Пусть он нас не поймает!

26 апреля 2018 — Эдуард Качан

Когда-то много лет назад мне попалась на глаза картина одного немецкого художника – к сожалению, фамилии сейчас не вспомню. Картина была посвящена Рождеству Христову. Собственно, рождественские сюжеты европейские художники использовали часто, но эта картина была особой. Не просто художественный пересказ второй главы «Евангелия от Луки», с Богородицей, Божественным Младенцем, стариком Йосифом, ликующими Ангелами и изумлёнными пастухами. У немецкого художника была картина-проповедь, картина-упрёк тому миру, который художник видел рядом с собой.

Представьте – большое полотно. На нём изображены современники художника - люди в немецких национальных костюмах. И они – в труде, в спешке, в суете. Кто-то куда-то бежит с тачкой, кто-то несёт какие-то яства, кто-то плетёт пряжу… Занятые люди, в общем, некогда им и в небо посмотреть! И вот на фоне всей этой многообразной суеты, внизу, даже в углу, изображено совершившееся Чудо. Бог явился во плоти, стал Человеком, Младенцем, а мир вокруг, охваченный суетой, этого не хочет замечать.

Эх, не умею я рисовать! А умел бы, так изобразил бы в той же манере Вознесение Господнее. Огромный мир, пёстрый мир, шумный мир. Мир моих современников, охваченный многообразной суетой. Один уткнулся в свой мобильник. Другой спешит в контору – его ждут часы скучного, кропотливого труда. У третьего покраснели глаза – он не спал, так как всю ночь провёл в ночном клубе. А вот группа людей несётся в супермаркет на распродажу – успеть бы, а то всё разберут! А вот ещё одна группа – эти люди спешат на пляж. И третья группа – эти бегут на футбол… Суета, суета, суета вокруг! И лишь в углу, незамеченные миром, стоят апостолы и смотрят в небо. Они восхищены и не могут отвести взгляд от этих сияющих далей. Они видят то, чего не хочет замечать охваченный суетой мир – только что на небо Вознёсся Господь!

О чём думали эти мужи Галилейские, вглядываясь в небо? Вспоминали ли они дни, месяцы, годы, проведённые вместе с Господом во время Его проповеди? Думали ли о том, как смалодушничали во время Его ареста, как плакали после Его смерти, как не могли поверить в то, что Он воскрес, и как обрадовались, когда, наконец, Он, Воскресший, явился им?

А может, они вспоминали то, что Он им говорил? «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12:26). Они ходили за Ним, они слушали Его, они Его любили. Они, как могли, служили Ему, и на основании этого могли надеяться быть рядом с Ним в Царствии Божьем.

Быть там, где Христос – такое счастье! Чуть позже об этом скажет апостол Павел: «Мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный» (2 Кор. 5:1). А что будет в этом нерукотворном, вечном доме? А там Бог, Сам Бог «будет обитать с ними, и будет Богом их. И ототрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прошлое прошло» (Откр. 21:4).

Как жаль, что мир всего этого не замечает! Как грустно, когда человек всю свою жизнь растратит на пляжи, футбол, распродажи и прочее мелочи, а о Боге и не вспомнит…

Но и нам, христианам, не стоит расслабляться. Мир, как огромный магнит, пытается втянуть нас в сферу своего влияния, чтобы и мы забыли, кто мы на самом деле. Забыли о своём христианстве, и забыли Бога, сотворившего мир, сотворившего нас, людей, Ставшего ради нас Человеком, Распявшегося за нас, Воскресшего и Вознесшегося.

«Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Бога» - говорит апостол Иаков (Иак. 4:4).

На это нужно обратить внимание, так как мы частенько и на самом деле этого не знаем, или читали, но не понимаем.

А между тем, апостол Иаков прав – в дружбе с миром таится для нас огромная опасность.

