АМПИР, КТО Я?
«Ампир, ампир, кто я?»
Из серии «Юмор авиации»
В советское время в авиации засекречивали всё, что можно. А как же, враг не дремлет.
Если во всём мире позывные аэропортов присваивались по названию населённого
пункта, то в СССР каждому населённому пункту присваивался свой позывной. То
есть, как говорят, шиворот – навыворот. Например, Уфа имела два позывных
«Ампир» и «Родничёк». И вызывать по радио диспетчера аэропорта Уфы, как и любого другого населённого пункта, по его названию было бесполезно. Никто не ответит.
Были секретными полётные карты
пятикилометровки, которые в той же Европе мог свободно купить в киоске любой
путешественник, рыбак, охотник или любитель грибов. Все приказы также были
секретными, а приказы об авариях и катастрофах в отрасли шли за двумя нолями секретности, доводились до пилотов под
расписку, и разглашать их нельзя было даже дома на кухне. И потому старое
поколение до сих пор верит, что в СССР при коми лётных происшествий не было.
Было. И много было. Гораздо больше, чем сейчас. Потому, что летали в десятки
раз больше. Это сегодня самолёт, образно говоря, ещё упасть не успел, а
репортёры всех видов прессы спешат
оповестить мир о происшедшем, иногда чудовищно искажая факты, не имея
представления, что считается аварией,
катастрофой или жёсткой посадкой.
Да, тогда было так. Чтобы коварный
враг, тебя прослушивая, не догадался, кого ты вызываешь и куда ты летишь, и что
везёшь. И, случалось, что лётчики иногда забывали позывные аэропортов. А их –
аэропортов местных линий - в одной только Башкирии было около сотни. А по
необъятному Союзу не одна тысяча. И
каждому пункту присваивался персональный позывной. И самолёты местных авиалиний,
и вертолёты носились над страной от рассвета до заката.
И если старые пилоты все позывные знали
наизусть, да и то, случалось, вылетало из памяти, то молодые лётчики забывали
довольно часто. Тем более, позывные иногда были мудрёные. Например, «Варек».
Что он означал, никто не знал. Наверное, чтобы враг не догадался. И тогда в
эфире начинался юмор. Кто-то вызывает:
«Урак, урак, я борт 36615, рейс 218,
прибуду в 25 минут, прошу условия подхода?». Такого позывного нет, и никто
борту не даст ни высоту облачности и видимости, ни курс посадки, ни ветер на
полосе, ни условия снижения. Другие экипажи, находящиеся в зоне полётов, тоже
слышат и недоумевают, кого это вызывает Юра Рассолов и куда это он летит?
Лётчики одного отряда все знакомы и прекрасно узнают друг друга в эфире по
голосам. Прокричав раз 5-6 «Урак» и отчаявшись получить ответ, на какое-то
время Рассолов замолкает. И тогда вступают в дело юмористы. И экипажи слышат в
эфире рифму: «Дурак, дурак, такого
позывного нет». А чтобы Рассолов не угадал по голосу, кто этот мерзавец, голос,
естественно, изменяют. И до Рассолова доходит: что-то не так. Чёрт, выскочил из
головы этот пресловутый позывной райцентра Киргиз Мияки. Название населённого
пункта, эти Мияки Киргизовы, с похмелья не выговоришь, и позывной у него такой
же дурацкий. Второй пилот молодой и тоже ни хрена не знает. «Доставай, - кричит
Юра второму, - из секретного портфеля сборник, посмотри, мать-перемать, какой у
него позывной?». А сборник этот, естественно, тоже секретный и в нём схемы
заходов, высоты препятствий, частоты приводных станций и позывные аэропортов
всего региона. Увесистый такой сборник страниц на 500, пока найдёшь… А
самолёт-то летит, садиться надо, а как, если не знаешь курс посадки? «Ну, чего
ты там копаешься, мать - перемать?» - не выдерживает Рассолов. – Нашёл? Варек?
Ну, да, мать – перемать, конечно Варек!». И диспетчер сразу же откликается на
первый же вызов. Он тоже слышал этот «урак» и недоумевал к кому это летит его
рейс. И тут же в эфире раздаётся: «Ну, что, дурак, вспомнил позывной?». «Да
пошёл ты…» – нажимает Рассолов кнопку радио.
