Мат нам, как брат.

15 октября 2014 — Сеня Весенний
article179015.jpg

С некоторых пор на улицах города стали культивировать мат. Его любовно и старательно возделывают в квартирах и домах, а затем выносят на всеобщее обсуждение в самых многолюдных и живописных уголках нашего города. При этом у всех горожан в глазах светится любовь к нашему городу и нашему мату.

Наматерившись вдосталь, умиротворённые, горожане приходят домой к своему родному очагу и своим чадам у своего родного очага, где продолжают материться в привычной для себя, очага и чад обстановке.

Но рассмотрим историю зарождения, прославившей наш народ среди прочих народов, традиции.

Впервые на Руси мат появился в конце 9-го столетия, когда правивший в то время в Новгороде князь Олег объявил об объединении мелких разрозненных княжеств в единое великое государство.

Тогда в первый раз со всех сторон послышались маты. Это матерились, как сторонники объединения, так и противники - оппозиционно настроенные злобные феодалы и их преданные вассалы. Они всё ещё тешили себя иллюзиями и коллизиями мелкокняжеского убогого существования и лелеяли планы раздробления Великой Руси на куски, мелкие кусочки и даже в молекулы.

Считается, что корни всех матов произросли из души русского народа и, естественно, хорошо укрепились там.

Укрепились-укоренились настолько, что ни тевтонское нашествие, ни шведское нападение, ни татарское иго, ни профессиональное заболевание фашистских оккупантов - коричневая чума - не смогли искоренить эту древнюю русскую привычку выражать свои мысли нетрадиционным таким вот образом.

Русских людей подвергали репрессиям и гонениям, их мучили и пытали, пытаясь вить из них верёвки, но гордые русичи в ответ лишь шептали заветные слова, идущие из самой глубины бесшабашной славянской души. Вспомните, например, классический образец народного эпоса, весь пронизанный вековой мудростью тысячелетий и столетий:

Враги патриотку поймали
И стали жестоко пытать,
Но девичьи губы упрямо шептали:
"Не выдам, туды вашу мать..."

Как вы думаете, за что мучили фашистские изверги эту славную, ни в чём не повинную девушку, у которой, возможно, был жених где-нибудь?..

Конечно же, гестаповцы пытались выведать секрет построения лексически грамотных и тактически выверенных фраз, о которых у нас с вами, товарищи, сегодня разговор. Пытались выведать (от слова "веды", прим. авт.), чтобы позже успешно культивировать эти наши жемчужины этой нашей словесности на своей неплодородной для матов земле. Но девушка словно воды в рот набрала, как бы насмехаясь над палачами, она произносила лишь маты, ни слова не говоря о их структурной голограмме.

Самым большим в процентном соотношении потребление мата на душу населения, как это ни странно, было в средние века. Этот процент был столь велик, что в те времена просто невозможно стало заниматься книгопечатанием. Озлобленная цензура уподобилась инквизиции, прежде процветавшие издательства хирели и чахли, загибаясь на корню (как известно по славной русской традиции, маты печатать нельзя).

Единственным образчиком словесности в то время, где не употреблялось ни одного мата, и который вследствие такого обстоятельства можно было печатать, являлась Библия. Поэтому, за неимением других изданий, её переиздавали много раз.

Но устное словотворчество и словоткачество, в отличие от книгопечатания, процветали. Мастера непечатного слова росли, как грибы. Люди ходили весёлые и наматерившиеся. Говорят, горожане и сельчане в те времена, поощряя друг друга, произносили такую фразу:"Скажи мат, дам тебе сала шмат". В те времена появились те образчики ненормативной лексики, которые успешно применяются и теперь, и которые стали ныне классикой изустного народного творчества.

Летописцы утверждают, что с 12-го по 17- й века маленькие дети (от 60 до 120 см. прим. авт.) владели искусством русской словесности не хуже родителей, а также старших братьев и сестёр. В некоторых семьях первой осмысленной фразой наиболее одарённых от рождения детей было: "Растак твою мать!" Видимо от этого словосочетания впоследствии появилось, как производное, столь любимое и популярное у наших детей слово "мама". Да и само слово "мат" не перекликается ли в нашем сознании с таким дорогим для нас, отзывающимся в самом сердце словом "мать"?