«Мы имеем ум Христов» - говорил о христианах апостол Павел (1 Кор. 2:16). Но дело в том, что мир тоже имеет свой ум, свою «мудрость», и эта «мудрость» падшего мира противоположна тому, чему учил нас Господь.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» – говорит нам Христос (Мф. 5:3).

Да вовсе нет – восклицает современный человек! Блаженство в смирении, в скромности, в невысоком мнении о себе?! Какая глупость! Я круче всех, я выше всех, и только попробуйте возразить! А скромность есть лучший путь к бедности и безвестности!

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» – продолжает Свою проповедь Господь (Мф. 5:4).

Блаженны плачущие? – не понимает современный мир. А о чём мы должны плакать? Ах, о своей оторванности от Бога и о своих грехах?! Вот ещё, придумали тоже! Смеяться лучше, чем плакать! Даёшь анекдоты и юмористические программы! Больше шуток, больше юмора, и громче, громче хохот! Если мы будет постоянно смеяться, то постепенно забудем, что когда-нибудь умрём.

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» – говорится дальше в проповеди Господа (Мф. 5:5).

 Опять глупости! – уверяет нас современная цивилизация. Посмотрите, как благоденствуют не кроткие, а наглые, которые отнимают у других деньги, заводы, газеты, пароходы! Нужно быть решительным, и зубами, локтями, пистолетами, пулемётами прокладывать себе дорогу к счастью. Человек человеку волк и тому подобное!

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» – говорит Господь (Мф. 5:6).

Блаженны алчущие и жаждущие правды? Что это значит – не понимает мир? А это значит, что человек должен пытаться отобразить в себе Правду, Истину, то есть Христа (Ин. 14:6)!

Да нет же! – уверяет мир. Отобразить в себе нужно лощёного щеголя или голливудски красивую девицу, чтобы наслаждаться пляжами, коктейлями, сёрфингами и тому подобным! Читайте глянцевые журналы – там написано, что именно нужно в себе отображать!

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» – продолжает Господь (Мф. 5:7)

Да ладно вам! – восклицает мир. Те, кто выброшен на обочину жизни, это просто неудачники, которые «не вписались в рынок». Выживают сильные, а всех слабых не пригреешь! И потому не будем греть никого, и вперёд, вперёд к пляжам и сёрфингам! Нет, ну мелкую монетку в шляпу нищего бросим, конечно. Но чтобы пожалеть постаревшего отца, которого мы отдали в дом престарелых, или младенца во чреве, которого мы собрались убить абортом – это уж дудки!

И потом – к чему нам помилование Божие?! Мы очень хороши, сами себе нравимся! Никаких грехов за собой не признаём, а раз не признаём, значит, их и не было! 

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» – утверждает Господь (Мф. 5:8).

Блаженны чистые сердцем?! – изумляется мир. Да мы вообще не понимаем о чём здесь говориться! Счастье – это солидный счёт в банке, хорошая машина и ушлый адвокат, который защитит, если что не так!

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» – продолжает Свою проповедь Господь (Мф. 5:9).

А как это – быть миротворцем? Оружием, что ли, не торговать? – не понимает мир.

Не враждуй с ближним, люби врага, и будешь миротворцем – уточняет Евангелие. Хотите быть Божьими сынами и дочерями по усыновлению? Тогда «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44-45).

Нет, это нам не подходит, – усмехается мир. Ещё чего – благословлять проклинающих и молиться за обижающих! Да только коснитесь меня, я вам такое «благословение» устрою, во век не забудете!

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное, - говорит Господь. – Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:10-11).

Нет, ну вы вообще, – кривится мир! Быть гонимым и оплёванным? Да никогда! Даёшь процветание! Процветать куда приятнее, чем быть гонимым! А что такое процветать? Да ну мы ведь уже говорили – банки, «тачки», глянец  и прочее! Ешь, пей, веселись, ибо завтра умрёшь! (см. 1 Кор. 15:32).

