Рок-н-ролл на туберкулёзных скелетах, или СКАЗАНИЕ О СТИЛЯГАХ

22 сентября 2014 — Павел А. Маленёв
article176664.jpg

Рок-н-ролл на туберкулёзных скелетах,

 или СКАЗАНИЕ О СТИЛЯГАХ

 

ВМЕСТО ПРОЛОГА. Когда я посмотрел киноленту "Стиляги", то осталось чувство досады от целого ряда мелких неточностей, которых можно было бы избежать в показе этого молодёжного явления, происходящего на рубеже 50-60 годов. Скорее всего, недочёты произошли потому, что консультантом был, как объяснили создатели фильма, один из актёров, которому... рассказал о стилягах один из очевидцев.

  Но я пишу здесь не рецензию на кинофильм.

+++

Я только хочу сказать, что нас, тогдашних «стиляг», остаётся в живых ещё немало. И мы могли бы рассказать о многих деталях точнее, чем в картине образов, полученных из "вторых рук".

  А ярче всех, точнее всех и образнее других о стилягах когда-то рассказывал в сценической репризе талантливый киноактёр Александр Филиппенко. Ведь существует же телеверсия этого выступления, из которой фильмоделы, будь они образованнее, могли бы увидеть неизвестные для себя детали данного явления.

 

  У меня тоже кое-что осталось в памяти. По отношению к Москве мы, жившие в небольшом городе, относились к провинциальным стилягам. Помню, что у нас были особые трудности с обязательной по форме "экипировкой", в то время как столичные могли воспользоваться услугами уже тогда существовавших фарцовщиков (к которым, кстати, относился (за что и поплатился!) и один из самых известных ныне телеведущих; но не буду здесь его называть по понятной причине.

 

  Итак, - БРЮКИ СТИЛЯГИ. У кого были деньги на ателье, - отдавали перешивать туда. Но многие делали это сами. Выворачиваешь брюки наизнанку, проводишь мелом по внутреннему шву на конус, прошиваешь на машинке или даже вручную по белому следу, затем отрезаешь получившийся клин. Всё: брюки-дудочки после утюжки были готовы!

 

  КЛИФТ (пиджак). Он должен был быть тоже конусным, длинным, с широкими плечами и с ватными подплечиками, - зелёный, синий, коричневый. В общем, любого цвета, но не чёрный. Если с особым шиком, то ещё и клетчатый. Тут собственное рукоделие было бессильно, и всем приходилось искать деньги, чтобы заказать пиджак в ателье.

  

  РУБАШКУ приходилось искать непременно с пальмами и обезьянами или с иной экзотикой, хотя бы в виде яркого крупного абстрактного рисунка.

  

  К белой рубашке полагался ГАЛСТУК. Но в этом случае - тоже с зелёным попугаем на пальме. Особенную зависть у ребят нашего круга вызывал галстук фабричного изготовления с красоткой в купальнике бикини. И я не случайно сказал "фабричного изготовления", потому что такую вещь трудно было достать даже на "барахолке". Поэтому часто, кто умел, разрисовывал свой галстук масляными красками. Такие же самоделки продавались и на базаре.

 

  ТУФЛИ НА "МАННОЙ КАШЕ". С ними было не трудно: относили к сапожнику обыкновенные полуботинки на микропористой резине и просили наклеить второй слой резины, желательно потолще. Или, опять-таки, кто умел, делал подмётки сам. И счастливы были те из нас, которым удавалось достать для этого редко встречавшуюся белую резину. Оттого и прижилось название - "манная каша".

 

  НОСКИ и к черной, и к белой "манной каше" чаще всего - белые. Но уже начинали гоняться за входящими в моду яркими цветными импортными нейлоновыми супер-носками. В них ноги прели, извините, но мода требовала жертв. За ними приходилось ездить на областную "барахолку", где, к слову сказать, можно было купить из-под полы всё, вплоть до финки и даже револьвера.

 

  У ДЕВУШЕК ("чувих") нашего круга (их было значительно меньше, чем парней ("чуваков"), в одежде присутствовали тоже яркие цвета, под "светофор", у самых смелых - даже с намёком на декольте. (Очень точно это было показано на одной из героинь в советском кинофильме "Высота" с участием знаменитого актёра Николая Рыбникова).

