-3).
Если ты, читатель, хотя бы не много знаком с текстом Евангелия, то, конечно же, вспомнишь разговор Христа с Его недоброжелателями, произошедший в Иерусалимском Храме, после торжественного входа Господа в Иерусалим:
«Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в Храме и говорящих: «осанна Сыну Давидову!» - вознегодовали. И сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу»? (Мф. 21: 15-16).
Дети бывают разных возрастов. И четырнадцать лет – ребенок, и два месяца – ребенок. Иоанн Златоуст считал, что не зря здесь говориться о младенцах и грудных детях, и среди тех, кто славил Господа были совсем крошечные малыши.
Ты когда-то видел грудного младенца, который прославил бы кого-то, читатель? И я не видел. То есть произошедшее тогда в Иерусалимском Храме славословие грудных младенцев – это одно из чудес Христовых. Причем, Господь не творил чудес ради Себя, Его чудеса – ради людей. И вот это чудо – именно ради Его недоброжелателей. Сбылось пророческое слово Давида. Господь, чье великолепие превыше небес, устроил из уст младенцев и грудных детей хвалу ради Своих врагов (Пс. 8:3).
Почему – так? Дело в том, что враги Христа были людьми грамотными – книжники всё же. И они могли текстами Ветхого Завета обосновывать, почему они не верят во Христа как в Мессию.
Дело в том, что Ветхий Завет тоже знает чудеса, сотворенные пророками. Поэтому враги Христа могли сказать:
«Иисус изгоняет бесов (Мф. 5:24; Лк. 4:33-36)? Ну, так и Давид избавлял Саула от беса (1 Цар. 16:14-23). Хорошо, хорошо – не изгонял вовсе, а так, отгонял на время, бес потом возвращался, но все же есть в этих чудесах что-то похожее.
Иисус превратил воду в вино (Ин. 2:1-11)? Ну, так и Моисей превращал воду. Правда, не в вино, а в кровь, но всё-таки похоже (Исх. 7:17-22).
Иисус накормил малым количеством хлеба тысячи людей (Мф. 14:15-21)? Ну, так и Елисей так делал (4 Цар. 4:42-44). Ладно, ладно, не совсем так, не тысячи, а только сто, но всё-таки похоже!
Иисус воскрешает мертвых (Ин. гл.11)? Ну, так тот же Елисей и Илия так же воскрешали мертвых (3 Цар. 17:21-22; 4 Цар. 4:34-35). Конечно, это были люди, умершие совсем не давно, а не Лазарь, который умер за четыре дня до воскрешения и тело которого уже начало разлагаться. Но ведь всё-таки похоже!»
И вот ради того, чтобы пресечь подобные речи, Господь устраивает еще одно чудо, аналогов которому не найти в ветхозаветных текстах. Нигде в книгах Ветхого Завета грудные дети никого не прославляют! При чем, пророчество о том, что такое будет, было врагам Христа известно – все они знали текст восьмого псалма. И вот – всё это исполнилось. И грудные дети как сына Давидова – то есть как Мессию - прославили не кого-нибудь, а именно Иисуса Христа!
Но враги Христовы ожесточили сердца свои, и не вразумились и на этот раз. Как горестно восклицал апостол Иоанн: «Столько чудес сотворил Он перед ними, и они не веровали в Него» (Ин. 12:37).
Ну, а при чем тут «враг и местник» - спросишь ты, читатель? Кто этот враг и местник?
Дьявол, конечно, который сначала вводит человека во грех, а потом сам за этот грех и мучает его, как будто какой-то мститель. После торжественного входа в Иерусалим Господь ведь не только с недоброжелателями своими говорил. Он говорил и с народом. И что Он сказал народу? «Ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31). И Христос действительно вошел в ад (в темницу – как говорит апостол Петр), проповедовал духам людей, которые томились там еще со дня потопа (1 Петр. 3:18-20) и разрушил его. Следствием чего было и такое чудо: «И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли. И выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Мф. 27:52-53).
«Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси. Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его» (Пс. 8:4-6).
Обрати внимание, читатель – вселенная дело перстов, пальцев Господних. Здесь псалмопевец не имеет в виду, что у Бога есть пальцы, здесь показывается другое. Мы не можем сотворить даже мороженное, когда нам жарко (не купить, а сотворить из ничего, как Господь творил вселенную), а Господь сотворил всё, что мы видим вокруг, легко, непринужденно - будто пальцами.
И вот такой Бог, Который может легко творить миры, обращает внимание на такую малость, как человек? Как я и ты, читатель?
Тебя никогда не поражал сам факт того, что Творец мира, всемогущий Бог, Который мог одним движением стереть с лица земли непослушное человечество и создать новое, пошел на то, чтобы самому стать Человеком, чтобы страдать и умереть на кресте, лишь бы спасти нас – уж таких, какие есть?! Меня – поражало! Другой такой любви не найти в мире, о чем-то большем и мечтать нельзя. Даже придумать, представить нельзя большего – Бог, Сам Бог, Торец, пошел на страдания и смерть ради Меня!
