ЕГО СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ
ПАМЯТИ ВТОРОГО КОСМОНАВТА ПЛАНЕТЫ
На фото он ещё
генерал-лейтенант. И я его ещё не знал. Нет, знал, конечно. А кто его не знал?
Но лично знаком не был.
Так сложилась лётная
судьба, что познакомился я с Германом Степановичем Титовым, когда он только что стал генерал-полковником.
Прекрасный человек, как и все, в общем-то, почти, лётчики. И зря он переживал,
как утверждали его знавшие люди, (я такое не заметил в беседах) что стал только
вторым. Тогда, в 60-е годы, они все были первые. Как-то я сказал ему об этом и
он согласился.
- Юра, - сказал, -
герой уже в том, что выжил. Никаких экспериментов на нём в космосе не
проводили. Только взлететь и сесть. А всё это делала автоматика.
А вот на втором космонавте уже испробовали все
суточные физиологические процессы. И убедились: жить в Космосе можно. Он первым
провёл испытания системы ручного управления, выполнив ряд маневров корабля.
- Спалось, - помню, сказал, - отлично. Но
очень не долго. Проснулся, но… потом снова заснул, да так, что немного лишнего
проспал. А самое противное состояние было - это непривычность невесомости, и глубокое
чувство одиночества. - И спросил: - А
как бы ты себя чувствовал в кабине один на высоте 10000 метров без экипажа
более суток? (Как раз и разговор был на этой высоте при полёте в Москву).
- Довольно неуютно бы
чувствовал, - ответил я.
Да, вдвоём было бы много проще и легче. В том
числе и психологически. Тяготило то, что ничего от него, как от пилота, не
зависело. Всё делала автоматика. Ему только разрешили испробовать ручное
управление в полёте по орбите. Задумываться там особо времени не было. А на
земле уже учли после полёта всё, им
испытанное, и по одному на орбиту в дальнейшем после гибели Комарова запускать перестали. Только
двоих и в скафандрах. Хотя однажды запустили и троих, как американцы. Но без
скафандров. Чем это закончилось, все знают. Почему без скафандров? Да просто
места в них в кабине для троих не хватало. Пришлось пойти на грубейшее
нарушение - даже катапульту убрать. Кто виноват и зачем такая спешка? Ничего на
это не ответил тогда генерал-полковник. А ведь это вопиющее нарушение систем
безопасности. Ну да это всё сегодня уже можно найти в интернете. Откуда шли тогда все команды догнать и перегнать? Про
политбюро ЦК КПСС не все ещё забыли? У американцев полетели трое, а почему у
нас меньше? Сейчас можно узнать, что на корабле, на котором полетел Комаров,
нельзя было лететь – много недостатков и серьёзных - и на это есть его особое мнение. Но он
полетел. Не полетел бы он, полетел бы Гагарин. Он был дублёром. А к чему такая
спешка? Да вот… Первое мая на носу. Присовокупили к празднику. Тогда у нас всё
к праздникам революционным подгоняли.
А через 3 года после знакомства я узнал, что
Германа Степановича не стало.
Ещё ранее, несколько
лет назад в пилотском свидетельстве на последней чистой странице он мне оставил
свой автограф. Хотя это было категорически запрещено.
– Не боишься, что документ сочтут не
действительным? – спросил он.
- С такой-то подписью? – ответил я.
Тогда он достал
визитку депутата Государственной Думы с уже званием генерал-полковника, с
домашним и рабочим телефонами и сказал:
- Если будут проблемы
– звони.
И пока Герман Степанович был жив, ни один
инспектор не осмелился оспорить мой профессиональный документ. Только
спрашивали, откуда я его знаю? Но после его смерти местные авиационные
чиновники пытались моё свидетельство погасить, приказав сдать «испорченный»
документ, считая его не действительным из-за посторонней записи. И тогда мне
пришлось бы пройти длительную мороку по сдаче экзаменов и зачётов в
территориальном управлении, а, возможно, и на ВКК в Москве для получения нового
свидетельства первого класса. Но я не сдал. Просто аккуратно заклеил страницу
по краям бумагой того же цвета и от меня отстали. Ныне свидетельство, с уже
теперь отклеенной страницей, лежит дома, как память о встречах с простым и
неординарным человеком. Визитка, которую он мне вручил на высоте 10 000
метров, тоже цела. И лежит дома в знак памяти вместе с уже теперь не
действующим пилотским свидетельством.
Несколько раз эта
визитка выручала меня, но только на земле.
- С такой визиткой, -
сказал как-то один из штурманов, - тебе никакое начальство не страшно. Носи её
с собой.
Как она мне в чём-то
может помочь, я не представлял, но с советом штурмана согласился и положил его в чехольчик с
водительскими правами. И ведь помогло. Как-то, спустя несколько месяцев, ехал
на вылет и промчался по мосту через реку Белую вместо разрешённой зимой
скорости 40 км/ч на скорости 80. На мостах зимой всегда ограничивают скорость,
но асфальт был абсолютно сухой и сцепление прекрасное. И потому мало кто
соблюдал ограничение. А на съезде с моста стояла машина ГАИ и останавливала
нарушителей. Инспектор тыкал в экран радара с цифрой скорости и оформлял
нарушения. А кому-то и не оформлял. За наличный расчёт. Дошла очередь и до
меня. Я был в форме и объяснение, что тороплюсь на вылет, не возымело
результата.
- Все торопятся, -
философски изрёк инспектор и открыл документы. Всё было: техпаспорт, страховка,
права. А рядом визитка. Её-то блюститель безопасности движения и прочитал
дважды. А я вспомнил штурмана: поможет ли?
- Откуда это у вас? –
спросил инспектор.
Эх, играть – так
играть!
- Вы не знаете, кому
дают визитки такого уровня? – глубокомысленно ответил я. – Они на дороге, -
кивнул на проезжую часть, - не валяются.
Ещё некоторое время инспектор
держал в руке документы, решая, что же делать. Оформить штраф? Или взять
наличными? Но наличные я не предлагал, а инспектор намекать на это не решился.
Оформить штраф? Чёрт знает, что из этого выйдет. И потому протянул документы и
произнёс стандартную фразу:
- Езжайте, но больше
не нарушайте.
И в это время со
стороны города показались три длинные чёрные машины с мигалками, постоянно взвизгивая звуковыми сигналами.
- Стой пока здесь! –
страж дороги быстро сунул мне в руки документы, отбежал и взял под козырёк,
став лицом к кавалькаде, пронесшийся со скоростью не менее сотни километров в
час. А второй инспектор даже выскочить из служебной машины не успел.
Так вот они, почему
тут стоят. В одной из машин президент республики едет в аэропорт. Ныне президентов-то
развелось много.
- А они не нарушают? –
кивнул я вслед кавалькаде из чёрных машин.
- Слушай, лётчик,
езжай-ка ты, пока я не передумал, - хмуро ответил на это инспектор.
Я запустил двигатель и покатил дальше,
вливаясь в общий поток. Вот так выручила меня визитка Германа Степановича от
явного штрафа. И выручала ещё дважды. Но однажды не помогла и она. Знал
инспектор, что нет уже Германа Степановича.
А ныне на дорогах
инспекторов уже и нет. Всюду навешали
камеры. А им визитку не покажешь.
2020 г
Рег.№ 0312620 от 22 января 2020 в 08:57
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!