Успенский кафедральный собор
31 мая 2012 — Владимир Рубцов
Картина Рубцова В.П. "Новый успенский кафедральный собор в Астане" (масло, холст).
Успенский кафедральный собор
В январе 2010 года в Астане состоялось торжественное открытие и освящение Успенского кафедрального собора Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Глаза художника на то и глаза, чтобы замечать прекрасное. Гуляешь ли ты специально по затенённым уголкам городского парка, случайно ли проносишься по одному из многочисленных скверов в которых бывал уже бессчетное количество раз, либо мимолётом, находясь в служебной командировке, на несколько секунд оказываешься в незнакомой местности, хочешь ты того или нет, но твой взгляд всегда скользит по пролетающей мимо панораме (своеобразный видоискатель!). Но стоит только показаться перед глазами чему-либо красивому, как взгляд на мгновение задерживается. А иногда эта задержка может длиться очень долго. И если это действительно красиво, то увиденное запоминается на всю жизнь, но только редкое «просится» на полотно!
Вот так однажды и перед моим взором промелькнули сверкающие золотом купола – это был, как оказалось, новый Успенский кафедральный собор, недавно построенный в Астане. Решил я поближе посмотреть на эту красоту, тем более, что расположен он относительно недалеко от моего дома (в пределах прямой видимости – не более километра). Следует также сказать, что неподалёку от моего дома, по какому-то стечению обстоятельств оказалось сразу несколько храмов различных конфессий – синагога (метров в пятидесяти от дома), католический храм (его посещал папа римский – метров четыреста), украинская церквушка (около километра). Но ни одно из этих зданий не привлекло особого внимания с точки зрения художника, стоящего на позиции атеиста. И только архитектура нового Успенского кафедрального собора привлекла мой взгляд и заставила проехать к нему для более детального знакомства, тем более, что и ехать то туда недалеко, да и количество автобусов, курсирующих в этом направлении – великое множество. А если бы не водная преграда – река Солёная балка, приток Ишима - до устья чуть более километра), то и пешком было бы не так далеко. Несколько остановок и я … там!
Вблизи храм, действительно оказался архитектурным шедевром. Но … взглянем на него взглядом стороннего наблюдателя, с платформы атеиста, а потому не ослеплённым божественным желанием при описании храма угодить самому господу богу или, хотя бы, его ставленникам на земле. Ибо! Своё творение творцу всегда кажется шедевром, особенно сотворённое последним, будь то поэт, прозаик, музыкант, скульптор, художник или, как в данном случае, архитектор.
Было воскресенье, шло утреннее богослужение, автомашин возле здания было … вообщем, были, хотя и не столь много, как ожидал! Редко встречались … редкие … прихожане. Снаружи златоглавый, белостенный (стены выложены плитками белого мрамора) храм на фоне отчаянно синего неба выглядел очень величаво. Верхушки крестов, установленных на его пяти куполах, достигают высоты 68 метров. Крыша иссиня-голубая – добавляет торжественной помпезности сполна. Во двор храма ведут два входа через небольшие арки-часовенки (сторожки), имеющие свои собственные золотистые купола с крестами. Все кресты храма покрыты позолотой, шестигранные (шестиконечные, с двумя горизонтальными и одной косой планкой – собственно … это есть орудие казни Христа) – красивыми эти «христианские» символы (как напоминает история, кресты своими символами выбрали и такие «христиане», как фашисты, а это оставило свой негативный отпечаток во многих умах многих людей, впрочем, пользовались ими и некоторые русские цари), как ни крути, а назвать весьма затруднительно, ибо хотя они и стали для православных «предметом» святым и многократно восхвалённым, но всё же как были орудием пытки первоначально, так и остаются таковым и поныне – крест он и есть крест, да и жест этот в народе означает, что … пришел конец, причем полный! А если ещё припомнить деяния СС-совцев и фашистскую свастику, под символом которой они их и вершили – чуть ли не символ славы и почета, то, созерцая подобную форму, невольно впадаешь в уныние, так как сиё сильно напоминает кладбище.
Во дворе храма построена водосвятная часовня и небольшая звонница (на втором этаже), и тоже увенчана куполом с крестом. По всей территории раскинули мохнатые лапы распрекрасные ели.