На стерне с матом рождались, с матом и умирали в сражениях. Из глубины веков до нас дошли сведения, что некий торговец памперсами Архимандрит Пантелеймонский, расхваливая свой товар, употребил мат в течение жизни 528359 раз! И умер, как мужчина, обругав своих родственников, кредиторов и близких, таким образом, распрощавшись с ними.

Высшим шиком считалось в те времена употреблять маты на смертном одре. В адрес родственников, претендующих на наследство в первую очередь.

Девушки без мата не выходили замуж. Неумех просто не брали в жёны. А женихи девушек до того наловчились материться, что к моменту свадьбы по этой части им не было равных.

Отцы семейств ласково поощряли чад всё тем же многоэтажным и многослойным матом. Отправляя в школу, их отправляли к такой-то матери и встречали тоже по матушке, меняя лишь, в зависимости от времени суток и количества выпитого, тембральную окраску и эмоциональную насыщенность голоса.

Воспитание и обучение велось посредством мата. Иногда такой подход к делу оказывался гораздо действенней, чем традиционное, тривиальное воспитание ремнём.

В те далёкие века мат представлял собой самостоятельную словесную культуру, сложившуюся под воздействием внешних исторических событий, внутреннего противостояния и прохождения звёзд в эклиптике.

В наше время искусство мата несколько уступило позиции таким речевым оборотам как "простите", "извините", "пожалуйста", "будте добры" и т. д. Однако отрезвляющее: "да пошел ты на...", "иди ты в..." мы по-прежнему слышим с частотой достойной уважения.

Особенно мат культивируется в армии (так называемый казарменный мат) и морфлоте. Где этой сложной науке поэтапно, в течение нескольких лет обучают солдат и матросов такие виртуозы и мастера своего дела, как старшины, старшие матросы и мичманы.

Ещё матерятся в тюрьмах. Но не очень. Задавленные подневольной жизнью заключённые, вместо весёлого и жизнеутверждающего мата придумали свой тяжеловесный, в чём-то даже эзоповский (иносказательный) сленг с настороженным, буравящим взглядом и угрожающей хрипотцой в голосе, как бы свидетельствующими о их положении изгоев в нашем несколько более гармоничном, чем их, обществе. Но об этом в следующий раз.

Распространение русского мата по всей земле началось где-то в сороковых годах двадцатого столетия.

После Второй мировой войны русский мат начал победное шествие по странам Западной и Восточной Европы. Довольно скоро он распространился аж до болотистых берегов туманного Альбиона, а позже проник и в Америку. В Америке мат укоренился, и сейчас даже в американской глубинке, зайдя в супермаркет, можно услышать на ломаном русском языке часть родной русской речи.

Издавна применяли мат и в спорте. Например, в шахматах. До того, как этот благородный, интеллектуальный вид спорта узнали на русской земле, мат в шахматах не применялся. Только пат. Это русские внедрили мат в шахматы.

Да и вообще, происхождение шахмат связано как с ассирийской землёй, так и с русской. Возьмите само название шахмат: "шах" - древнесирийское слово и "мат" - исконно русское. Поставленные на одну доску, выражаясь фигурально, и шахматную, выражаясь буквально, они, как нельзя лучше, характеризуют эту увлекательнейшую, подвижную игру.

Подвижную потому, что в ней двигают шахматы.


© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0179015 от 15 октября 2014 в 00:05


Другие произведения автора:

Я на зорюшке скажу тополям развесистым...

Мои мысли облаками...

Ещё о грозе

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +2Голосов: 2786 просмотров
Мария Козимирова # 23 апреля 2015 в 13:55 0

ЗАБЫЛИ БЫ КЛЯСТЬ СВОЮ МАТЬ, ЛУЧШЕ БЫ ЖИЛИ. РАДОСТЬ ОТ НЕВЕЖЕСТВА. МАТ, ЭТО НАКАЗАНИЕ ОТ БОГА. ЧТО И ИМЕЕМ ДО СИХ ПОР.

Сеня Весенний # 24 апреля 2015 в 08:37 0
Невежество ещё встречается у отдельных людей, Мария.