Такие дела, друзья! Только что мы убедились, что мудрость евангельская и «мудрость» мирская совершенно противоположны и несовместимы. Всё, что любит мир, чего алчет мир, есть вещи временные, проходящие. Христианин должен отвергнуть всё это, потому, что невозможно идти в две стороны одновременно, особенно если эти стороны противоположные. А дороги к миру и к Богу именно противоположны!

А отвергать-то так не хочется! Вся современная жизни построена на потреблении, и человеку с детства внушают, что счастье – это впихнуть в себя как можно больше вкусностей хороших и разных! Современному человеку очень трудно выбрать одно и отказаться от второго ведь если от чего-то откажешься, значит - всё на свете не съешь!

Но в том-то и суть проблемы – нужно, нужно выбирать. Нужно постараться отвергнуть всю суетность, всё пустое, ради того единственного, что не проходит – ради Царства Божьего. И ради Того Единственного, Кто есть Истина, Кто вчера и сегодня и вовеки тот же – ради Бога.

Конечно, Богу всё возможно, и тому человеку, кто живёт во Христе, Господь может дать многие блага мира сего. И христианин может наслаждаться ими, даже осознавая их мимолётность. Но настоящий христианин учится не нуждаться в них, относится к ним так, будто они для него ничего не значат. И многие православные святые, кстати, это умели – презирать блага мира и оставлять ради Христа богатства, земную славу, дом, к которому привыкли... Они понимали – Христос больше всего, и если вместо всего, что они оставили, у них будет Господь, то они будут настоящими богачами, несмотря на то, что утратили.

Примеры? Пожалуйста. Арсений Великий был учителем принцев, Аркадия и Гонория, сыновей императора Феодосия. Деньги, почёт, власть – всё могло быть у этого человека. Но он ощутил – суета и ложные ценности падшего мира захватывают его и удаляют от Христа. И тогда он оставил дворец и свои роскошные одежды, и поспешил в скитскую пустыню. И там провел долгие годы.

Годы в трудах, в молитвах, в посте – и это вместо роскоши и блеска дворца?! Глупость, скажет современный мир. И будет не прав – там, в пустыне, с Арсением был Христос, а это дороже и дворцов, и роскошных одежд, и яхт, и космических кораблей. Дороже всего.

С другой стороны, тот, кто не живёт во Христе, уже нищ, уже живёт в бездне, и все сокровища мира (даже если они есть) не могут заполнить пустоту его души. Доказательства? Да их полно! Посмотрите, какие коленца иной раз выкидывают люди сверхзнатные и сверхбогатые, на какие безумства они идут. Это они от большого счастья так делают? Нет, нет! От пустоты, когда богатства и мирская слава есть, а счастья – нет.

Будем подводить итог, чтобы за множеством слов не утратить смысла. А смысл таков – помня о Вознесении Господнем, давайте не забудем о Небе! О том, что мы здесь, в падшем мире, не навсегда. О том, что здесь мы – только странники. Что настоящий наш дом – на небесах.

Мы сейчас в мире, да. Но здесь, в падшем мире мы должны стараться жить по законам нашего настоящего дома, того самого, который на небесах, который есть дом нерукотворный, вечный. Давайте стараться жить по заповедям Божьим, ведь эти самые законы – заповеди Господние и есть!

Падший, извалявшийся в грехах мир будет звать нас к себе. Он будет ловить нас, принуждать к тому, чтобы мы забыли Небо и жили по его, падшего мира, законам. Ради Господа, Распятого, Воскресшего и Вознесшегося, давайте постараемся сделать так, чтобы этот падший, грешный, временный мир нас не поймал!

 

Написано в ожидании праздника Вознесения, в апреле 2018 года.

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0285364 от 26 апреля 2018 в 10:35


Другие произведения автора:

Пасха! Светлое Воскресение Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Три беседы.

5 ноября. Апостола Иакова, брата Господня по плоти

Человеку трудно одному. Разговор о псалме 11

Рейтинг: 0Голосов: 0242 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!