Второй разговор о девятом псалме. О смерти Сына и о Суде Божьем.

8 марта 2017 — Эдуард Качан

Продолжаем говорить о девятом псалме.

В прошлой статье мы разобрали надписание этого псалма: «В конец, о тайнах Сына».

Интересно то, что один из переводчиков Писания - Симмах Эвионит - считал, что это надписание должно читаться иначе: «Победная песнь о смерти Сына».

Феодорит Кирский тоже считал, что этот псалом содержит в себе пророчество о том, как Христос сокрушил смерть своею смертью (пишу, и невольно вспоминаю светлое, радостное пасхальное песнопение на церковно-славянском: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровал»).

Так же Феодорит добавляет, что смерть Христа – это тайна, которая была сокрыта не только от врагов Христа, но и от самих апостолов. Суждение Феодорита справедливо - любой, кто знаком с текстами Нового Завета согласится с тем, что мысль о страданиях и смерти Христа не вмещалось в представления людей евангельской поры.

Израиль евангельских времен ждал Спасителя-триумфатора.  В обыденном, земном понимании триумфа.

Когда-то в одном из американских романов я читал о человеке, который носил футболку с надписью: «Христос придет и всем покажет!» Это грубо и примитивно, конечно, но евреи евангельских времен ждали примерно этого – что Мессия прогонит римлян, что восстановит Царство Израилю, что все окрестные народы будут очень уважать потомков Авраама, что золото будет течь к ним рекой, как при царе Соломоне (3 Цар. 10:14)…

Кстати, не сто´ит думать, что современные люди так уж сильно отличаются от евреев тех давних пор! Можно выйди на улицу, и спросить любого прохожего – как вы представляете себе Бога? Что Он, по-вашему, должен делать?

Уверен – большинство людей скажут, что Бог должен осыпать хороших золотом, а плохих бить молниями по голове. При этом они будут уверены, что именно они и есть хорошие, а плохие – это просто те, кого они не любят. 

О Боге страдающем, о Боге, берущем на Себя грехи мира, о Боге распятом - мало кто заикнётся!

Митрополит Антоний Сурожский считал образ Иисуса Христа вернейшим доказательством того, что христианство есть истина. Люди могут придумать Бога великого, могучего, недоступного, щедрого, карающего…

Бога страдающего, Бога, добровольно идущего на распятие ради того, чтобы Его недостойные создания наследовали вечность, люди не придумали бы никогда!

Как по мне – митрополит Антоний прав.

Но вернемся к современникам вочеловечившегося Бога – евреям евангельской поры. Вроде бы они и пророка Исайю читали (а там в 53 главе о страданиях и смерти Спасителя говорится очень ясно), и пророка Даниила (там о смерти Христа написано в главе девятой)…

И, тем не менее, даже самые лучшие евреев евангельской поры не могли представить себе Мессию в поругании и в скорби… Пророческие слова о страдании Спасителя как-то не укладывались у них в голове!

Вспомним начало Евангелия от Иоанна.

Иоанн Креститель называет Христа «Агнцем, который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Агнец – это ведь трагичная фигура, согласитесь! В ветхозаветную пору агнцев в жертву приносили, а не цветами осыпали!

Но евреи, хоть и уважали Иоанна Крестителя, не поняли значения его слов. Вспомним, что сказал Иисусу Нафанаил при первой встрече: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израиля!» (Ин. 1:49). Видите – Иоанн Креститель им намекает на грядущие страдания Спасителя, но этого не вмещается в них! Царь – да, вмещается. По крайней мере – в некоторых. Агнец – нет! Они видят во Христе только Того, Кого хотят видеть – триумфатора. Обычного земного триумфатора. Быть может – самого великого. Но – всё равно земного!

Вспомним – даже ближайшие ученики, апостолы не понимали слов Христа о Его грядущей смерти, а Петр даже и слышать об этом не хотел! Петр очень любил Господа, но перечил Ему (Мф. 16:22). Апостолы тоже ждали от Христа земных триумфов. Слова Господа о «Царстве внутри вас» (Лк. 17:21), о «Царстве не от мира сего» (Ин. 18:36) не вмещалось в их сердца.

Только после крестной смерти Господа и Его воскресения, они начали понимать, зачем Он пришел и что именно Он для нас всех сделал!