 

  КОК. Он завершал облик стиляги (или с него начинался образ?). Кок - это обязательная вздыбленная волна волос надо лбом. Это был не гребень, как у нынешних панков, а именно волна, располагающаяся по ширине лба и сходящая на нет к затылку. Чтобы её сделать перед выходом на "бродвей" (центральная улица города), требовался бриолин - такое парфюмерное средство (похожее на обезжиренный вазелин), специально предназначавшееся для укладки волос. Достать его в провинции было трудно, да и стоил он недёшево, поэтому пользовались простым вазелином, отчего кок блестел и не опадал. А потом дома мы ожесточённо отмывали мылом засаленные слипшиеся волосы.

 

  ДЖАЗ: БУГИ-ВУГИ, РОК-Н-РОЛЛ и др. В наш обиход рок-н-ролл вошёл вместе с "королём" рок-н-ролла Элвисом Аароном Пресли (часто заимствовавшего свои ритмы из негритянских мелодий).

  Однако хочу подчеркнуть, что стиляги появились не одновременно с рок-н-роллом, как считают некоторые, а значительно раньше. Тогда на своих тусовках у кого-нибудь на квартире, мы слушали джаз и танцевали не рок-н-ролл, а буги-вуги. Но именно из этого танца перешли танцевальные фигуры в рок-н-ролл, правда, исполняемые уже более быстро и экспрессивно.

  До нас, провинциальных стиляг, новшества доходили не сразу. Поначалу нам были доступны только популярные Эдди Рознер, Кукарача, попурри бразильских песен, в том числе ритмичная мелодия со странным, а потому запомнившимся названием: "Самба должна иметь пандейро". Постепенно мы стали разбираться всё больше, а потому и взыскательнее. Стали склоняться к таким произведениям как "Вниз по реке", "16 тонн", Сент луис блюз и т.п. (ну, бывшие стиляги помнят, наверное!). И по перечислению вы уже догадались, что прежде Элвиса Пресли нашим кумиром был "золотая труба" Луи Армстронг.

  Постепенно в эту компанию стал проникать рок-н-ролл. Соответственно стал меняться и рисунок "чуваков" и "чувих" на тусовках или даже на танцах в Доме культуры (откуда народные дружинники, под одобрительные взгляды одних и завистливые других, тут же и выводили стиляг, осмелившихся танцевать запрещённое, на улицу, а иногда и в отделение милиции). В новом танце была не только новизна, но и энергия и напор. Замечу. что в кинофильме "Стиляги" этот танец показан совершенно точно, хотя и без некоторых "па", - именно так мы и танцевали, модернизировав, буги-вуги.

  Конечно же, нашим новым кумиром стал Элвис Пресли, чей портрет висел дома у каждого из нас вместе с портретом Луи Армстронга. По новому идолу сходил с ума весь западный мир, и мы прилипали по ночам к самодельному радиоприёмнику с короткими волнами, стараясь в тресках динамика разобрать мелодию. Эти мелодии трансформировались у стиляг в примитивные русские слововерсии, например: "На столе стоит бутылка кока-кола, под столом сидит чувиха - попа гола..."; или на мотив буги-вуги: "Здесь во вторник Ванька-дворник..." и т.п. Но это не значит, что мы не любили Дюка Эллингтона, Бинга Кросби или не знали такие оглушительные "популярности" в джазе, как "Hello Dolly" или "Суки-падлы".

  История с последним названием довольна юмористична. Дело в том, что в этом шлягере Луи Армстронга под названием "Mack The Knife" ("Макинтош Нож" - ?) есть слова, которые ухом воспринимаются в этой англоязычной песне очень чётко как два русских слова: "суки-падлы". Потому она и была известна у стиляг больше под этим названием.

  

  МУЗЫКА НА СКЕЛЕТАХ. Основным носителем джазовых мелодий, которыми мы владели, являлась использованная рентгеновская плёнка. Предприимчивые радиолюбители втайне изготовили по известной схеме записывающие устройства - наподобие проигрывателей, у которых вместо иглы был резец. Это устройство было связано с обыкновенным проигрывателем, на котором воспроизводилась настоящая грампластинка. Или же микрофон направлялся на динамик радиоприёмника с западной радиостанцией. Так переносилась запись на рентгеновскую плёнку.

