Милость превозносится над судом. Разговор о псалме 12.

19 сентября 2017 — Эдуард Качан

Перед нами еще один псалом, который был составлен царем и пророком Давидом во время его бегства от взбунтовавшегося сына, Авессалома.

Это – стон и плач человека, которого оставил Бог. Эта богооставленность часто бывает следствием тяжких грехов. В книге пророка Исайи об этом сказано ясно: «Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1:15).

Ваши руки полны крови – вот причина. Давид во время бунта Авессалома знал, что наказан за дело. Кровь невинно убитого им Урии Хеттеянина была на его руках (2 Цар. Гл. 11), и за это Господь наказал его.

И, тем не менее, Давид знал и другое – Господь не человек, Его любовь к нам, людям, не кончается. Пусть мы часто не верны Господу, но Он нам верен! И если порой Господь не отзывается на наши молитвы, это не потому, что любовь Господа кончилась. Просто так нужно для нашего вразумления.

Именно поэтому Давид и звал Господа.

«Доколе, Господи, забудеши мя до конца? Доколе отвращаеши лице Твое от мене? Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моем день и нощь?» (Пс. 12:2-3).

Или в русском переводе Юнгерова: «Доколе, Господи, будешь забывать меня до конца? Доколе будешь отвращать лицо Твое от меня? Доколе я буду слагать помыслы в душе моей, а печали в сердце моем день и ночь?»

Кстати, а каковы признаки богооставленности, о которой так плачет Давид?

Если спросить об это обычного человека с улицы, то он ответит быстро и уверенно – нет успеха в житейских делах, и из этого я заключаю, что Бог меня оставил.

Надо сказать, что святитель Иоанн Златоуст считал иначе. Не на житейский успех или неудачи нужно смотреть! Получается ли у нас жить добродетельно, по заповедям – вот в чем главный вопрос! Если получается выполнять заповеди, в какой-то степени любить ближнего, внимательно молиться – это признаки того, что Господь с нами! Он ведь Сам сказал: «Я есть лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

То есть если получается приносить плоды христианской жизни – это верный признак того, что Господь рядом. Наоборот – если всё рассыпается (не житейские дела, а все попытки делать добро), вот это и есть признак того, что Господь оставил. Его рядом нет, и потому ты не можешь сделать ничего доброго!

Но и в этом случае не нужно отчаиваться. Пример царя и пророка Давида показывает, что нужно не прекращать молиться, не прекращать взывать к Богу!

Да и Сам Господь подтвердил это в Евангельские времена, рассказав притчу:

«Сказал так же им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать. Говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: «защити меня от соперника моего».   Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: «Хоть я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне» И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хоть и медлит защитить их? Сказываю вам, что продаст им защиту вскоре» (Лк. 18:1-8).

Так и надо поступать – не прекращать молиться, даже если кажется, что Господь не слышит. Так Господь побуждает нас молиться больше, потому, что молитва полезна нам.

Давид так умел – молиться снова и снова, хоть и казалось, что небеса закрыты и ответа нет.

«Доколе вознесется враг мой на мя?» (Пс. 12:3).

Не против каждого из нас восстает родной сын (как Авессалом восстал против Давида). Но против каждого человека ополчается тот, кто не оставит в покое никого из нас, пока мы здесь, на земле! Против каждого и нас воюет дьявол.

Если никакой человек не может делать доброго без Бога (Ин. 15:5), то дьявол тем более не может – ведь он тоже оторван от Бога.  А значит, ему непосильно никакое созидание. Наверное, сатана и был бы не против построить новую вселенную, где всё происходило бы по его воле, да не может!

И потому ему остается только разрушать. Неспособный созидать, он стремиться разрушить то, что созидает Бог.

Это, конечно, касается нас, людей. Если сатана сталкивает человека в пучину ада – вот у него уже и есть повод для злобной радости. Пророк Давид не зря употребил слово «возносится». Если дьявол победил нас, значит, он и стал выше нас. По крайней мере до тех пор, пока мы не исправили положение покаянием.

Не случайно Афанасий Великий считал, что: «если враг наш дьявол смиряется, когда мы благочестивы, то явно, что он возносится, когда мы грешим. Ибо унижение человеков – возвышение сатане. Как о Боге говорится, что возносится Он спасением нашим, так о дьяволе, что превозносится он нашей погибелью».

«Призри, услыши мя, Господи, Боже мой, просвети очи мои, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся  на него. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся. Аз же на милость Твою уповах» (Пс. 12: 4-7)

Или в русском переводе Юнгерова: «Призри, услышь меня, Господи, Боже мой, просвети очи мои, да не усну смертно. Да не скажет враг мой: «я преодолел его!» Угнетающие меня обрадуются, если я поколеблюсь. Я же на милость Твою уповал».

