Сейчас
уже вовсе забыли художника Николая Солода. Печальный факт. Хочу кое-что о нём
напомнить. А заодно, и рассказать то, что знаю сам.
Мне
довелось знать его лично. Хотя, произошло наше знакомство при таких ужасных
обстоятельствах, что о них лучше не вспоминать. Потому, и не буду.
Последние
годы жизни Николай болел психически - причём, очень тяжело. Родственники - и в
первую очередь, его жена - сделали всё возможное и невозможное, для того, чтобы
его состояние не улучшилось никогда, и, таким подлым образом, присвоили его
недвижимость. Николай скончался в психиатрической больнице уже в конце 90х,
успев "отличиться" так, что и об этом не стану здесь говорить: ведь,
о покойниках - либо хорошо, либо ничего.
Там
же, в новочеркасской психушке - свою смерть он нашёл не в её стенах, но это
отдельная тема - в самые гнусные годы горбачёвщины, когда разгул антисталинской
истерии достиг просто патологического апофеоза, где-то как-то разжившись
несколькими цветными карандашами, нарисовал Николай три рисунка. Нарисовал их
на бумаге. На одном - Сталин, и внизу подпись: "Слава Великому
Октябрю!"; на другом - Сталин на фоне новогодней ёлки, и внизу подпись:
"С Новым Годом, дорогие советские товарищи!"; на третьем - Сталин на
фоне Спасской башни Кремля, в отличие от двух других, подписи под ним не было.
Эти
рисунки приклеили - таким надёжным клеем, что и не оторвёшь и не отскоблишь! -
на стене в больничных так называемых "лечебно-трудовых мастерских", и
провисели они там до того, как те мастерские были ликвидированы. Впрочем, тогда
в нашей стране много чего было ликвидировано. Да и страна фактически - тоже.
Николай
Солод стал позднее прообразом Станислава - героя моего рассказа "Никто по
имени Никак", что был напечатан в моём сборнике "В гости к
цветам". О нём же, хотя и вскользь, упоминалось в моём рассказе
"Невидимые поезда".
...Буквально
вчера я встретил Романа Мишина, являвшегося прежде руководителем новочеркасской
городской организации Русского Национального Единства (РНЕ), в настоящее время
фактически распавшегося. Роман в разговоре со мной признался:
-Когда
я был моложе, рвал портреты Сталина. А теперь его портрет висит в моей комнате.
Да и революцию сделали не напрасно. Я понял это, переворошив горы литературы.
Что
ж. Не один Роман такой. Очень хорошо, что приходит понимание. Правда, за такое
понимание мы все платим очень страшную цену. Но, художник Николай Солод,
выходит, понимал всё с самого начала. С самого начала понимал то, к пониманию
чего многие из нас подходят только сейчас! Понимал, не смотря на свою тяжёлую
психическую болезнь, которая у него, на самом деле, была! Вот где чудовищнейший
парадокс жизни!
11
июня 2011г.
Другие произведения автора:
Две осени
Из жизни одного психиатра
Дом на Тополиной