Кстати, знаете, с чего начинал разговор о девятом псалме Афанасий Великий? Приведу его слова полностью:

«В псалме этом (псалмопевец) изображает сокровенные дела Спасителя, ибо многое совершено Им втайне. Таковы: рождение Его по плоти от Девы чрез Духа Святого, необыкновенные и чудодейственные силы, самая смерть, сошествие в ад и воскресение из мертвых. Ибо всё это совершено Им втайне. Сокрыл Он это от князей мира сего. Пророк же от лица человечества входит с благодарением за все эти тайные дела, и говорит: «Исповемся Тебе, Господи!» (Пс. 9:2). Последнею же печатию тайных дел Спасителя были: Его смерть, всё совершенное   Им в аде, Его воскресение и вознесение».

Вот ключ, с которым нужно подходить к тексту девятого псалма. Далее и до конца этой статьи мы будем опираться именно на толкование святого Афанасия.

«Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя» (Пс. 9:2).

Победа Господа над смертью была ведь не только тайной, но и чудом – правда? Много чудес сотворил Воплотившийся Бог Иисус Христос. Но главное Его чудо – Воскресение из мертвых. И не случайно апостол Фома назвал Христа Господом и Богом (Ин. 20:28) не после изгнания бесов или умножения хлебов, а именно после того, как Христос воскрес!

«Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний. Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего» (Пс. 9:3-4).

Святитель Афанасий считал, что врагом, который обратится вспять, придет в изнеможение и погибнет, является смерть.

«Яко сотворил еси суд мой и прю мою, сел еси на Престоле, судяй правду» (Пс. 9:5).

Или в русском переводе Юнгерова: «Ибо Ты решил суд мой и тяжбу мою: воссел на престол Судящий по правде».

Люди изнемогали под игом сатаны, под игом греха, жаловались на это Богу. И Он совершил суд – над князем мира сего.

«Ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31) – сказал Господь незадолго до своей Крестной смерти, сошествия в ад и Воскресения.

Это свершилось – Господь победил. Смертию смерть попрал. Теперь мы свободны и от сатаны, и от смерти.

В чем состоит эта свобода? Вот очень глубокие слова святителя Иоанна Златоуста по этому поводу:

«Итак, Он, Христос, умер однажды за всех людей.  Как, разве мы уже не умираем прежнею смертью? Умираем, но не остаемся в ней; а это не значит умирать. Власть смерти и истинная смерть есть та, когда умерший уже не имеет возможности возвратиться к жизни; если же после смерти он оживет, и притом лучшею жизнью, то это не смерть, а успение. Смерть могла удержать у себя всех; поэтому Христос и умер, чтобы освободить нас».

«Запретил еси языком, и погибе нечестивый, имя его потребил еси в век и во век века.» (Пс. 9:6).

В переводе Юнгерова: «Ты наказал народы, и погиб нечестивый. Имя его Ты изгладил на век и в век века».

Имя нечестивого Ты, Господи, изгладил на век…

Афанасий Великий видел в этих словах прекращение действия языческих культов. Когда язычники перестали быть язычниками и стали христианами, тогда и языческие каждения бесам прекратились. Ну, а раз каждения нет, то и сама память об этом постыдном и горьком явлении гибнет.

«Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси, погибе память его с шумом. И Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой. И Той судити имать вселенней в правду, судити имать людей в правоте» (Пс. 9:7-9).

Или в русском переводе Юнгерова: «У врага совершенно истощилось оружие, и города Ты разрушил: погибла память о нем с шумом. А Господь вечно пребывает, приготовил Он для суда престол Свой. И Он будет судить вселенную по правде, будет судить людей по правоте».

Бог будет судить людей, судить по правоте…

Мысль эта столь важна и отношение к ней определяет столь много в нашей жизни, что на этом месте я хотел бы остановиться.

Люди – существа гордые. Не знаю, было ли так всегда, но скажу то, что вижу – современному человеку мысль о том, что Господь будет судить вселенную (а значит и его самого!) нестерпима.

Современный человек приучен думать о своих правах. Права человека, права гражданина, права ребенка, права женщин… Право на имущество, право на аборт, право сдать своих родителей в дом престарелых, ведь с ними, старенькими, так сложно возиться!

Когда-то у Андрея Ткачева  я встретил мысль о том, что человеческая история в подавляющем большинстве случаев – это бодрый бег в ненужную сторону.

С этой мыслью я согласен. Причем именно за правами бежит современный человек. Ради этих прав устраивает войны, революции… В общем, делает всё, чтобы погубить свою душу.

