Путь света и добра

9 февраля 2015 — Анатолий Кульгавов

Я уже писал как минимум дважды об Азовском доме-интернате для умственно отсталых детей. Именно так и выглядит полное название этого учреждения. В очерке «Горение сердец» я рассказывал о той действенной помощи, которую оказывает этому дому и его обитателям благотворительный фонд «Я без мамы», находящийся в Ростове-на-Дону. Напомню несколько слов волонтёра означенного фонда Наталии Александровны Донцовой, что содержались в вышеупомянутом очерке:

-После нашего знакомства с директором Азовского дома-интерната для умственно отсталых детей, Татьяной Алексеевной Левченко, мы узнали о существовании проекта «Дорога в жизнь», - продолжает Наталья Александровна. В этом Доме находятся дети либо со средней, либо с тяжёлой умственной отсталостью. Детей с лёгкой степенью умственной отсталости там нет. Дети там находятся постоянно. У многих из них нет возможности находиться в семьях: кто-то опасен, кому-то нужен уход и присмотр фактически в течение круглых суток.

Проект «Дорога в жизнь» направлен на то, чтобы научить умственно отсталого ребёнка самостоятельной жизни, развить его личные качества – начиная от умения без посторонней помощи сходить в туалет и кончая умением работать, пусть даже – работать дворником. Правда, последнее получается далеко не всегда. Но, всё же…

Там целые классы оборудованы специальным образом. Есть квартира – такая, как в обычном доме, - где обучают навыкам домашней жизни.

-Аналогов этой методики, - отмечает Наталья Александровна, - в России не существует. Если она будет апробирована, то есть вероятность, что она получит дальнейшее продолжение и распространение уже на другие регионы и учреждения соответствующего профиля. Всё связанное с реализацией этой программы всесторонне изучается, записывается. Для каждого ребёнка эта программа – своя. Она составляется и расписывается специалистами с учётом индивидуальных особенностей каждого нуждающегося в ней ребёнка. Одна из частей программы состоит в том, чтобы само пространство, окружающее ребёнка, сделать обучающим, чтобы его обучало само пространство, в котором он находится. Большую часть времени такой ребёнок проводит в больнице, и почти всё время лежит, не видя ни перед собой, ни вокруг себя ничего, кроме голых стен. Если перед ним повесить картинку – есть такие специальные липкие картинки, неплохо подходящие для этой цели – это уже будет значительным шагом вперёд для его развития. Еще используются специальные поручни, при помощи которых у ребёнка потенциально появляется возможность научиться самостоятельно пользоваться санузлом.

-Конечно, мы – не специалисты, - поясняет Наталья Александровна, - и потому наша помощь в этом проекте касается прежде всего вопросов приобретения необходимых технических средств.

Теперь же хотелось бы сказать ещё об одном событии, о котором мне самому довелось узнать совсем недавно, благодаря официальному сайту фонда «Я без мамы», где наряду с другими материалами, под заголовком «Поездка в Азовский детский дом для умственно отсталых детей» появилось сообщение следующего содержания, опубликованное 4го марта 2014го года:

« Дорогие друзья!

В воскресенье 2 марта мы навестили детей из Азовского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей, которые лечились в больницах нашего города под присмотром нянь фонда "Я без мамы", ухаживающих за детьми-инвалидами из этого учреждения в пред- и послеоперационный период. На встрече была няня фонда, Галина Васильевна, которая почти за всеми этими детьми ухаживала в больницах в период сложного лечения, и дети были счастливы видеть бабушку, как они ее ласково называют.

Волонтер Ольга подготовила большие коробки развивающих игрушек, машин, кукол, пазлов и много-много других ярких и долгожданных игрушек. Мы разобрали игрушки, поиграли и пообщались.

Этим детям очень хочется и нужно общение, давайте ездить к ним чаще».

Не только волонтёры фонда «Я без мамы» уделяют внимание Азовскому дому интернату. Ниже следует сообщение, найденное мною на сайте Храма Пресвятой Троицы г. Азова, созданном по благословению Метрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, опубликованное под заголовком «В городе Азове и Азовском районе прошла акция "Подарок на Рождество"»:

«Социальной службой храма Святой Троицы г. Азова проведена акция «Подарок на Рождество». В акции приняли участие Настоятель храма протоиерей Сергий Бабенцев, клирики храма иерей Николай Юрченко, иерей Константин Нога и прихожане храма. Был организован сбор пожертвования для покупки рождественских подарков, на средства прихожан было собрано около 600 подарков. Священнослужители и добровольцы с 8 по 12 января посетили 4 детские дома (Азовский дом-интернат для умственно-отсталых детей, детский дом г. Азова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом-интернат для умственно отсталых детей с. Самарское, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Азовского района в с. Кулешовка) и Азовскую воспитательную колонию г. Азова.

