СУФИЗМ - путь розы
СУФИЗМ - путь розы
(взгляд дилетанта)
Суфии — люди Пути. Это древнее духовное братство, происхождение которого никогда не было установлено или датировано. По утверждению автора книги «Суфизм» Идрис Шаха суфиев можно встретить в любой религии, как и масонов, ибо суфизм — тайное учение всех религий. Ислам (по мнению Идрис Шаха) - «оболочка» суфизма.
Таким образом к тайным суфиям причислены не только урожденцы Востока: шейх Саади Ширази, Маулана Джалалуддин Руми, Ибн аль Араби, Омар Хайам и проч., но и Франциск Ассизский (а фамилию Шекспир в персидском языке иногда воспроизводят как Шейх-Пир, что означает «древний мудрец»).
Сами суфии говорят, что их число — 50 млн. человек «Быть в миру, но не от мира», быть свободным от честолюбия, алчности, интеллектуальной спеси, слепого следования обычаю или благоговейного страха перед вышестоящими лицами. Поэты были основными распространителями суфийской мысли. Даже само слово «трубадур» произошло от арабского корня ТРБ — лютнист.
Примером западной суфийской литературы может служить большая поэма («Касыда») написанная 100 лет назад путешественником Ричардом Бартоном, который и сам стал суфием после возвращения из Мекки. Существовал тайный язык посвященных.
Сказки «1001 ночи» суфийские по происхождению и содержанию. Арабское название этой книги: «Альф ляйли ва ляйля» - закодированная фраза, которая легко преобразовывается в другую фразу - «Источник рассказов».
Суфийский врач учился 12 лет в лесных школах и не имел права принимать плату более горсти ячменя, навязывать свою волю пациенту. Они погружали своего пациента в гипноз и больной сам определял свою болезнь и способы ее лечения.
Многие из суфийских парадоксов существуют в форме анекдотов о Ходже Насреддине. Вот несколько из них:
1. Перед городскими воротами стоит виселица и караульщики спрашивают всех входящих: «Ответь правдиво — зачем ты идешь в город?»
Солгавших вешают.
Ходжа Насреддин ответил: «Я иду, чтобы быть повешенным на этой виселице».
Я не верю тебе.
Значит я солгал — повесь меня.
Тогда этобудет правдой.
Да. Вашей правдой.
Человек, желающий стать суфием, должен также понять,что представления о добре и зле обусловлены не объективными фактами, а отдельными критериями или целым рядом их. До тех пор, пока он не почувствует этого внутренне и не примет интеллектуально, он не будет готов к веутреннему пониманию.
2. Родственник привез Ходже утку, которую лни вместе съели. Приходит через неделю к обеду друг друга того родственника, что принес утку (как и многие другие дло него). Ходжа Насреддин ставитт перед ним большую тарелку горячей воды:
Это суп супа супа из той утки, которую принес мой родственник.
3. Ходжа Насреддин на осле перевозит соль через реку. Брод был глубоким и река на треть растворила соль в мешках. Осел запомнил этот случай и в следующий раз, когда Ходжа перевозил мешки с шерстью, помедленнее шел через самое глубокое место. Но намокшая шерсть стала весить вдвое больше.
4. Перс, турок, араб и грек вместе путешествовали, решили потратить единственную монету на еду. «Хочу ангур» - сказал перс, «хочу изюм» - сказал турок, «хочу инаб» - сказал араб и «хочу стафил» - заявил грек. И они передрались между собой. А разногласия возникли из-за взаимного недопонимания, хотя все они хотели одного — винограда.
5. Ходжа Насреддин говорил, что может видеть во тьме. Ученики его спросили: «А почему же ты по ночам ходишь со свечой?»
Чтобы другие не могли столкнуться со мной.
6. Насреддин был среди своих учеников, и лдин из них спросил его о взаимосвязанности вещей этого мира с вещами идеального измерения. Насреддин сказал: «Ты должен понимать аллегории» Ученик говорит: «Покажи мне что-нибудь практически — например, райское яблоко».
Насреддин поднял яблоко и дал ученику. Тот сказал: «Но это яблоко наполовину гнилое, а небесное яблоко непременно должно быть совершенным».
«Небесное яблоко действительно должно быть совершенным, - ответил Насреддин, - но, учитывая твои нынешние способности вообще и способность судить о небесном яблоке в частности, а так же то, что ты, как и все мы, находишься в этом обиталище разложения, можешь считать, что ты все равно не увидел бы райское яблоко в ином виде».
Ученик понял, что термины, используемые нами для обозначения метафизических вещей, основаны на вещах физического мира. Для того, чтобы достичь другого измерения сознания, мы прежде всего должны установить, как именно следует понимать это измерение.
Воспрепятствовать распространению юмора невозможно. Суфии впервые употребили кофе, карты, исполнили вальс и т.д.Дервиши и Раймонд Луллий, тамплиеры и розенкрейцеры, философ Бэкон и карты Таро — все эти явления накрепко связаны с суфизмом.
В суфизме существует понятие бараки — магической суфийской силы, которая помогает проникать в суть вещей. Человек сохраняет бараку независимо от степени воздействия людей неразвитых. К историям о Ходже Насреддине можно относиться как к шуткам, но они обладают и метафизическим смыслом. Повторение шуток Ходжи Насреддина несёт определенное количество бараки, размышление над ними увеличивает это количество.
Любопытна теория особых органов восприятия «ЛАТАИФ». Их семь, похожи на «чакры» индийских йогов.
По утверждению Идрис Шаха на земле живут четыре тысячи человеук, являюшихся святыми и не подозревающих об этом.
Прочитайте "Сказки дервишей" Идрис Шаха. Да и сама его книга "Суфизм" - замечательно интересна.
Откуда бы ещё я узнал, что орден Накшбанди - в переводе "Художники"?
Откуда бы мог иметь понятие о мистике суфиев, о Семерых Великих: Абу Бакре, Умаре, Али, Биляле, Ибн Рийяхе, Абу Абдаллахе и Салмане Фарси? А еще есть Четыре Руководителя ("Венца"), Одиннадцать Старцев Передатчиков - именно эти мастера сконцентрировали учение, положившее начало развитию орденов дервишей. И есть практика ханифов.
"Зикр джуз дар рахи муджахид нист;
Зикр дар маджлиси мушахид нист".
"Поминанием занимаются только на пути борьбы;
Не следует искать поминания
и повторения в собрании опытных"
("Окруженный стеной Сад Истины")
И, конечно же, Тарика, что означает более чем Путь или Дорога.
Тарика - это способ делать что-либо, путь как человек (в мистическом смысле).
Самый привлекательный аспект суфизма заключен в той быстроте постижения тайных истин, которую разработал ещё Шейх Шаттар в XV веке, и эта техника передачи знаний сохранена до сегодняшнего дня в Ордене Накшбанди.
Рег.№ 0051936 от 10 мая 2012 в 19:54
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!