Авиалесоохрана

11 апреля 2012 — Евгений Филиппов
article45750.jpg

Охраняем леса, охраняем родину!!!
(Девиз парашютистов-пожарных Красноярского края)
Вcё, что есть на маленькой планетке:
Болота, джунгли и поля,
Цветок, травинка или ветка -
Все то - кормилица-земля.
Родила, вскормила и вспоила,
От лихой беды уберегла.
Человек! Храни же, что есть силы,
Все, что мать-земля тебе дала.
Ты ее и вспашешь, и засеешь,
Урожай хороший соберешь…
Коль быть благодарным не сумеешь -
Потеряешь. Больше не найдешь!
(Моторина Н.В.)
Когда-то, очень давно, я, окончив Сибирский Технологический. По специальности инженер лесного хозяйства и параллельно совершив более ста прыжков и имеющий, к тому времени действующее, «любительское» свидетельство лётчика-парашютиста и КМС парашютного спорта. Которые получил в Красноярском АСК. Был распределён в Красноярскую базу авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства. Первой моей должностью, стала работа инструктором парашютно-пожарной группы на Мотыгинском авиаотделении. Куда я прибыл уже через месяц после окончания ВУЗа и сразу же приступил к своим обязанностям. Благо это было не трудно, в виду того, что так называемый «ввод в строй» (стажировка) осуществлялась под контролем инструктора команды авиаотделения. Вообще, прыжки с парашютом на лес, для выполнения работ по тушению лесных пожаров и прыжки на подготовленные площадки на точность приземления. Это две очень большие разницы, но мне, по молодости и в соответствии с амбициями, это казалось проще простого. Ведь «мандража» как на соревнованиях ты не испытываешь!!!
В первые вылеты на патрулирование, до ввода в строй, проверку ведёт инструктор команды авиаотделения. Вот обнаружен пожар, лётчиком-наблюдателем, принято решение о высадке прашютистов-пожарных, подобрана площадка, совершена «пристрелка» и я как парашютист с более сотней прыжков на цель. Вот именно тогда я и обнаружил разницу в спортивных и производственных прыжках. Как самый опытный, первым покидаю Ан-2, что бы устранить все огрехи в расчётах. Так делается всегда, потому, что уже с земли опытный парашютист подскажет пилоту точнее курс и «выдержку». Так как ветер по высотам разный и меняется постоянно и парашюты ещё круглого типа «Лесник» аналоги УТ-15, с горизонтальной скоростью перемещения до семи метров в секунду. Вот я одев СПП (снаряжение парашютиста-пожарного), только без «кирпича». Специального спускового приспособления с лазами типа электромонтёрских «кошек», собранного в аккуратную сумочку, габаритами с запасной парашют З-5, но гораздо тоньше и пристёгивающегося с обратной стороны запаски. Одев всё остальное, высаживаюсь из Ан-2 и под раскрывшимся куполом начинаю работать на цель. Через какое-то время замечаю, что рядом с площадкой на которую работаю, нет пожара, а значит я лечу не в ту сторону. Срочно делаю круговой вираж, замечаю нужную площадку и лечу к цели. Но время и расстояние упущено, не дойдя до площадки полсотни метров, крепко зависаю на тридцатиметровой сосне. Сообщаю на борт о нормальном приземлении и прошу уменьшить время выдержки на пару секунд. Оправдывая себя тем, что меня дальше провезли от цели. А тем временем из-за уменьшенной выдержки остальным приходится сбрасывать высоту резким вращением вокруг своей оси. Из-за чего все быстро приземляются, а я пока спускаюсь с высоты дерева. Вынуждено используя запасной парашют для этого, так как спусковое устройство мной оставлено на отделении из-за лени. Это делается так: - «сначала распускается запасной парашют до земли, затем один его свободный конец отстёгивается от подвесной системы и отстегнув все обхваты на себе. Выскальзываешь из неё, держась руками за стропы запасного парашюта собранных в один пучок, спускаешься по ним и запасному парашюту как по верёвке до земли». Так действуешь пока весь запасной парашют, как верёвка не кончится. Главное не умудриться попасть внутрь купола, тогда выбираться из скользкого мешка можно будет только прорезав дыру в куполе запаски. Уже в самом конце он заканчивается «уздечкой» из капроновых лент которые крест-накрест перечёркивают полюсное отверстие в вершине купола. И ухватившись за них я вишу как груша на дереве. Посмотреть вниз под собой не могу, потому что крепко держусь обеими руками, а защитный ворот СПП не позволяет посмотреть по сторонам вниз так как закрывает всё до макушки. Так устроено снаряжение парашютиста-пожарного защищающее шею и горло от сучьев при приземлении на лес. Немного провисев слышу как ко мне кто-то подбегает из моей группы. Я его спрашиваю: - «далеко ещё до земли»; а он отвечает: - «далеко, но прыгать можно!». Тогда я приготовившись пролететь ещё какое-то расстояние разжимаю пальцы и от неожиданности падаю на колени. Передо мной стоит Генка и хохочет, оказалось что я висел в нескольких сантиметрах от земли. За эту «подлянку» он пилит сосну, на которой висят мои парашюты, вместе со мной, двуручной пилой, так как оказалось никто эти кирпичи не взял. Вот очередной урок в отношениях «командир – подчинённый», командовать нужно и даже обязательно с личным примером. Если сам не выполняешь того что должны делать другие, то как командиру тебе «грош» цена. И даже если выполнят твой приказ, то только для проформы, потому что видели твоё отношение.
Осенью, меня от Авиабазы, направляют на курсы Лётчиков-наблюдателей, так официально называют членов экипажа воздушных судов, выполняющих полёты на ПАНХ (применение авиации в народном хозяйстве) по авиапатрулированию лесов и организаторов тушения лесных пожаров, включая аэро-гео фотосъёмку, и тому подобное. Которые «члены» только на борту ВС (воздушных судов), а на земле администраторы, совмещающие всё, от прораба до завхоза и кассира. После почти годичного обучения и проживания в подмосковном городе Пушкино, двухмесячной лётной подготовки в городе Калинин, ныне Тверь. Удачно подвернувшаяся учёба спасла меня от Чернобыля, случившегося как раз за месяцы до окончания курсов. Если бы я был просто в запасе, обязательно бы призвали. Даже всё наше начальство авиабазы, прошло через него, отлетав над зоной по пятьдесят часов. Следя за радиационной обстановкой и поливая спецраствором (резиновым клеем) взорвавшийся реактор с вертолёта Ми-26, недаром же лётчики – наблюдатели умеющие работать с ВСУ (водо-сливными устройствами). А один экипаж с моим знакомым даже погиб, зацепившись за трубу ТЭЦ несущими винтами, об этом есть документальный фильм. Ну что сказать:-«На войне, как на войне»!!! И «битва» с огнём в лесу, да и за любую экологию, тоже не обходится без жертв!!! Но «Есть такая профессия, родину Защищать»!!! Так что девиз парашютистов-пожарных точно отражает всё!!!
16.08.10 Филиппов Евгений Анатольевич. 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0045750 от 11 апреля 2012 в 10:07


Другие произведения автора:

Ну как же все получается так?

Снегопад

Фронтовая Авиация

Рейтинг: 0Голосов: 02119 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!