И тут подходит ко мне женщина азиатской национальности и задаёт вопрос, задумавшись над которым, я забыл и про свой фотоаппарат, уже готовый к съёмке: «Скажите, пожалуйста, а почему косая перекладина на куполах храма наклонена в одну сторону, а на куполах входных часовен в другую?». Честно сознаюсь – этот вопрос слегка озадачил меня, и только подумав немного и обратившись к логике, я смог ответить женщине (надеюсь, правильно!). Я, конечно же, знал, почему она наклонена – это подножие, на котором покоились ноги Христа, один конец планки показывает на небо – там рай, туда может попасть праведник, а другой вниз – там ад, туда попадёт грешник, ну а с одной планки можно попасть и туда и сюда, мол, думай грешник, стоя на планке – выбор за тобой по делам твоим, а вот почему наклонена так – правый конец вниз, а левый вверх – не знал. Ну а почему на разных куполах наклон косых планок противоположный – это, действительно, вообще - «вопрос, конечно, интересный». Чуть-чуть подумав, я пришел к выводу, что похоже на то, что ответ на этот вопрос кроется в … точке зрения, а точнее – места, на котором находится наблюдатель (думаю, что любой художник может столкнуться с подобными каверзами, решая вопросы геометрической перспективы рисунка). Исходя из вышесказанного, у меня и «родился» ответ на данный вопрос, как мне показалось … очень похожий на правильный. «Всё дело в том – отвечал я вопрошавшей – что основной вход в храм находится внутри двора (вход со двора), поэтому кресты и ориентированы так, чтобы оттуда они смотрелись «правильно» (наклон косой перекладины) – либо сами кресты и главный вход храма ориентированы по сторонам света, но в любом случае со стороны входа они должны смотреться правильно. А вот входные часовенки (имеется два равноценных по значимости входа на территорию храма) выходят на две главные улицы, на углу которых и установлено здание. Мы как раз и находимся у одноного из таких входов (наша точка «зрения»). Ну а так, как кресты на часовенках должны смотреться входящему правильно (передом, с опущенной к земле правой стороной наклонной планки), то кресты самого собора, по отношению к входящим на территорию храма людям (с главных улиц), а значит и к крестам часовен, будут видны сзади (как в зеркале) – косая перекладина будет наклонена в другую сторону!». Не знаю, поняла ли меня женщина, но, сказав «спасибо», она поспешила удалиться.
Что, однако, получается – вид собора снаружи довольно симметричный, входов у него несколько и на вид все они почти одинаковые, но главный вход то расположен со двора (оттуда вид крестов на главных куполах правильный!), поэтому получается, что к улицам он расположен, мягко говоря, тылом. А вход на территорию собора осуществляется именно с этих улиц, да и проходящий по этим улицам народ, наблюдает собор тоже с этих ракурсов. Вот это и привело к возникновению ситуации, когда перекладины крестов с главных направлений видны по-разному (на входных часовенках спереди, а на главных куполах – сзади), а потому всё это и привело к вопросу – «где правильно?». Всё-таки, думается, главный вход храма лучше бы расположить таким образом, чтобы он смотрел на главную, наиболее оживлённую улицу (даже, возможно, следовало бы расположить храм и в другом квартале!). А заодно и входа на территорию храма тоже.
Сделав несколько снимков внешнего вида храма, захожу внутрь территории, огражденной шикарной изгородью – в глаза сразу бросается небольшой высоты (в два этажа) часовня-звонница (на первом этаже расположена водосвятня). Невольно подумалось о колокольном звоне. Ведь, чтобы звон колоколов был далеко слышен, колокола помещают повыше – под самые купола, а здесь?! И тут, оглядевшись по сторонам, я всё понял – храм со всех сторон окружают высоченные кирпичные стены девятиэтажных жилых домов. Великое средоточие окон устремлено своими глазницами на храм. Да … а … а … а, не завидую я обитателям этих жилищ, особенно в дни христианских праздников, а таковые, как известно, случаются почти в каждые выходные. Прекрасный «малиновый» звон колоколов может оказаться совсем не «малиновым», а наоборот - другого цвета (сочувствую особенно малым детям, старикам и больным!)! Всё-таки архитекторам нужно было чуть больше думать по поводу выбора места строительства храма. Куда бы лучше было, если бы его построили в близлежащем парке (а таковой находится совсем неподалёку – в квартале от храма, кстати, совсем новый!).
Вот такие «мелочи» можно «углядеть» глазами стороннего наблюдателя – атеиста, даже забыв о таких, не совсем понятных для русского человека «вещах», как то, что христианство есть религия еврейского народа и славянам она была навязана силой (вспомним историю и русского князя Владимира, который при выборе религии для Руси «колебался» между христианством и исламом, но перевесило «чашу весов» то, что в исламе водка запрещена, а в христианстве – нет, ведь русичу без «горячительных напитков» никак нельзя, отсюда и христианство, да, к тому же, и женщина замешана в этой истории!!!).
Но не всё так плохо, как я попытался «нарисовать» выше. Надо отдать должное и следующему: величие красавиц елей на территории храма действует на входящих сюда очень даже умиротворяюще – мохнатые зелёные лапы лесных красавиц так и просятся на полотно художника. Хотя слегка и пугает «прихожанина» картина над входом с изображением гроба, мол, … входи, входи, мил человек, но помни, … конец у всех будет один … там нарисовано! И невольно умиротворение от видения елей начинает ассоциироваться с покоем … абсолютным покоем … в гробу.