  Конечно, такая пластинка на проигрывателях шипела и скрипела (вспомните времена пресловутой горбачёвской "перестройки", когда повсюду возникли будки по записи на плёнку популярных мелодий, где частники использовали именно этот способ и опыт). Но основную мелодию всё же удавалось услышать. И одновременно увидеть на этих "пластинках" изображения костей, черепов, лёгких и других органов, за что эти изделия и получили в своё время названия "Рок-н-ролл на туберкулёзных скелетах" или "Рок-н-ролл на костях".

  Однако у этих плёнок было такое преимущество: если на промтоварном базаре во время покупки появлялся милиционер. то их можно было быстро свернуть в трубку и спрятать в рукав.

 

  "ЧУВАКИ" и "ЧУВИХИ". Как я уже обмолвился выше, в ту пору в лексиконе стиляг появились словечки "чувак" и "чувиха". Выглядело это примерно так: "А тот чувак, в зелёном клифте в клетку ходит с чувихой с бродвея". Это обозначало, что имярек в зелёном пиджаке в клетку дружит с девушкой, проживающей на центральной улице. О том, что у парня ("чувака") и у девушки ("чувихи") есть взаимные симпантии, говорило слово "ходит".

  Кстати сказать, и имена у нас по тем временам были заменены на иностранные: вместо Петра, Павла или Алексея были Роберт, Джон, Эдик и тому подобные. По этому поводу официальная пропаганда по нашему адресу часто цитировала Владимира Маяковского:

  Он был монтёром Ваней,

  Но в духе парижан

  Себе присвоил званье

  "Электротехник Жан".

 

  "КРОКОДИЛ" НА НИВЕ КРИТИКИ. Тогда идеологическая служба за стиляг взялась серьёзно, ибо они не вписывались в нормы советской морали. Их выводили с танцевальных вечеров дружинники, постоянно печатались критические материалы в газетах всех уровней, в когизах (так назывались книжные магазины) продавались большие плакаты с карикатурами на стиляг и вывешивались в людных местах. Так, на одном из них была изображена пышнотелая особа с глубоким вырезом на груди и со стихами советского дежурного поэта Жарова:

  Платье блещет - на, тебе,

  С платья полуголого.

  Эх, к такому платью бы

  Да ещё бы голову!

  Я запомнил этот плакат, видимо, потому, что эта плакатная красотка вызывала обратный смысл, и с обрезанными частушками висела у многих ребят.

  На этой же критической ниве пасся и всесоюзный сатирический журнал "Крокодил", выходящий миллионными тиражами. Был в нём, например, такой рисунок: стиляга покупает в магазине граммофонную пластинку и говорит продавцу: "Я у вас просил буги-вуги, а вы мне какие-то "Фуги Баха" предлагаете!"

 

  БОГАТЫЕ И БЕДНЫЕ. Мне осталось сказать и о некоторой социальной части этого явления общественной жизни, о которой ни в какой литературе, ни в каком источнике сказано ещё не было.

  А дело в том, что и среди стиляг не было однородного состава. Они тоже расслаивались по социальному признаку: одни группы состояли из детей обеспеченных родителей, занимавших партийные, чиновничьи и торговые должности (именно их, кстати, и показали в киноленте "Стиляги"). Но были и группы "чувих" и "чуваков" из основной части населения, которые отличались от первых ограниченными материальными возможностями и поэтому - более скромной "экипировкой".

  Ко второй принадлежал и я. Почти все мы работали на заводе, учились в вечерней школе или ФЗО (школы фабрично-заводского обучения, прообразы ПТУ), а по вечерам, пока ещё нас не призвали в Армию, мы собирались слушать Луи Армстронга, Элвиса Пресли и других мировых джазменов.

  Но хочу здесь же заметить, что обе группы стиляг не враждовали. Просто каждая в мире джаза и этого молодёжного движения плыла автономно.

 

    ОПРОВЕРЖЕНИЕ. Нынешние "плеватели в колодец" хором утверждают, что движение стиляг было политическим, протестным, направленным против советского строя. Всё это блеф! Нам просто нравилось, что на нас обращают внимание. И всё!

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0176664 от 22 сентября 2014 в 09:59


Другие произведения автора:

37. Заметки на спичечном коробке. (ПЕДЕРАСТИЯ)

БЕЛЫЕ ПОГОНЫ. Триптих (аудио). 3. Эмигрант

Статья, изъятая из Инета в начале 2010 года

Рейтинг: 0Голосов: 01274 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!