Возрождение, или вырождение?

9 февраля 2015 — Анатолий Кульгавов

Прошли выборы в нашем родном городе, в городе Новочеркасске, который, как известно, официально признан всемирной столицей казачества. Ушло в историю правление А. П. Волкова, как ушло некогда в историю и правление его предшественника Н. И. Присяжнюка, наверное, уже позабытого едва ли не большинством жителей Новочеркасска.

         Напомню, А. П. Волков в начале своего правления был избран атаманом реестрового казачества Новочеркасска. При всём при том его не казачье происхождение – далеко не самый отвратительный момент во всей этой истории. Если честно, не очень хочется о нём говорить. Но, говоря о возрождении казачества – по крайней мере, о возрождении казачества в Новочеркасске – придётся сказать несколько слов и о нём. Газета «Частная Лавочка» в № 12 (587) опубликовала на своих страницах статью «Не стоит обольщаться», автор которой, принципиально пожелав остаться неизвестным, подписал свой весьма интересный и содержательный материал так: «Избиратель, один из вас». Автор этого материала, наряду с многими другими ценными размышлениями и весьма дельными замечаниями, высказывает в частности и такое: «Ну, что такое возрождение? Это восстановление утраченного. Конечно, мы говорим о городе как таковом. И уж никак не о продолжении разрушения или внедрении новоделов типа Макдоналдса. Вот и стоит посмотреть: что же восстановлено? Что возрождено? Как возрождено? А ещё лучше – какие дела предков-казаков продолжены?

         Возьмём близкое нам время. Сколько было кинотеатров в 2000 году? А сегодня?! Один. Да и тот со странным репертуаром. Ни казачьего, ни патриотического там нет».

Причём, замечу: автор предваряет это своё замечание тем, что хочет сказать о возрождении города и казачества, «о котором так часто заявлял Волков». Тут уж точнее и не скажешь.

Уже стал, что называется, притчей во языцех, тот отвратительный факт, что за последние годы по сути дела вся центральная часть города перестраивалась в каком-то псевдоприбалтийском стиле. Да и на городских окраинах прослеживается, в сущности, аналогичная тенденция. Там, на окраинах, оно, быть может, идёт несколько медленнее, но, всё равно, идёт. Вот так и утрачивается неповторимый облик города. А ведь, как известно, вопрос о среде обитания человека – это вопрос далеко не праздный. Архитектурный облик города – это образ жизни и образ мысли того человека, который в этом городе, среди этой архитектуры живёт, более того – это фактически психологический и культурологический типаж человека, и шире – всего сообщества людей.

Многие помнят, с какой помпой был отмечен в Новочеркасске юбилей основателя города – атамана, графа Матвея Ивановича Платова, доблестного полководца, героя Отечественной Войны 1812го года. Только вот наиболее здравомыслящие жители города – включая потомственных казаков – уже тогда говорили примерно так, да, мол, атаман, да – хороший человек, да – выдающийся полководец, да – герой, да – в конце концов – основатель города, но, извините, отмечать его юбилей столь помпезным образом, с массовыми гуляниями, с самой настоящей пьянкой едва ли не общеказачьего, а там – и общегородского масштаба, с фейерверками, и всё это – в дни Великого Поста… Это, уж, извините… От себя лично добавлю: и это под разговоры о возрождении духовности, о возвращении к основам Православной Веры…

А в это время на хуторе Маломишкино, в доме, где родился сам Матвей Иванович Платов, происходит такое… Вернее, и домом теперь это можно назвать весьма условно. Одни развалины без крыши и без пола. А там, где когда-то был пол – невысыхающие даже не лужи, а настоящие озёра человеческой мочи и горы человеческих же экскрементов. Так-то чтят потомки память своего великого земляка. Больно, горько, печально и отвратительно.
         А что же казаки? А ровным счётом ничего. Ведут себя так, будто их вовсе нет. Проводят какие-то конференции, где принимают какие-то резолюции, переполненные словами, на сколько красивыми по форме, на столько же и пустыми по содержанию. Ну, иногда, бывает, кто-то из них продефилирует по какой-либо из городских улиц в форме. Вот, собственно говоря, и всё. И называется всё это словом «возрождение». Так всё-таки, что же происходит в реальности: возрождение казачества, или его вырождение? При чём – полное, окончательное и бесповоротное…

Даже казачьи газеты в основном позакрывались. Никто их не читает. Включая самих казаков.

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0190944 от 9 февраля 2015 в 12:50


Другие произведения автора:

Актуальный Герман Гессе

Цветы

Иосифляне и нестяжатели

Рейтинг: 0Голосов: 0526 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!