Настоятель храма протоиерей Сергий Бабенцев обратился с приветственным словом к детям и сотрудникам, в котором рассказал о празднике Рождества Христова. Хор детской школы искусств исполнил для собравшихся Рождественские колядки. Затем священнослужители поздравили с праздником Рождества лично каждого ребенка и вручили подарки.

Прихожане, принявшие участие в акции, выразили желание регулярно посещать детский дом инвалидов для оказания посильной помощи».

И ещё одно совсем короткое сообщение, как бы продолжающее данную тему нашёл я по ссылке: «www.rostoveparhia.ru/». Опубликовано оно было  21. 03. 2014 под заголовком «Клирик храма Святой Троицы г.  Азова посетил Азовский дом-интернат для умственно отсталых детей». Вот его текст:

«1 марта 2014 г. клирик храма Святой Троицы г. Азова иерей Николай Юрченко посетил Азовский дом-интернат для умственно отсталых детей. Священник причастил воспитанников учреждения Святых Христовых Таин. Затем отец Николай побеседовал с детьми и сотрудниками дома-интерната и передал в дар от прихожан храма Святой Троицы картины Азовских художников».

А вот какой материал под заголовком «В Ростовской области детей-инвалидов обучают компьютерным технологиям» опубликован на сайте информационного агентства «Кавказский узел»:

            «В Азовском доме-интернате для умственно-отсталых детей начались занятия в компьютерном классе. Корреспондент «Кавказского узла» побывала на занятиях и убедилась, что и эти навыки при особом подходе доступны ребятам с нарушенным интеллектом.

По словам директора Азовского интерната Татьяны Левченко, из 326 воспитанников отобраны 30 человек, которые в состоянии освоить компьютер. Компьютеры получены 5 декабря 2008 года по федеральной президентской программе для стационарных учреждений, обслуживающих детей-инвалидов, но обучение началось недавно: воспитателей и психологов тоже необходимо было обучить новым методикам.

В классе - восемь компьютеров со специальным программным обеспечением. Стоимость каждого – 75 тысяч рублей. Клавиатура этих компьютеров необычна. На большие разноцветные клавиши сверху накладывается своеобразная прозрачная решетка, чтобы пальцы детей не «убегали» с клавиш.

«Это специальная клавиатура для коррекционных учреждений, – объясняет психолог Карина Попцова, окончившая дефектологический факультет Московского педагогического института имени Ленина. – Она ориентирована на развитие мелкой моторики рук, что связано с развитием мозговой деятельности».

В классе есть и «учительский» компьютер, с которого можно корректировать действия учеников. В перспективе возможен переход и на нормальную клавиатуру, которая прилагается к каждому компьютеру.

Занятия в компьютерном классе проводятся как групповые, так и индивидуальные. Тема урока, на котором удалось побывать корреспонденту «Кавказского узла», – собирание из пазлов картинок и их раскрашивание. «Так у этих ребят закрепляется понятия цвета и формы предмета. Они уже умеют печатать на компьютере», - говорит Карина Попцова.

Надя Шаруненко, ученица шестого класса, рассказала корреспонденту «Кавказского узла», что больше всего ей нравится печатать на компьютере и рисовать. Занимается она компьютерными технологиями с 2006 года. Утверждает, что учиться легко, так как она быстро все запоминает.

По словам Татьяны Левченко, ведется учет успехов каждого ребенка: что он усвоил, что не усвоил, и на основании проведенного анализа составляется план дальнейшего обучения.

По словам замдиректора по воспитательной работе Азовского дома-интерната Татьяны Самородовой, занятиями в компьютерном классе воспитываются усидчивость и внимание детей, которые эмоционально неуравновешенны. А таких детей в интернате – большинство.

Директор интерната Татьяна Левченко сообщила корреспонденту «Кавказского узла», что ее учреждение составляет заявку на получение статуса опорно-экспериментального по Российской Федерации.

Напомним, что в Ростовской области развивается программа дистанционного обучения для талантливых детей. В рамках этого проекта создан центр дистанционного образования для детей-инвалидов. 70 миллионов рублей направлено на приобретение оборудования, обучение и переподготовку педагогов.

По данным министра общего и профессионального образования региона Игоря Гуськова, в 2010 году обучение начнут 59 детей-инвалидов. В дальнейшем их количество будет увеличиваться.

Автор: Наталья Баженова; источник: корреспондент "Кавказского узла"».

Конечно, всё это не может не радовать. Во всяком случае, начало такому доброму, хорошему, перспективному, многообещающему делу положено. Со своей стороны пожелаем сотрудникам Азовского дома-интерната, их подопечным, а также всем тем, кто во многом, или в малом, случайно, или намеренно, прямо или косвенно оказал, оказывает, или только в будущем окажет им какую бы то ни было помощь, удачи во всех их начинаниях, и в продолжениях – тоже.

2014-04-10
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0190980 от 9 февраля 2015 в 17:55


Другие произведения автора:

Невидимые поезда

Размышления о Сталине

Против лжецов и лицемеров

Рейтинг: 0Голосов: 0598 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!