Святые отцы о борьбе с гордыней, унынием и гневливостью

12 марта 2015 — Мария Маркус
article194682.jpg

• Как вода мало-помалу возливаемая на огонь, совершенно угашает его, так и слеза истинного плача угашает всякий пламень раздражительности и гнева.

• Кротость безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина — молчание помыслов при тонком смущении души; а конец — непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров.

• Как при явлении света исчезает тьма, так и от благовония смирения истребляются всякое огорчение и раздражительность.

• Видимую гордость исцеляют скорбные обстоятельства; а невидимую — Превечный и Невидимый.

• Есть отчаяние от множества грехов и тяготы совести; и есть отчаяние от гордости и возношения, когда впадшие в грехи думают, что они не были достойны (оставления до) падения: от первого исцеляет воздержание от грехов и надежда благая, а от последнего — смирение и никогонеосуждение» (Прп. Иоанн Лествичник).

• Страсть гордыни состоит из двух неведений или несознаний, кои, сошедшись воедино, производят одно слиянное мудрование (гордостное).

• Ибо один тот горд, кто не признает ни Божеской помощи, ни человеческой немощности. Таким образом, гордость есть Божественного и человеческого знания лишение.

• Тщеславие рождает гордость, иногда быв изгоняемо, а иногда оставаясь. Но, быв изгоняемо, оно приводит самомнение, а оставаясь — надменность.

• Тщеславие истребляется скрытным действованием, а гордость — приписыванием Богу исправно делаемых дел. Не малый подвиг освободиться от тщеславия!

• Освобождаются же от него тайным творением добродетелей и частою молитвою; а признак освобождения — не злопамятовать на злословившего или злословящего» (Преп. Максим исповедник).

• Уныние есть изнеможение души; а душа в изнеможении не имея того, что ей свойственно по естеству, не устаивает мужественно против искушений.

• Во всяком деле определи себе меру и не оставляй его прежде, чем кончишь; также — молись разумно и усиленно и дух уныния бежит от тебя» (Преп. Нил Синайский).

• Когда душа начнет не похотевать прекрасных земных вещей, тогда прокрадывается в нее, большей частью, некий унывный дух, который — ни охотно потрудиться в служении слова не допускает ее, ни твердого желания будущих благ не оставляет в ней;

• еще же и эту привременную жизнь представляет крайне непотребною, как не имеющую достойных дел добродетели, и самое ведение уничижает как дарованное и другим многим или ничего особенного нам не возвещающее.

• Сей теплохладной и разленяющей страсти мы избежим, если в крайне тесные вставим пределы нашу мысль, держа во внимании одну память Божию; ибо только таким образом дух, востекши в свойственное ему горение, может отгнать от себя неразумное оное разленение» (Блаженный Диадох).

Душа наша жаждем мудрого утешительного слова, и Слава Богу за то, что у нас есть возможность питать ее словами, исходящими из уст святых отцов Церкви!

О грехе сквернословия

Сквернословие – гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху (Еф. 5, 4-5). От него стонет мать-земля Русская, им растлены души и уста великих философов и писателей, которые еще стараются учить других добру и произносить вслух прекрасные слова, но никак не могут справиться с этой пагубной привычкой, оставаясь наедине, в кругу друзей, когда ничто уже не заставляет сдерживать себя. Срамословие — болезнь, которой заболевают, впрочем, добровольно. И как болезнью им занимаются психиатры, и о происхождении его строят свои гадания историки культуры, этнографы, антропологи. Даже филологи заинтересовались данным явлением.

Срамословие присуще всем векам, местам и народам. Порок этот есть наследие чисто языческое. Он всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с «глубин сатанинских» (Откр. 2, 24) и темных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих и кончая классическими наследниками библейского Хама. Причем порок этот и какое-то тайное странное тяготение к нему находятся в прямой зависимости от того, насколько близко стоит человек к Богу. И если он отодвигается от Божества, то тотчас же начинает входить в область сатанинскую и приобретать эту скверную привычку- призывать вместо Бога имя лукавого и вместо божественных вещей поминать срамные. И удивительнее всего то, что человек, повторяя в ХХ веке по Рождестве Христовом некоторые бесстыдные слова и действия, и не догадывается, кому и чему он этим обязан, из такого же по счету столетия, но только до Рождества Христова.

Христианин! Употребляя их, подумай, кому ты служишь вместо Бога, кому молишься, что ты делаешь. Ты не просто совершаешь легкомысленное дело, не простую грубую шутку допускаешь, слова твои не простое колебание воздушных волн. Но ты произносишь — хотя, несчастный, и не веришь в это — страшные заклинания, ты накликаешь и привлекаешь гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишь противоестественную словесную жертву. Ты делаешься, посредством самых смрадных приемов, колдуном, магом, чародеем, быть может, не зная и не хотя того. Однако дело остается делом — и бесы тебя окружают и рукоплещут…

Святой апостол Павел повелевает: «Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение, ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый… не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5, 3-5). Еще яснее (по греческому тексту) апостол Павел говорит в Послании к Колоссянам (3, 8): «…А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших».

Епископ Варнава

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0194682 от 12 марта 2015 в 11:30


Другие произведения автора:

9мая от 9. 05. 2012

Новый год опять у нас от 26. 12. 2013

солнце от 1. 07. 2011

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +2Голосов: 2601 просмотр
Святослав Мудрый # 12 марта 2015 в 14:07 +1
Добро все равно побеждает и мир от агрессий спасает.  thumbup  013smile  005smile
Мария Маркус # 12 марта 2015 в 15:25 0
ПРИВЕТСВУЮ ВАС О МУДРЫЙ ЯРОСЛАВ!

пусть свет Христов в душе сияет
и каждый миг от зла спасает!!!!