И как-то не замечает, что ему от Самого Бога уже даны величайшие права.

Право жить (которое отнимается в абортариях у миллионов детей ежегодно). Право видеть солнце. Право дышать (я астматик, и потому знаю, какое это наслаждение – просто вдохнуть воздух полной грудью). Право пить воду. Обычную воду. Какое это наслаждение, когда жажда замучила!

Ещё есть право мыслить, понимать, осознавать себя и мир. И есть право идти к Богу. А так же право не идти к Богу, раз уж так этого хочется.

Есть право наследовать вечность, прекрасную вечность там, где «ототрет Бог всякую слезу, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

И есть право наследовать геенну огненную, где будет плач и скрежет зубов.

О праве людей наследовать благую вечность с Богом в раю или наследовать ужасную вечность с сатаной в геенне огненной современный человек старается не думать.

А зря.

Бог подарил нам жизнь. Но Бог спросит с нас, как именно мы воспользовались этим подарком! Об этом Святое Писание говорит неоднократно. В том числе и в девятом псалме, о чем мы подробно поговорим в следующей, третьей, завершающей статье.

Напоследок скажу – попадаются люди, которые считают Бога немилосердным потому, что Он не только одаривает, но и наказывает. Некоторые считают, что получить вечную геенну из-за злодейств, сделанных во временной земной жизни – это через-чур (хотя мне не встречались люди, которые считали бы не справедливым получение вечного блаженства как награды за добродетели, которые так же во временной земной жизни сделаны).

Что ж… Византийский богослов Иосиф Вриенний считал, что, строго говоря, некорректно ставить вопрос о вечном наказании за временные дела, потому, что Бог судит не дела. Бог судит внутреннее расположение человека, которое лишь выражается в делах! По мысли Вриенния истинно верующие и добродетельные люди имеют бессмертное расположение к добру, потому и следуют в бесконечное блаженство. А вечное наказание получает тот, кто имеет окончательное расположение к греху.

Господь сделал всё для нашего спасения, и хочет, чтобы спаслись все (1 Тим. 2:4). Но для дела спасения необходимо и наше участие!

Можно вспомнить одну из притч Господа, приведенную в Евангелии от Луки (Лк. гл. 14). Это притча о человеке, который устроил большой ужин и звал гостей.

Но гости, под разными предлогами, не пришли. Один сказал: «я купил землю, и мне нужно посмотреть ее». Другой сказал: «я купил волов и иду испытать их». Третий сказал: «Я женился и потому не могу прийти».

Все эти люди предпочли свои собственные радости, а радость того, кто их позвал, решили не разделять... В той притче пустующие места за праздничным столом были заполнены нищими, увечными, хромыми и слепыми. А о тех, кто отказался, было сказано: «никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных».

Если услышать эти слова «много званых, но мало избранных» вне притчи, то может создаться впечатление, что Бог произвольно одних избрал для спасения, а других – нет. Но притча всё расставляет на свои места.

«Не избранные» - это всего лишь те, кто отказались прийти сами!

Эту же притчу приводит и евангелист Матфей, но у него есть подробность, опущенная у Луки. Был человек, который пришел, но с пира его прогнали. Причина – он пришел на этот пир в ненадлежащем виде (Мф. 22:11-14).

Смысл притчи очевиден – Бог хочет спасения всех, но не спасаются те, кто сам не захотел спасения, или те, кто палец о палец не ударил ради того, чтобы очистить свою душу, но явился за наградой.

Мы можем откликнуться на зов Божий. И можем постараться хоть сколь либо очистить свою душу от скверны.

Бог сделал всё для нашего спасения. Теперь очередь за нами. От нас зависит, будем мы с избранными, или нет.

 

Использованная литература:

 

Афанасий Великий. Толкование на псалмы.

Иоанн Златоуст. Толкование на послание к евреям.

Феодорит Кирский. Изъяснение девятого псалма.

Антоний Сурожский. Школа молитвы.

Андрей Ткачев. Мы вечны, даже когда этого не хотим.

Георгий Максимов. Вечны ли адские муки?

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0259827 от 8 марта 2017 в 08:44


Другие произведения автора:

28 августа. Успение Пресвятой Богородицы

Об Аврааме, отце верующих

Пасха! Светлое Воскресение Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Три беседы.

Рейтинг: 0Голосов: 0322 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!