Сегодня - Коляда. Поздравляю!
Коляда - 25 декабря - зимний славянский праздник.
Коляда в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла.
В поэтическом представление наших предков зимнее солнецстояние период рождения молодого солнца, солнца нового цикла.
В честь Коляды устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках.
В эти дни юноши и девушки "наряжались в хари" или в "лярвы и страшила", ряженые ходили по дворам, пели колядки - песни, прославляющие Коляду, дающего всем блага.
21-22 числа был Карачун – Зимний Солнцеворот.
Карачун – самый короткий день в году, самая длинная ночь. Необычное, сакральное время. Любителей мистики привлекают такие дни своей загадочностью и возможностями прикоснуться к извечным тайнам мира.
Сегодня приоткроем тайны, которые доступны всем, кто в состоянии открыть свое сердце новому.
Говорят, что в Карачун серебряные бубенца грозной богини Мары возвещают нам древнюю, как сама жизнь, истину о том, что мы приходим в этот мир с пустыми руками, и с пустыми же руками и уходим, когда приходит срок.
Что человек – это только дух.
Что человек – только ДУХ.
Что нам ничто не принадлежит здесь, в этом мире, в этом году, в этой жизни. Но мы, в то же время, сопричастны всему сущему, что мы бессмертны.
На такой мощнейшей философской подоплеке и зиждется само знание о празднике Карачун - чудодейственная пора, когда врата меж явью и Навью распахнуты настежь.
Карачун – время, когда молот Сварожий, пройдя на Купалу (праздник Летнего Солнцеворота) свою высшую точку, готовится с размаху ударить по каменной тверди Бел-Горюч камня Алатыря.
Из него на Коляду (25 декабря) и высечет искру Нового Огня, из которого разгорится пламя Нового Кола Года.
У многих славянских народов Карачуном (Крачуном) называют рождественский хлеб, который считается символом богатства.
С утра, умывшись и очистившись, приступают к ритуалу выпечки хлеба. Иногда это делают вечера, то есть ставят хлеб в ночь.
Ставят опару (на
Пока просеять муку с приговорами – просят укоротить беды, продлить радость и счастье. вселяют благость в это действие.
Добавить в муку столовую ложку соли, или – две чайных, и 3 столовых ложки масла постного.
Когда опара подойдет чуть- чуть (20-30 мин), то влить ее в муку и начинать месить. Даже если кажется суховато – месите. Постепенно тепло рук и влага, что уже есть, дадут тесту нужную эластичность, но если кажется, что явно недостаточно – добавьте ложку столовую воды.
Приговаривайте: как хлеб растет, так растут мои доходы, как поднимается, так….Говорите то, что вам необходимо, программируйте свою жизнь так, как нужно. Потом, бейте тестом об стол, убивая беды, свои страхи и все, что мешает жить счастливо, потом помните его руками, представляя, что в ваших руках сейчас – вся жизнь.
Смоделируйте ее мысленно – так, как хотите. И ставьте хлеб в миске – подходить.
Миску накрыть тарелкой и полотенцем. Оставить в теплом месте. Через пару часов – обмять, опять побить. Оставить на два часа. Потом достать, обмять, но не закручивать. Подготовить лист – смазать маслом, нагреть духовку до 200г. Придать форму круглого хлеба, абсолютно плоского – пристукивайте по тесту, ровняйте сверху и по краям. Раскручивайте его по часовой стрелке, приговаривая: сколько кручусь – столько кругов счастья придет.
Потом взять острый нож, смочить его холодной водой, надсечь середину хлебы – крестом, но равномерным (10 на
Удобно крутить на донышке от разъемной формы для выпечки. На ней и ставлю в духовку.20 минут печем при 200 градусах, потом убавляем до 160-ти. И – пока хорошо станет румяный. Обычно около часа проходит.
Когда хлеб в духовке растет – у меня наступает благость на душе – и вам того же желаю.
Достаньте хлеб, снимите на доску, накройте полотенцем, порадуйтесь ему - как приходу в ваш дом тепла и благости.
На Украине был обычай.
Чтобы семья была богата, хозяйка пекла такой хлеб в кожухе, вывернув его наружу мехом, да еще и в рукавицах!
Это как в поговорке: «Шуба лохматая – а ты будь богатая!»
Раньше такой хлеб лежал на столе, на соломе, на деньгах, зерне. Его обматывали еще жгутом из льна, ставили рядом мед, свяченую воду…Он лежал до Нового Года, потом его делили между всеми членами семьи. Давали и скоту, как членам семьи. Остатки никогда не выбрасывали. Кусочки давались больным для выздоровления, или лежали возле входа в стойло животных, как обереги.
На хлеб – гадали. Пускали его по чистому полу, от порога к столу (крутили на ребре),.
Если хлеб переворачивался на верхнюю корку – это было к потере близкого. Надо сказать, что отношение к смерти тогда было иное, чем сейчас, ниже я коснусь и этой стороны.
Но, отсюда пошло знание – не класть хлеб верхней коркой на стол – плохая примета, как минимум – к ссоре.
Просто катили хлеб от порога к столу – чтоб богатство знало дорогу к столу, где собирается семья.
Загадывали – на зерно или сено. И сколько кругов сделает – столько и соберут возов того или другого.
Прославляли также благополучие дома и семьи (желали всего, "что хозяину нравно"), где колядовщики весело требовали гостинцев и подарков (вернее, отдарков за колядование), шутливо предрекая разорение скупым. Сами подарки - обрядовое печенье: баранки, коровки, козульки, пирогии караваи - символы плодородия. Каравай, например, символизирует тучность коровы .
На Щедрец выбирали самую пригожую девушку — щодру, украшали её венком, лентами, и во главе с ней ходили по селу, девушки пели щедровки — те же колядки, но обращенные к хозяевам, величального характера, с припевом-рефреном «щедрый вечер, добрый вечер».
Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой (ведь к этому времени и кабан был заколот). Верилось, что будущий год воздаст сторицей.
Наряду с языческими и христианскими мотивами видную роль играют в К. мотивы бытовые, находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок — «дим звеселити», — прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях или поколядях.
Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях. Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские К. отличаются серьёзностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам — счастливый брак. Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив семьей, молодец — любовью и т. д. Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. П. В. Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам (например, запевы и заключения). Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы с поляками. Кое-что имеет и книжный источник (например «Ключ разумения», Иоанникия Голятовского). Ср. «Киевская Старина» 1889, № 1 и 1891, № 12.
Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносится братина и обавник восклицает:
«Овсень, куда едешь? Мосты мостить!
Кому ездить? Коляде государю!
На чем ему ездить?
На солнечной свинке!
Чем погонять?
Поросенком!»
Ходит Коляда по святым вечерам,
Собирайся, селяне,
Будем с Колядой!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Открывайте, коробейники,
Доставайте копейки!
Подходи, не робей,
Сейчас народ потешим.
Кто будет чертом, а кто лешим!
А кто никем не хочет
Пусть за пятак хохочет!
Здоровья, добра и благости вашему Роду!
Рег.№ 0185980 от 24 декабря 2014 в 20:27
Другие произведения автора:
Надежда Опескина # 24 декабря 2014 в 20:47 +2 | ||
|
АЛЕКСАНДР БОЛЬШЕДВОРСКИЙ # 29 декабря 2014 в 06:56 +2 | ||
|