Приехал туда из города Канска, бросив перспективную работу. Стояла золотая дальневосточная осень.
Ещё на вокзале мне показалось, что город должен быть неким «среднестатистическим» провинциальным городом российской глубинки. Об этом говорило и само здание вокзала, выстроенного в стиле сталинского классицизма.
От вокзальной площади я двинулся пешком в сторону центра города. Моей целью был городской рынок, и от вокзала он был не очень-то и далеко. Перешёл речку Раковку и оказался на улице Чичерина. Бойкие цыганки возле входа на рынок торговали польской косметикой. Рынок был довольно большой и товаров на нём было в достатке. Тут я припомнил, что до революции здешние места заселялись в основном выходцами из Малороссии – об этом можно найти материалы в Интернете (смотрите в поиске «Зелёный Клин»).
Рядом рынком стояло капитальное здание стационарного цирка (старейшего на Дальнем Востоке). Городской парк знаменит своей каменной черепахой (оставшейся от древнего государства чжурчжэней). В старом центре города остались постройки времён Российской Империи. К тем же временам относится и здание городского театра имени Комиссаржевской.
Меня удивило, что улица Ленина была совсем не главной улице города. Главная улица носила имя Некрасова. А жил я в первые месяцы на улице Горького. Центр города производит впечатление обжитого уюта, но большая часть застройки была в конце семидесятых годов довольно безлика: стандартные пятиэтажки-хрущевки и одноэтажные деревянные домики на окраинах (как правило – без каких-либо удобств). Запомнился и мемориальный паровоз на проспекте Блюхера, в топке которого японские оккупанты (во времена Гражданской) сожгли живьём подпольщика Сергея Лазо.
В городе очень много военных, что совсем не удивительно в виду близости границы и множества различных воинских частей, базирующихся в Уссурийском районе. В городе есть и суворовское училище. Совсем рядом военный аэродром в селе Михайловке, откуда некогда перебежчик угнал в Японию новейший истребитель.
Рядом с городом протекает река Раздольная (которую старожилы упорно именуют старым именем Суйфун), на берегах которой можно неплохо отдохнуть.
В городе много различных заводов и фабрик. Тут ремонтируют локомотивы. Изготавливают дизельные двигатели, делают мебель, производят растительное масло из сои и подсолнуха, мощное железнодорожное хозяйство, много разнообразных институтов и техникумов. Я успел поработать и грузчиком Уссурийского торга, и слесарем-сборщиком на производстве холодильников «Океан». Примерно через год мне на глаза попалось объявление о наборе желающих пройти курсы рефрижераторных механиков подвижного состава при Уссурийском рефрижераторном депо. Работа на железной дороге давала возможность удовлетворить мою постоянную тягу к перемене мест за государственный счет. Ну, и, кроме того, давала возможность хорошего заработка и перспективу безбедной жизни до самой пенсии. Сама по себе работа с железом, электричеством и дизельным оборудованием мне тоже импонировала, так как вполне укладывалась в рамки моего мировоззрения российского "мачо".
Курсы длились шесть месяцев, курсанты получали приличную стипендию и имели возможность прирабатывать в депо. Я, сразу же после зачисления на курсы, «проставился» начальнику электроцеха Кравчуку, и он (мужик умный и отзывчивый) взял меня на время курсов электриком пятого разряда, что сразу увеличило мой месячный доход в полтора раза.
Жильё я снимал вместе с приехавшим на курсы из Владивостока Александром Осадчим. Жили мы в летней кухне, которая находилась во дворе крепкого дома в ста метрах от депо. Это давало возможность утром спать чуть подольше, и не бояться опоздать на автобус после вечерней смены.
Так и шло время - днем учился, а вечером работал электриком.
Для экономии мы с Сашкой Осадчим питались в основном мясом кита.
Это было самое дешевое мясо в Приморских магазинах - оно стоило всего пятьдесят копеек за килограмм. Для того, что бы отбить не шибко приятный привкус, мы вымачивали китовое мясо в уксусном маринаде и щедро его солили-перчили. После двухчасового отмачивания и хорошей обжарки такое мясо могло тягаться с местными, не очень умело приготовленными, ресторанными шашлыками.
Чтобы разнообразить меню мы, начиная с мая месяца, отправлялись на пригородные озерки с бреднем на ловлю раков или шли ранним воскресным утром с удочками на берег Суйфуна и с пустыми руками не возвращались.
Перед самыми экзаменами нашу группу отправили на две недели перегружать грузы из корейских вагонов в отечественные. Происходило это на станции Хасан, которая находится возле точки, где сходятся границы России, Китая и Кореи. Мы перегружали из корейских вагонов конфеты, рубашки, коврики из кроличьего меха и корейскую водку, настоянную на "огородном" женьшене. Нужда в перегрузке была вызвана тем, что железнодорожная колея в Корее и России разной ширины. Наблюдали за перегрузкой представители Северной Кореи, все одетые в одинаковые темно-синие костюмы. На груди у каждого - значок с профилем Ким Ир Сена, а в голове - идеи чучхе. Общались они только между собой, а с нами – исключительно в рамках рабочей необходимости. Держали дистанцию.
Во время перегрузки мы запасались корейской водкой с запахом сырого подвала и коричневыми хрупкими конфетами, которые напоминали жженый сахар. Вечерами ходили по маленькому поселку или забредали к озеру Хасан, чтобы поглядеть своими глазами на цветущий розовый лотос.
А потом шесть или семь лет работал механиком рефрижераторных секций в вагонно-рефрижераторном депо Уссурийска (ВЧД-7).
Но для меня самым важным было то, что в этом городе я прожил самый активный период своей жизни – здесь я встретил настоящую любовь и настоящих друзей. Именно в этом городе родились двое из моих четырёх детей.
И я всегда вспоминаю Уссурийск с особым теплом.
УССУРИЙСК
4 марта 2013 — Сергей Павлухин
Рейтинг: +1Голосов: 14722 просмотра
Нет комментариев. Ваш будет первым!