Лётчики любят юмор, мёдом не корми. И
в перерыве на разборе полётов в курилке дикий хохот, рассказывать-то умеют
красочно. А сконфуженный Рассолов угрожающе ворчит: «Морду набью тому, кто меня
обозвал». Но, даже если и узнал бы, естественно, до рукоприкладства дело не
дошло бы. Все понимают, шутка была.
Вертолёт Ка-26. Сегодня таких машин уже нет. Сегодня в Башкирии никакой
своей авиации нет. Успешно всё развалили ещё при президенте-бае Рахимове. А
тогда было две эскадрильи этих летательных аппаратов. Кстати, и выпускал их
башкирский завод в Кумертау. Знаменит он - этот вертолёт - тем, что имел соосные несущие винты, которые часто
схлёстывались на запуске даже при незначительном усилении ветра. Особенно
порывистого. Дунул такой ветерок на запуске, когда винты ещё не набрали обороты
и имели провисание, и вдруг хруст-треск и через две секунды вертолёт на боку,
со свистом разлетаются вокруг бесформенные огрызки лопастей. Сколько их покувыркалось!
Юмористы даже байку придумали про этот вертолёт: два движка, два киля и
покойник у руля. Хотя, при грамотной эксплуатации, вертолёт был надёжным, и в
воздухе отказы были редкими. А главным достоинством этого воздушного такси было
то, что оно имело два двигателя.
И летал на этом вертолёте старейший
вертолётчик, сын башкирского народа, Загит Булатыч Зайлялов. Летал, между
прочим, безаварийно. И всё диспетчера и пилоты знали его неподражаемый голос в
эфире с чудовищным акцентом.
И вот как-то жарким летним днём в
эфире раздался очень странный вызов: «
Ампир, ампир, я Зайлялов, кто я?». И так повторилось несколько раз. Опешивший
диспетчер молчал, переваривая вопрос. И снова: "Ампир, Ампир, я Зайлялов,
кто я?". Наконец диспетчер
неуверенно ответил: «Ты Зайлялов. - Его голос, как и других, все
знали. - Твоё место сейчас?». «Ампир, я Зайлялов, прохожу поворотный
Васильевку, кто я?». «Да говорю же тебе, ты Зайлялов. Как себя
чувствуешь?". «Ампир, самочувствие нормальное, кто я?». Тут уж вмешался руководитель
полётов: «Зайлялов, прекратите хулиганить в эфире!». В ответ: «Ампир, я не хулиганю. Я забыл, кто
я. Подскажите, кто я?».
И что бы вы подумали? Сдвинулся там
один в кабине? Нет, Зайлялов не сошёл с ума. Просто он забыл... свой
пятизначный позывной. Хотя номер был написан в полётном задании, летали-то на
разных машинах, можно и забыть (его иногда забывали вписывать), а ещё и на
приборной доске на видном месте белыми цифрами. Это делается на всех самолётах
всего мира. Или на колонке штурвала, или на приб. доске. Но Загит Булатыч это
начисто забыл, и в кабине разыгралась паника: как идентифицироваться? Ведь без
позывного этого диспетчер не поймёт, кто и откуда (пеленгов не было) вызывает?
Хотя кто – сразу определили. Голос с неподражаемым акцентом спутать нельзя.
В эфире его слушало с десяток бортов,
и никто не понимал, что он хочет? И правда, что ли, сдвинулся? Лето, жара, а
кондиционера в кабине нет. А по голосу его узнавали все, он 20 лет уже летал. И
вот кто-то всё же допёр (были и раньше случаи), что Зайлялов забыл 5 цифр (да
хотя бы три последних, в основном по ним работали) своего позывного. И с
издёвкой произнёс в эфир: "Загит
Булатыч, посмотри прямо перед собой на приборную доску, там увидишь, кто
ты". В эфире последовало небольшое молчание, и потом последовал
оскорблённый ответ с неподражаемым акцентом: "Спасиба! Эта я и без твой
подсказки знаю..."
Но после этого в эфире послышался
бодрый позывной вертолёта из пяти цифр со знакомым голосом Зайлялова. И уже не
спрашивал никто в эфире никого, кто ОН? А через несколько секунд тот же
подсказавший ему голос с ехидцей и юмором спросил: " Ну что, Булатыч,
понял, кто ты?"
На это Загит Булатыч ничего не
ответил. Хорошо, что хоть позывной Уфы не забыл. И свою фамилию.
2020
г
Рег.№ 0319565 от 18 июля 2020 в 13:37
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!