Да, сатана обрадуется нашему падению и нашей погибели. Но без Бога нам сатану не одолеть! Поэтому и зовет Господа на помощь Давид! Поэтому и нам нужно поступать так же.

Псалмопевец говорит о том, что он уповает на милость Божию. Именно на милость, ведь бедствия, свалившееся на него, есть наказание за грех! Он уже не может сказать Господу – «поступи со мной справедливо», потому, что в данном случае наказание – это и есть справедливость!

И все же Бог – не только Судья. Прежде всего Он – Отец, Он Тот, Кто хочет нашего исправления и Спасения, сколь плохи бы мы ни были (1 Тим. 2:4).

Именно поэтому есть смысл взывать к Нему, даже и после греха! Простой судья не простил бы! Но «милость превозносится над судом» (Иак. 2:13), и милосердие Божие выше Его справедливости!

Мы погрязли в грехах, испортились, изуродовали себя. А Господь Сам стал Человеком, Сам пошел на крест, в смерть, в ад, чтобы «ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5). Разве это справедливо? Нет. В этом проявлено то, что больше справедливости – Божье милосердие и Божья любовь.

Иной раз то, что Божье милосердие больше справедливости возмущает людей. Как можно – спрашивают они?! Как можете вы, христиане, говорить о том, что есть путь в рай и для убийц?!

Да, есть путь в рай и для них.

Давид – был убийцей? Был. На его руках кровь Урии. А апостол Павел? Ведь он, не разобравшись, одно время был гонителем Церкви и соучастником убийства первомученника Стефана – стерег одежды тех, кто побивал этого праведника камнями (Деян. 7:14-60; 8:1). А благоразумный разбойник, которому Господь обещал место в раю (Лк. 23: 39-43)? Вряд ли этого человека распяли за то, что он лютики с клумб срывал! Очевидно, что его преступления были очень серьезными!

И, тем не менее, есть для всех этих людей место в раю. Что между ними общего? Покаяние!

Любому, кого возмущает милосердие Божие, нужно представить, что у него самого есть, скажем, пять сыновей. Четверо вполне благополучные, а пятый – негодяй. Сделает ли критик всё необходимое для исправления сына? Да сделает, конечно! И ласкать его будет, и наказывать; и уговаривать и драть за уши; и заглаживать причиненное им зло будет, и радоваться каждому доброму поступку! И если этот негодяй тысячу раз скажет: «папа, прости, я исправлюсь, я больше так не буду», критик тысячу раз обрадуется и поверит сыну.

Потому, что любит сына!

Но и Бог любит нас так же, даже еще больше. Любит, даже не смотря на то, что мы за свою жизнь тысячи раз предаем Его любовь. И именно потому, что любовь Господа не кончается, мы можем просить у Него милости, чтобы мы не натворили. Если только мы раскаялись, конечно.

«Возрадуется сердце мое о спасении твоем, воспою Господеви, благодеявшему мне, и пою имени Господа Вышняго» (Пс. 12:7).

Или в русском переводе: «возрадуется сердце мое о спасении твоем, воспою Господу, благотворящему мне, и пою имени Господа Вышнего».

Разумеется, получивший помощь от Господа и избавившийся от неприятностей – радуется!

Но вот о чем напоминает нам Иоанн Златоуст:

«Когда выскажешь в молитве всё, то надейся на милость Божию, надейся и не сомневайся. «Но да просит с верою, немало не сомневаясь, - говорит апостол, - потому, что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:6-8). Поэтому надейся на милость Его, нисколько не сомневаясь, и ты непременно получишь просимое. А получив, не будь неблагодарным, но устрой памятник благодарения, вознеси благодарственную песнь Господу».

Так говорит нам святитель. Так говорит и Давид – воспою Господу, благотворящему мне!

Разумеется, Господь не нуждается ни в чем. Ни в служении рук человеческих (Деян. 17: 25), ни в служении языков человеческих. Не станет Он несчастным, если не услышит наших песен!

Просто Он хочет, чтобы мы научились быть благодарными.  Благодарность – хорошее чувство. Благодарность – это то, чего достоин Бог, сделавший для нас так многое, и делающий многое до сих пор.

Благодарность – это та почва, на которой может вырасти наша любовь к Нему.

Использованная литература:

 

Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 12.

 

Феодорит Кирский. Изъяснение двенадцатого псалма.

 

Афанасий Великий. Толкование на псалмы.

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0271825 от 19 сентября 2017 в 15:06


Другие произведения автора:

Богдан и его семья. Беседы о православных праздниках.

14 июня. Праведного Иоанна Кронштадтского

8 марта. Священномученника Поликарпа Смирнского

Рейтинг: 0Голосов: 0445 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!