Последняя Императорская эскадра
Этот эпизод российской истории не стал всеобщим достоянием, так как во времена Советского Союза не считали нужным преподавать в школах историю белогвардейской эмиграции в подробностях. Я и сам узнал послереволюционную историю кораблей Черноморского флота только лет тридцать тому назад. Попытаюсь коротко рассказать об этой трагической странице российской смуты.
Второго ноября 1920 года в
Севастополе с Графской пристани на крейсер «Генерал Корнилов» (бывший «Кагул») прибыл главнокомандующий
барон Врангель и отдал приказ сниматься с якоря. Из Севастополя, Керчи,
Феодосии, Ялты на 132 кораблях уплыло около 140 тысяч человек, не считая
судовых команд. Командовал русской эскадрой вице-адмирал М.А. Кедров. Он занял
своё место после того, как заменил адмирала Колчака на посту командующего
морскими силами в Рижском заливе.
Корабли были сильно
перегружены (в два-три раза). Эсминец «Живой», где было семь человек команды и
250 пассажиров (офицеры Донского полка) затонул. Через неделю пришли в
Константинополь. Солдаты на борту во время перехода в Константинополь
предлагали бриллиант за стакан воды. Турки в Константинополе приносили еду в
обмен на еду и золото.
Ещё в Крыму генерал Врангель
подписал обязательство, по которому все корабли передавались Франции, как залог
в уплату издержек по оказанию помощи русским морякам. Франция выбрала
пристанищем русской эскадры порт Бизерту – свою лучшую военно-морскую базу в
Тунисе, бывшем в ту пору под её протекторатом. Слово «Бизерта» в переводе с древнего
финикийского языка – «гавань, убежище». Городу три тысячи лет, рядом развалины
великого Карфагена. В декабре 1920 года в тунисский порт Бизерта, самую
северную точку Африки, прибыло 33 корабля Черноморского Императорского флота.
На их борту было более пяти тысяч человек. Из них – семьсот офицеров, около
двух тысяч человек команды и около 250 жён и детей. Четыре года они жили в
походных условиях. Учились в корабельной школе, молились в корабельной церкви,
и каждый день поднимали на русских кораблях андреевский флаг.
Из Севастополя в Бизерту был полностью эвакуирован Морской корпус. Уже в самой Бизерте было произведено пять выпусков – подготовлено триста младших офицеров. В 1923-м году тридцать бизертцев стали студентами в Праге. Несколько выпускников Морского корпуса поступили в вузы Парижа.
Если в ноябре 1921 года в
эскадре числилось две тысячи человек, то через полгода их осталось в Бизерте
уже всего лишь тысяча двести. Ледоколы «Илья Муромец», «Всадник», «Гайдамак» и
танкер «Баку», вошли в состав французского флота. Франция продала Эстонии часть
боевого запаса русской эскадры.
Когда команде канонерской
лодки «Грозный» стало известно, что её продадут, то мичманы Непокойчицкий и
Рымша в знак протеста открыли кингстоны и затопили судно, за что их судили и
посадили в тюрьму, где Непокойчицкий совершил самоубийство
28-го октября 1924 года Франция признала СССР – со всеми вытекающими последствиями. Русская колония в Бизерте и Морской корпус прекратили своё официальное существование. 29 октября в Бизерте последний раз прозвучала команда : «Флаг и гюйс спустить!» Так завершилась история последней эскадры Императорского флота России. Шестого мая 1925 года в Бизерте прозвучал сигнал: «Всем разойтись!»
За оставшиеся корабли
начался торг, который по всем статьям опять выиграли французы. В конце 1924
года в Бизерту прибывает советская техническая комиссия. Ее возглавляет красный
военно-морской атташе Евгений Андреевич Беренс, тот самый, который в 1919-1920
годах командовал Морскими Силами Советской России. Конфуз! Его родной брат,
контр-адмирал Михаил Беренс командует эскадрой в Бизерте, уже ничьей, стоящей
вне всяческой юрисдикции, агонизирующей, но все еще существующей.
Старший Беренс вместе с академиком Крыловым работал на судах ничейной эскадры, а младший уехал на время в город Тунис — по просьбе французов и чтобы не компрометировать родственника. Благородно!