Слова «умалил его малым чим от ангел» апостол Павел относил ко Христу (Евр. 2:9). Но это – не по Божеству Христа (по Божеству Он, конечно, выше ангелов), а по человечеству Его.
Много ли ты знаешь людей, читатель, которые захотели бы из-за любви к кому-то добровольно отказаться от своего величия, стать меньше, чем они есть? Если и найдутся примеры, то они будут редкими.
А Бог Сам захотел стать Человеком. Мы стали ниже Ангелов в результате грехопадения – грех изуродовал нас. И вот Бог, по любви к нам, взял на себя нашу искореженную человеческую природу, став таким же, как мы. Не имея греха, но испытывая на Себе все последствия нашей изуродованности – то, что мы болеем, то, что нам нужно есть и спать, то, что мы мерзнем когда холодно и изнываем, когда жарко. И главное – то, что мы умираем.
Повторюсь – Бог не был обречен на такие поступки. Одно слово (образно говоря – одно движение пальца), и вот нас уже нет, можно творить других людей, можно начинать сначала. Но Он так не поступил. Он сошел со своего безопасного неба на нашу проклятую из-за греха землю, чтобы нас на небо возвести.
Так пожарный бросается в горящий дом. Он опаляет свою одежду, свои волосы, свою кожу, дышит ядовитой гарью, но выносит погибающего в огне человека.
Так смельчак бросается в ледяную воду, видя, что другой провалился под лёд. Он мгновенно намокает до нитки, он рискует получить воспаление легких или вовсе утонуть. Но он всё же вытаскивает тонущего из воды.
Так любящая мать бросается в выгребную яму с дерьмом, видя, что туда провалился маленький ребенок. Яма с дерьмом – о ней и подумать противно. Но мать прыгает туда, погружаясь в эту гадость. Зачем? Для того, чтобы спасти оттуда своего малыша.
Так действует любовь. И так поступил ради нас Бог. Тот самый, Который сотворил вселенную просто, без напряжения, «одними перстами»!
Но ведь мы, люди, должны стараться быть достойными такой любви, правда, читатель?
В мои планы не входит говорить о теории эволюции. Я не буду стараться ни доказать ее, ни опровергнуть.
И всё же в духовном плане эта теория хорошего не несет. Современный человек слишком уж поверил в том, что он – не более, чем животное, переразвитая обезьяна. А если человек – всего лишь суперобезьяна, значит – твори что хочешь!
У обезьяны инстинкты, и у меня инстинкты!
А значит – буду вороват. Любой, кто бывал в жарких странах, скажет, что в этом плане обезьяны не стеснительны, стащат всё, что под руку попадется. А что – инстинкт такой!
И значит – буду жадничать. Как обезьяны дерутся иной раз за лакомый кусок, так и я буду. Инстинкт – что уж с меня взять!
И еще значит – буду блудить. Обезьяны в этом плане не сдерживаются, и я не буду. Инстинкт потому что!
А ка́к обезьяны борются за лидерство в группе! Ка́к те, кто выше, унижают тех, кто ниже! И я так буду! А чего мне сдерживаться, если у меня есть возможность безнаказанно кого-то унизить? Ведь чувствовать себя выше другого так приятно! Инстинкт ведь!
Но Писание говорит другое.
Даже после грехопадения мы увенчаны славой и честью. И мы – не животные. Да, у нас есть тело, как у животных, у этого тела есть потребности. Но у нас есть и то, чего животные лишены. У нас есть дух, который тянется к Богу. Ничего подобного нет у животных. И поэтому мы выше их. Бог решил так.
Вот что говорит псалмопевец:
«И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нози его. Овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя, и рыбы морския, преходящыя стези морския» (Пс. 8:7-8).
Как видишь, читатель, согласно Писанию мы – не животные. Похожи, но всё же не тождественны. Мы – выше, и у нас в этом мире своя задача. И не инстинкты, а наш дух должен управлять нами.
Какая это задача? А чего хочет от нас Господь? А Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).
Когда-то Василий Великий назвал человека животным, которое призвано стать богом. Стать на самом деле образом и подобием Господа – вот наш путь. Обезьяны и прочие животные на этом пути не стоят и ни к чему подобному не призваны. А мы – призваны.
И, как сказал когда-то митрополит Антоний Сурожский, мы должны быть достаточно смиренны, чтобы принять свое сыновье (а не звериное!) достоинство, которое даровал нам Бог. Принять, и пойти по указанному Господом пути.
«Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли» (Пс. 8:10).
Псалом заканчивается, в общем-то, теми же словами, что и начался. Это – вопль радости и изумления. Радости и изумления от того, Каков Бог, и сколь многое Он сделал для нас.
Раз Он так много сделал для нас, значит и нам нужно хоть что-нибудь, пусть малое, сделать ради Него? Правда, читатель?
Использованная литература:
Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 8.
Феодорит Кирский. Изъяснение восьмого псалма.
Афанасий Великий. Толкование на псалмы.
Митрополит Антоний Сурожский. Школа молитвы.
Рег.№ 0256013 от 22 января 2017 в 21:33
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!