Развитие литературы в последней трети 19 века характеризуется быстрой сменой литературных направлений и тенденций.
Вслед за романтиками выдвигаются (Купер, По, Лонгфелло, Мелвилл, Готорн)
выдвигаются великие мастера реалистического искусства Уолт Уитмен, Марк
Твен, Джек Лондон, Теодор Драйзер.
Победа Севера способствовала бурному развитию капитализма.
Буржуазно-демократические иллюзии в США были особенно живучи.
Демократически настроенные писатели глубоко ощущают конфликты буржуазной Америки.
И, конечно, Уолт Уитмен и Марк Твен. В 60-70 годы ведущим писателем является Френсис Брет Гарт (1836-1902г.)
Калифорния. Сан-Франциско. Курьер рудокоп, печатник, журналист 1867 г.
Стихи, литературные пародии "Романы в самом коротком изложении".
1870 сборник "Счастье Ревущего Стана и другие скетчи"
Теодор Драйзер "Великий американский роман".
Как ему представляется литературный протест?
Начиная же с "Тайпи" Мелвилла, "Алой буквы" Готорна и весьма
своеобразных, если не вполне реалистических по своей манере творений По и
Уитмена, мы уже можем говорить о писателях-американцах, которые если и
обязаны чем-то своим иностранным современникам, то весьма немногим.
Более того с этих пор у них уже учится Европа, да и весь мир.
Чтобы установить точную дату появления первого чистого реалистического
изображения американской действительности следует обратиться к 1850 г.
"Дневник пятидесятника" - реализм и натурализм.
В "Хижине дяди Тома", в "Дрэде", в "Алом знаке доблести" мы находим
связь романтизма с реализмом. А затем в Америке появляются подлинные
реалисты.
Генри Джеймс, Уильям Дин Хоуэллс, Брет Гарт, Марк Твен, Роберт Грант.
Второй этап утверждения реализма в Америке не менее забавен, чем первый - он просто нелеп.
Он был пронизан стремлением всячески поощрять дух реализма, ибо таким путем можно создать целую школу американского реализма.
На литературных факультетах почти всех колледжей тотчас появились курсы лекций по реализму.
Тем не менее за этот период спекуляции на реализме появилось и исчезло много настоящих и никем не воспетых реалистов.
Эптон Синклер (Джунгли, Испытание любви) Уильям Фолкнер "Святилище".
Синклер, Андерсон, Дос Пассос, Хэмингуэй.
Читатель и по сей день ещё ждет появления великого американского романа.
Одновременно все тупое, посредственное и непристойное получает
признание в качестве реалистической литературы.
Битком набитые новинками беллетристики, претендующие не только на
реалистическое, но и на сверхреалистическое изображение великосветских
сторон нашей американской жизни.
Эти книги разумеется неглупы. Они даже не так уж плохи с точки зрения
психологии, хотя это преимущественно психология гостиных и чайного
стола.
Действие развертывается бойко. Но ни строчки о настоящей жизни,
настоящих переживаниях, настоящих людях, настоящей драме, настоящей
трагедии.
И покупаются эти книжки почти исключительно ненастоящими людьми, которые живут не реальностью, а иллюзией...
Суровая действительность Дальнего Запада, поборник демократических традиций. Благородные качества простых людей Дальнего Запада.
Ему дороги его герои-золотоискатели "Счастье Ревущего Стана", "Компаньон Теннесси".
Мессия человечности труженика певец американской вольности. Человек сам
себе пробивает дорогу в жизни, верит в свои силы, верит в американскую
демократию.
"Человек из Солано" - американский нувориш.
Романтика борьбы с природой с трудностями жизни, приближается к критическому реализму.
Сам Брет Гарт в статье "Что думает о нас Поль Бурже" писал: "Иностранец
может скопировать внешний облик нации, это все, на что он, по-моему,
способен. Мне кажется, что никакой иностранец не в состоянии постичь её
внутреннее содержание, её душу, жизнь, речь, мысли. Я убежден, что такое
знание достигается единственным образом впитыванием, годы и годы
бессознательно впитывались, годы и годы соприкасаться с жизнью нации, а
фактически жить этой жизнью, лично разделить её славу и позор, радости и
печали, любовь и ненависть, процветание и упадок, величие и убожество,
глубинный патриотизм, водоворот её политических страстей, её преданность
флагу, на вечно героям, славным символам нации.