Советские технари почти без
проблем договорились с французами. Те еще помнили восхитительный шок от
Генуэзской конференции: фраки и цилиндры красных русских дипломатов, разговоры
о мире и разоружении, французская и английская речь...
Россия тогда блеснула ярко,
неожиданно. Позволила поговорить о долгах. В Бизерте решили: в принципе эскадру
надо возвращать в Севастополь. Но встал вопрос: где ремонтировать корабли перед
походом в уже Советскую Россию? Появился и второй: кто и за чей счет будет
ремонтировать суда?
Ответов не нашлось.
В результате эскадра
осталась на месте. Но постепенно стали исчезать корабли. «Разрезаны на
металлолом» — такова официальная версия исчезновения большинства, в том числе
двух последних — «Корнилова» (бывший «Очаков») и «Генерала Алексеева» (бывший
«Император Александр III»). Эскадры не стало.
Многие уезжали из города. В
1925 году, когда Русский флот закончил свое существование, в Бизерете
оставалось 149 человек. В 1992 году на улице Пьера Кюри жила со своим сыном
лишь одна Анастасия Ширинская-Манштейн, дочь старшего лейтенанта Александра
Манштейна, командира эсминца «Жаркий».
Он и еще 53 русских моряка
навсегда нашли покой на тунисской земле, в том числе на Бизертском кладбище.
Это — особая история. Печальный список хранит имена адмиралов, офицеров и
матросов Русского флота. До самого недавнего времени само кладбище являло
неприглядную картину: порушенные и разбитые памятники и могильные плиты,
заросли бурьяна, стершиеся надписи. Лишь несколько захоронений выглядели
достойно. Упрек нам, всем русским, позабывшим своих предков.
В своей книге воспоминаний
«Бизерта — последняя стоянка», Анастасия Ширинская пишет: «Придет время, когда
тысячи русских людей станут искать следы народной истории на тунисской земле. В
те далекие годы для тунисских беженцев жизнь, как всегда, была связана с
церковью. Русская колония в Бизерте была еще достаточно многочисленна, чтобы
выписать из Франции и содержать православного священника...»
В память о последней эскадре
Российского Императорского флота в 1938 году в Бизерте была построена церковь
(на пожертвования наших моряков и эмигрантов, живших в Тунисе и Франции). На
мраморной доске, установленной внутри храма, золотом выбиты названия кораблей
Русского Императорского флота, пришедших в Бизерту в далеком для нас 1920 году.
Вот этот список:
Линейные корабли: «Генерал
Алексеев», «Георгий Победоносец»
Крейсера: «Генерал
Корнилов», «Алмаз»
Эскадренные
миноносцы:«Капитан Сакен», «Беспокойный», «Дерзкий», «Гневный», «Поспешный»,
«Пылкий», «Цериго», «Жаркий», «Звонкий»,«Зоркий»
Посыльное судно: «Якут»
Канонерские лодки:
«Грозный», «Страж»
Учебное судно: «Свобода»
(«Моряк»)
База подводных лодок:
(транспорт)«Добыча»
Подводные лодки: «Тюлень»,
«Буревестник», «Утка»
Тральщик: «Китобой»
Транспорт «Баку»
(нефтеналивной)
Ледоколы: «Всадник»,
«Джигит», «Гайдамак», «Илья Муромец»
Буксиры: «Черномор»,
«Голланд»
Пароход: «Великий князь
Константин».
На кладбище в Бизерте
похоронено около четырехсот наших соотечественников.
Тысячи православных судеб с
радостью и горестями, слезами и смехом, гордостью, честью, верой и надеждой.
Вечная им память!
Литература:
Никита Кузнецов. "Русский флот на чужбине"
А.Ширинская-Манштейн. "Бизерта.
Последняя стоянка."
"Бизертинский морской сборник" (издан под руководством В.В. Михальского)
Рег.№ 0193569 от 3 марта 2015 в 16:06
Другие произведения автора:
«Наблюдая за англичанами» Скрытые правила поведения
село Нелькан Аяно-Майского района
Андрей Рыжов # 5 марта 2015 в 21:26 0 | ||
|