Человек-дробь Бога
Кедров-Челищев
"Новые Известия”.
Русский футуризм — самый яркий всплеск художественной фантазии за всю
историю словесности. Никто из теоретиков не ожидал и не прогнозировал
его появления. Критика продемонстрировала полную беспомощность в попытке
понять, что же произошло. Вместо стремления осмыслить новое была чисто
детская реакция на неожиданное, ругань и раздражение. Да что там
критики, когда даже Бунин и Блок увидели в новом литературном явлении
только "хулиганство” и недостаток культуры. Что и говорить,
академической ученостью футуристы не отличались. Учиться было некогда.
Мешал талант. К тому же им повезло. Они пришли в литературу в период
хотя и недолгой, но полной свободы слова, сопоставимой разве что с
сегодняшним временем. И совсем не случайно в последнем году двадцатого
века они впервые предстали перед читателем все вместе и под одной
обложкой. Не буду распространяться об очень странной вступительной
статье В. Альфонсова, который, следуя советской привычке, все еще
снисходительно треплет по плечу гениев, говоря о футуристах, как о
расшалившихся детишках. Он выражает весьма распространенное мнение,
согласно которому футуризм — это всего лишь некий замысловатый зигзаг
культуры, что-то вроде дорожной развязки на прямой реалистической
магистрали. Что с того, что ныне каждый автограф Давида Бурлюка и
Крученых ценится на вес золота, не говоря уже о Хлебникове и Пастернаке,
чья слава давно разрослась на весь горизонт столетия несмотря на
яростные попытки их полностью запретить. С футуризмом Маяковского
обращаются, как с масонством Пушкина. Замалчивают. Советские
литературоведы все перья стесали, пытаясь доказать недоказуемое, что
талант Маяковского раскрылся не благодаря, а вопреки футуризму. На самом
деле самые яркие вещи: "Облако в штанах”, "Владимир Маяковский”,
"Флейта-позвоночник” — написаны в период самого яростного футуризма, от
которого он никогда не отказывался.
Хотя, доживи он до 37-го года, уж точно заставили бы отречься.
Русский футуризм, вернее кубофутуризм, начинается с Давида Бурлюка, чья
довольно долгая жизнь (он прожил 85 лет) славна лишь непродолжительным
периодом — с 1910-го по 1918-й. За восемь лет он вывел русскую поэзию на
вершину, которую вряд ли кто-нибудь когда-нибудь покорит. Среди
альпинистов-футуристов сразу три гения — Маяковский, Хлебников,
Пастернак, но и те, чей талант считается не столь великим, были
подлинными и до сих пор непревзойденными первооткрывателями. Среди них
сам Давид Бурлюк и, конечно же, Алексей Крученых, которого советская
власть довела до такого состояния, что он в последние годы жизни
повторял, как оборонительное заклятие: "Я не поэт, я букинист”. Крученых
жил в 40—60-е годы продажей и собиранием редких книг.
Больше всего повезло прозорливому, несмотря на единственный глаз, Давиду
Бурлюку. Он эмигрировал в 1920-м и прожил оставшиеся почти полвека в
США, благополучный, безвестный и никому не нужный, зато живой. В 1913
году он написал стихотворение, которое всех ошарашило своим названием —
"Мертвое небо”.
"Небо — труп”!!! не больше! / Звезды — черви — /пьяные туманом. /Люди-звери!/Правда звук! / Зовы рук/Паук.
До сих пор почему-то никто не заметил, что это монолог Гамлета. Именно
Шекспир, устами своего любимого героя, назвал звездное небо гноилищем с
копошащимися червяками. И так всегда с футуристами. Они якобы неученые и
ниспровергатели, а на самом деле за каждым словом цитата великой
классика. Вот и самое известное стихотворение Давида Бурлюка обозначено
инициалами Артура Рембо.
Каждый молод молод молод/ В животе чертовский голод / Будем кушать камни
травы / Сладость горечь и отравы/Будем лопать пустоту/ Глубину и
высоту/Все что встретим на пути / Может в пищу нам идти.
Неужели эти стихи написал благополучный господин с брюшком и в берете,
посетивший музей Маяковского в Москве где-то в начале 60-х и снова
отбывший в благополучное небытие в Америку. Прямо как у Достоевского,
Свидригайлов перед тем, как застрелиться, всем говорил: "Я в Америку
еду”. Бурлюк не застрелился, уехал. Он оставил миру поэтический
автопортрет, чем-то напоминающий портрет Вилларда работы Пикассо, более
известный широким массам как "Клетчатый”.
Была душа больна ПРОКАЗОЙ / О, пресмыкающийся раб, / Сатир несчастный, одноглазый / ДОИТЕЛЬ / ИЗНУРЕННЫХ ЖАБ.
Нет этого поэта забыть нельзя, даже если очень захочется.
Слава другого кубофутуриста, Алексея Крученых, растет сегодня не по
дням, а по часам. Недавно два студента выкрали из отдела редких книг
Российской государственной библиотеки его поэму "Лакированное трико”.
Юные варвары просто хотели разбогатеть.
Его поэтическая драма "Победа над солнцем”, с успехом восстановленная на
сцене, оглушает и ошарашивает даже сюжетом. Люди должны победить
солнце, заменив его разумным искусственным светом ламп. Сегодня сама эта
идея звучит чудовищно: но никто лучше Крученых не передал так яростно и
убедительно главное заблуждение XX века. Сегодня всем ясно, что
победило все-таки Солнце. Но поэзия Крученых от этого не становится
хуже. В поэзии важна не правильность, а искренность высказанных идей.
Судьба футуристов нового поколения сверхужасна. Игорь Терентьев
расстрелян в 1937 году. Он создавал иероглифические композиции из
шрифтов и труднопроизносимых звуков, полностью адресованные глубинным
слоям сознания. Это самый верный ученик самого заумного Крученых. Термин
"заумь”, который раньше воспринимался как ругань, сегодня очерчивает
область непознанных сфер языка, которые чем-то напоминают параллельные
миры в современной космологии. Высшая математика поэзии.
Сегодня становится совершенно ясно, что русский футуризм такое же
грандиозное явление в поэзии, как Ренессанс в живописи. Здесь есть свой
энциклопедист Леонардо-Хлебников, свой Микеланджело-Маяковский,
Рафаэль-Игорь Северянин, Дюрер-Пастернак. И звездная плеяда других имен.
Приведу лишь две строки из манифеста эгофутуристов, чтобы раз и
навсегда покончить с легендой о легкомыслии футуристов.
Божество-Единица. / Человек-дробь Бога.
Футуристы поняли что-то очень важное, но им не дали донести свои
открытия до читателя. Впереди XXI век. Есть время подумать и осмыслить
великое поэтическое наследие
Человек-дробь Бога-русский футуризм
29 января 2017 — константин кедров-челищев
Рейтинг: 0Голосов: 0344 просмотра
Нет комментариев. Ваш будет первым!