Наблюдение? Чего оно стоит в самом деле? Людей познают сердцем не глазами или умом.
Аполитическая литература представленная именами Горацио Элджер
1834-1899г. в 1867 "Оборванец Дин" 300.000. "Бедность в начале жизни не
является препятствием" 135 книг. Общий тираж 20000 млн экземпляров.
Центром уникальной литературы был Бостон. Эммерсон, Лонгфелло, Лоуэлл,
Холмс. Они внесли крупный вклад в американскую литературу в борьбу
против рабства.
Лонгфелло перевел Данте "Божественную комедию". Их высокая
образованность была общепризнанная, законы, которые пытались
канонизировать их творчество.
Уильям Дин Хоуэллс 1837-1920 г.
Начал как журналист. Стихи. В 1860 пишет биографию Линкольна, получает пост консула в Венеции.
В 1866 вернувшись активно выступает на литературной арене. Том очерков "Жизнь в Венеции".
В 70 годы прославился своими литературно-критическими статьями.
С 1871-1881 - редактор "Атлантик мансли" ведущего журнала бостонцев.
1882 г. публикует статью о Генри Джеймсе, в которой критически оценивает
наследие Диккенса и Теккерея и выдвигает тезис о необходимости искать
новые пути.
Вот его определение реализма, реализм - это только правдивое
воспроизведение в искусстве жизненного материала, не больше, но и не
меньше.
Большей частью американские романы замечательны масштабностью своего
содержания и тенденцией в них заключенной почти в каждом американском
романе я нахожу стремление смотреть на жизнь не через литературные очки,
а собственными глазами, о чем мы так долго могли лишь мечтать.
1887 - потрясен забастовкой, и ..... 4 рабочих деятелей, пишет открытое письмо в газету.
1900 - Драйзер "Великий литературный филантроп". Он один из первых
приветствовал Марка Твена, Хэмлина Гарленда, Стивена Крейна, Фрэнка
Норриса.
Одновременно с этим намечается критика капитализма с консервативных и
даже аристократических позиций в творчестве друга Хоуэлса, Генри Джеймса
1843-1916, который покидает Америку и поселяется в Европе, где были
созданы его наиболее известные произведения.
В статье "Искусство прозы" Генри Джеймс пишет: "Появление хорошего
произведения искусства всегда радость, но и теория - тоже дело
серьезное. Нет такого проявления жизни, нет такого способа увидеть и
ощутить её, которое не было бы доступно романтику, тебе стоит вспомнить
только что такие различные таланты как Ал. Дюма, Джейн Остин, Чарльз
Диккенс и Гюстав Флобер снискали себе на этом поприще равную славу.
Не думай слишком много об оптимизме и пессимизме пытайся схватить самую суть жизни.
Помни, что твой первый долг состоит в том, чтобы достичь наибольшей
полноты - тогда и произведение твое будет современным. Будь щедр и
стремись к своей цели"
Сквозь все творчество Джеймса проходит поворачиваясь разными своими
сторонами тема сопоставления национальной культуры США с культурой
Англии и стран Европейского континента. Одна из повестей Джеймса так и
озаглавлена "Международный эпизод".
В возрасте 12-16 лет Джеймс учился в Женеве, Лондоне, Париже, Бонне. По
возвращении в США в Бостоне, Кембридже, изучает право Гарвардском
университете затем посвящает себя журналистике и литературе. В 1864
напечатан его первый рассказ. В гражданской войне севера и юга не принял
участия. По окончании войны пристально вглядывается в капит. Америку
видит как быстро выветриваются демократические лозунги и делаются
прекраснодушными фразами. Этот процесс замечателен в его романе
"Бостонцы" 1866 г. По сравнению со старым светом его родина ему казалась
удручающе бедной культурными традициями.
В "Письмах Асперна" он даже позволил себе демонстративно переделать
историю американской литературы "подарив" США небывалого вымышленного им
гениального поэта нач. 19 века, соединяющего в своем облике черты
Байрона и Шелли.
В этом сознании культурного превосходства Старого Света над США
заключается один из главных стимулов эстетического паломничества Джеймса
в Европу, которое завершилось экспатриацией.
В 1875-76 он живет в Париже сближается с Тургеневым, Флобером, Э. Гонкуром, Золя и Доуэ.
Затем в Лондоне
1884-1905 - в Англии
Фантастическая символика рассказа "Веселый уголок" многое объясняет в отношении Джеймса к буржуазной Америке.