Несколько щелчков затвора фотоаппарата и вот в кадре главный вход в храм – огромные двухстворчатые двери инкрустированы цветным металлом (тоже своеобразное произведение искусства). Массивные, но открываются легко. Захожу внутрь – перед газами просто огромный иконостас. Иконы в три ряда. Перед ними многочисленные кафедры. По центру, у царских ворот, небольшая группа людей – в громадном помещении смотрятся как-то не совсем уютно. Горят многочисленные свечки. Запах отсутствует, что говорит об исправно работающей системе вентиляции. Напомню – воскресенье, время утренней службы. В храме … холодновато. Сзади, с обширного балкона слышится музыка и песнопение. Чем-то это напоминает исполнение современного музыкального произведения вокально-инструментальным ансамблем – вроде неплохо на слух, но вслушаешься – понять ничего невозможно! В открытых царских вратах снуют священнослужители – ходят туда-сюда, перекладывают с места на место книги, какие-то предметы. Сиё не привлекло моего особого внимания, да и народ стоит какой-то отрешенный, скучающий на вид. Прошел к иконостасу – посмотреть на качество исполнения картин (икон). Нарочито не снял фуражку, с надеждой, что кто-либо из священослужителей это заметит и подойдёт ко мне с просьбой – а я тут как раз к нему со своими вопросами на предмет … кто писал, как писал, чем писал. Надо отдать должное – написано всё в приятных пастельных, почти современных тонах. Мне почему-то думалось, что иконы в новом храме должны быть старинные, тяжеловесные, тучные, решенные в тяжелых горячих тонах. А тут … меня приятно удивило, мягкие, почти нежные тона и … что-то до боли знакомое мне это напомнило … портретную галерею членов ЦК политбюро! И тут, вдруг, мимо меня проследовал священнослужитель в золотистой одежде – отрешенный взгляд лениво и как-то незаинтересованно скользнул по моей фигуре, в том числе и по фуражке … моя персона, в том числе и моя неснятая фуражка, нисколько его не заинтересовали! Никто мне так и не сказал: «Шляпу сними!». Полная демократия! Обратил внимание на то, что немногочисленные прихожане по большей части – пожилые люди. Хотя единожды мимо меня проследовала и небольшая группка детей с не то воспитательницей, не то учительницей – явно, экскурсия. Они направились в нижний храм, который расположен в цокольном этаже. Там в данный момент как раз кого-то отпевали. Обошел длиннющий иконостас, внимательно стараясь вглядываться в живописные работы художников. На меня никто так и не обратил внимания. Перевёл свой взгляд на потолок – красивые огромные люстры украшали его. Потолки не расписаны. Вспомнил о старой (ныне разрушенной) церкви, стены и свод которой были расписаны учениками самого Васнецова. Представилось, … как и в этом здании, художники будут расписывать стены и своды – опасная работа, высота метров за сорок, назад не отойдешь, чтобы посмотреть что получается – нужна ювелирная точность и отменное мастерство рисующего.
И ещё обратил внимание – внутри помещения имеется «бутик», торговая лавка «по ихнему», в которой продаётся всякая «мелочь» - от свечек и крестиков, до икон и богословской литературы … бери, не хочу! Тоже, однако, бизнес! Фотографировать внутри помещения не стал … из вежливости, как знать, может вспышка помешает народу общаться с богом, да и фотографий внутренностей этого храма в Интернете уже великое множество! Молча и не спеша, вышел наружу.
И вот что подумалось: «Вот так надо было бы строить коммунистам свои храмы-партучреждения (горкомы, райкомы и подобные … комы). И чтобы мелодия популярного хита встречала людей в холле, и чтобы батюшка-парторг по душам с тобой поговорил, а не грозил по делу и без – так, на всякий случай и для острастки … если что, мол, положишь на стол партбилет! И чтобы уходил коммунист оттуда не с выговором, а с успокоенной душой и окрылённый надеждой. Глядишь … и СССР не развалился бы, да и коммунизм бы сообща всё же построили».
Конечно, по красоте этому храму не сравниться с храмом Василия блаженного, что на красной площади в Москве (бывал в нём), но всё равно – он красив по-своему. Недаром говорят, что красота – страшная сила (Раневская). Может она и «взаправду» спасёт мир? Но, успеет ли? Говорят, то до конца света уж не так много осталось!
24.10.2010г. Рубцов В.П. UN7BV. Астана. Казахстан.
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0056351 от 31 мая 2012 в 10:01
Рег.№ 0056351 от 31 мая 2012 в 10:01
Другие произведения автора:
Рейтинг: 0Голосов: 01295 просмотров
Нет комментариев. Ваш будет первым!