Спенсер Брайдон прожил 33 года в Европе, ему свойственен духовный аристократизм и интеллектуальная утонченность.
Встреча с собственным "американским двойником" в родительском доме, это оскотиневшее омерзительное существо.
Излюбленная романтическая ситуация о двойниках-антагонистах.
(Традиция Гофмана, Шамиссо, По, Андерсен) эта острая социальная притча
показывает нам, что может сделать с человеком капит. Америка.
Хэмлин Гарленд в своих воспоминаниях, посетив Джеймса в Лондоне: "Если
бы я мог начать жизнь сначала, то я бы был американцем. Я бы пропитался
Америкой. Я потерял связь с моим родным народом и живу здесь один."
Джеймс автор 20 романов, несколько томов мемуарной прозы, более ста
рассказов и повестей занимают в его творчестве особое, важное место.
Тэн: "Мне хотелось бы сказал Джеймс, чтобы оставленное мною литературное
наследство состояло из большого количества безупречных коротких вещей".
Толчком к созданию новеллы Дэзи Миллер послужило услышанное им
упоминание, о промахе некоей молодой американки, завязавшей знакомство с
непредставленным ей итальянцем и поплатившейся за это неодобрением
света. Так Дж. создал образ едва ли не самой популярной из своих
героинь.
Чопорный Уинтерборн отвергает её любовь и после её смерти понимает, что он разучился понимать своих соотечественников.
Письма Асперна: Мисс Клермонт (бывшая любовница Байрона лет 80), а с
ней младшая мисс Клермонт Силсби мечтает завладеть этими письмами.
Младшая: "Я вам все отдам, если вы на мне женитесь".
Общая ситуация сама составляет сюжет и картину. Она меня очень поразила.
Его колебания, его борьба, ведь он действительно почти все готов
отдать.
Отблеск величия Асперна отменяет мелочность лукавых интриг, отблеск его
любви - навсегда бессмертной придает интригующую загадочность неряшливой
и уродливой старухе Бордеро.
В Тине пробуждается не мир её нерасцветшая женственность, наивное
любопытство, отзывчивость во всем. Впечатлениям детства и судьба этого
одинокого никому не нужного существа трогает читателя.
Героиня, столь характерная вообще доля творчества Джеймса определяет и своеобразие большинства его произведений.
Сам интерес к таинственному и необычайному в душевной жизни людей составлял одну из органических черт психологизма Джеймса.
Страшные ситуации усиливают проблемное значение произведения.
Сам интерес к таинственному и необычайному в душевной жизни людей составлял одну из органических черт психологизма Джеймса.
Страшные ситуации усиливают проблемное значение произведения.
"Поворот винта" - рассказчица - безымянная гувернантка - мисс Джессел и
лакей мистер Квинт, делит Майлс и Флора, спокойная экономка миссис
Гроуз. Видения, иступленность экономки. Майлс умирает, возможно
истерзанный инквизиторскими вопросами относительно свидетельских
показаний, роль самообмана и иллюзий в оценке своего и чужого поведения,
опасность принять видимость за реальное - эти психологические моменты
выступают в "Повороте винта" на первый план.
В 90 годы в американскую литературу вступает и Стивен Крейн (1871-1900)
со своими повестями "Мэгги-девушка с улицы" 1893, "Алый знак доблести"
1895.
Мэгги живет в трущобах, её родители алкоголики - она проститутка и кончает самоубийством.
Натуралистические тенденции характерны и для следующей повести "Алый знак доблести".
Генри Флеминг идет на встречу (против Юга) он потрясен, но это и критерий мужества.
1891 г. вышла книга рассказов Хэмлина Гарленда (1860-1940г.) "Проезжие дороги" - жизнь и судьбы американского фермерства.
Свою задачу видел в создании областнической литературы. В статье
"Пророчество в Литературе" пишет: "Художественная литература влияет на
свое время через бытовой роман. Как средство выражения он давно опередил
драму. Он так гибок, допускает такое множество точек зрения и вмещает в
себя так много (живопись и ритм в нем соседствуют с драмой и обычным
повествованием), что не мог не стать высшей формой самовыражения в
России, Германии, Норвегии, Франции. В сильнейших своих образцах это
самый современный и наименее традиционный жанр"
"Реалист или верист прежде всего оптимист или мечтатель.Он видит жизнь
не такой как она есть, но и такой какой она могла бы стать. Его цель -
быть правдивым предельно в описании своего отношения к жизни"
"Самый верный способ писать для всех времен - воплотить настоящее в
наилучшей форме с наибольшей искренностью и беспощадной правдивостью.
Самый верный способ писать для других стран быть верным своей стране.
Приглядитесь к самым наивным и областническим из наших романов и вы
увидите в них будущее нашей литературы. Романист - областных связей. И
местный колорит послужит ему облачением".
Амброз Бирс - выразил неприятие буржуазной Америки игрой своей мрачной фантазии.
"Словарь сатаны" 1911 - упоение ужасом.
В 90 годы приобретает популярность творчество Киплинга. (1892-1896 живет
в Америке) "Мужественные капитаны" идеологическое наступление,
империализму содействуют созданию в США (неразборчиво).
Наконец, наступает период тесной связи литературы с общественными
антиимпериалистическими выступлениями. Это прежде всего повесть Марка
Твена "Человек, который совратил Гедлиберг" 1899 и первый роман Драйзера
"Сестра Керри".
Освобождаясь от натуралистических черт Драйзер завершил становление "романа протеста".
Драйзер описывает образ Керри на широком социальном языке.
Выдающийся американский писатель Фрэнк Норрис прилагал все усилия, чтобы роман вышел в свет.
Синклер Льюис: " "Сестра Керри" замечательный первый роман Драйзера
ворвался в затхлую атмосферу мещанской Америки как вольный западный
ветер... Я полон надежд и веры в будущее американской литературы. Я
считаю, что мы вырываемся из душной благонамеренной здравомыслящей и
невероятно серого провинциализма".
Итак бурный рост реалистической литературы.
В 90 годы начал литературную деятельность Фрэнк Норрис (1870-1902г.)
Отдал дань натурализму и шовинизму, но уже "Мак Тиг" - острое видение
социальных конфликтов.
Писатель создаст трилогию "Эпос пшеницы"
I том "Спрут" 1901 г. посягательство железнодорожных магнатов их
посягательства на интересы фермеров в Калифорнии, борьба фермеров с
корпорациями.
II том "Омут" 1903 г. спекуляции пшеницей и нравы капиталистической биржи.
Пшеница - символ жизненного круговорота,олицетворение вечной жизненной силы, в противовес железному спруту.
Хотелось бы сказать о замечательном американском новеллисте О. Генри (псевдоним Уильяма Сиднея Портера) 1862-1910.
Аптекарь-ковбой-кассир-журналист кража, смертельная болезнь жены, скрывался в Гондурасе - 5 лет тюрьмы.
1904 г. его книга "Короли и капуста". Тематика: тяготы повседневного быта американских тружеников.
Традиционно счастливый конец снимает остроту жизненных конфликтов, иногда интрига становится самоцелью.
"В антракте"
Выдающиеся представители критического реализма в америк. литературе были
связаны с социалистическим движением и Теодор Драйзер и Джек Лондон,
Синклер Льюис "Манассас" (1904) - война Юга и Севера южанин на сторону
аболиционистов. "Джунгли" - герой романа литовец-эмигрант. Юргис Рудкус
бежит из России от царского самодержавия и убеждается, что в Америке все
принадлежит богатым. В "Джунглях" проповедь идей социализма.
В "Столице" рисует паразитическое существование 400 семей Америки.
"Король уголь" - роман о шахтерах 1917, роман биография. Хал Уорнер сын
крупного шахтовладельца решил познакомится с условиями труда на шахтах
показывает борьбу рабочих.
Наиболее известный поэт-социалист Джо Хилл 1882-1915 "Бродяга".
Новый этап в развитии Роберт Фрост фермер и сапожник "Воля мальчика", "К
северу от Бостона" глубокая вера в труженика, абстрактность, Карл
Сэндберг 1878-1967 памяти достойный революционер.
Журнал "Мэссиз" в 1911 Джон Риу в защиту Гения Драйзера.
Норрис: "Ответственность романиста" Легко высмеивать народ и
неспособность народа здраво судить об искусствах, однако, бесспорно, что
искусство в конечном счете не понимаемое народом не способно жить и
никогда не способно сохранить ценность для следующего поколения. Смотря
на вещи широко и видя их сущность надо признать, что право конечного
суда принадлежит народу, в конце концов и в самом главном выступает
настоящим искателем истины.
Рукопись из архива писателя Гановой Людмилы, (завернута в газету 1981 года).