Дорогие друзья! Более двадцати лет я занимаюсь исследованием творческого наследия писателя Николая Павловича Смирнова, некогда несправедливо забытого и вычеркнуто со страниц литературы и истории. Благодаря просветительской работе, имя этого писателя было "вызволено" из забвения. Сегодня я предлагаю вам краткую информацию об этом удивительном человеке, мастером слова, замечательном писателе и поэте.
От Плеса до Парижа.
Долгое время
имя Н.П. Смирнова талантливого прозаика, поэта, автора многих литературно-
эстетических статей, рецензий, мемуаров было забыто. Широкому кругу читателей
он был известен только как создатель книги «Золотой Плес», а узкому кругу
специалистов как член редколлегии и составитель альманаха «Охотничьи просторы».
В литературном
процессе 20-70-х годов писателю отводилось второстепенное место, часто его
относили к литераторам, имеющим исключительно краеведческое значение.
Творческое
наследие Смирнова обширно и разнообразно, лишь часть собрана в книгах, прочее
разбросано по страницам периодической печати, сборников и альманахов.
Изучением
творческого наследия писателя занимаются многие исследователи, журналисты,
краеведы. Благодаря их исследованиям имя писателя приобретает все большую историко-литературную
оценку. Как показали ученые труды, Николай Павлович является продолжателем
лучших традиций классической литературы 19-20 века. Талант художника слова,
художественный вкус и эстетическое чувство, эрудированность, подлинная
интеллигентность, независимость гражданской позиции, патриотизм, подвижническое
служение культуре России - все это приметы большой личности Смирнова.
Николай
Павлович пришел в литературу из лесного приволжского края, с берегов Волги-
матушки. Он родился в небогатой плесской купеческой семье. Обстановка в родительском
доме в значительной степени повлияла на формирование личности будущего писателя
и страстного любителя охоты. Его дяди были дружны с великим мастером пейзажной
живописи И.И. Левитаном, когда художник жил в Плесе.
Воспитанный на
классическом русском искусстве, восхищавшийся творчеством И.А. Бунина,
живописью Левитана, музыкой С. Рахманинова, Смирнов с юности проникся
способностью воспринимать прекрасное в разных его проявлениях, которая позже
нашла свое отражение в его произведениях.
С 1914 года
Смирнов пробует перо как поэт, автор очерков и рассказов, публикуя свои литературные
опыты в различных изданиях. Уже тогда его первые пробы пера обратили на себя внимание
многочисленного круга читателей. Все его публикации отличались хорошим вкусом,
литературной культурой. В них не было никаких следов модных в то время новаций,
автор оставался убежденным приверженцем традиций русской классики. Читатели
полюбили его статьи о Блоке, очерки о городах Поволжья и необыкновенно
лирические стихи о природе.
С осени 1922 года Смирнов
переезжает на жительство в Москву, где работает сначала в газете «Известия», а
затем в журнале «Новый мир». Он продолжает писать критические статьи, рецензии,
все чаще в различных изданиях появляются его статьи об эмигрантской литературе,
особенно в журналах «Красная новь» и «Новый мир», с которыми он был тесно
связан.
С середины 20-х
годов Смирнов выступает как автор предисловий к ряду книг, возрождает традицию
издания охотничьих сборников, редактируя и составляя альманахи «Охотничий рог»,
«Охотничье сердце», « Охота в русской художественной литературе», «Охотничьи
костры».
В начале 30-х
годов в издательстве « Московское товарищество писателей», членом правления
которого являлся Смирнов, выходят сборники его художественных рассказов и
очерков: «Изумруд Севера», «Теплый стан», «Человек и жена», «Своим следом».
Появление книги
«Человек и жена» в русском зарубежье послужило началом творческих отношений Н.
П. Смирнова с бунинским окружением, книга была замечена эмигрантской критикой,
о ней писал Г.Адамович в обзоре советской литературы в1934 году в парижском
журнале «Встречи». В этом же году
Николай Павлович был принят в Союз писателей СССР.
В начале
декабря 1934 года по ложному обвинению
Николай Павлович был осужден и отправлен в Сибирь, в один из лагерей ГУЛАГа.
Лишь в 1959 году он был реабилитирован и восстановлен в Союзе писателей. По
сути, Смирнов был отлучен от литературы на четверть века.
Важное место в
творческой биографии Смирнова занимает период активного диалога с литературным
зарубежьем / конец 50-х начало 70-х годов/. Общаясь в переписке с литераторами
– эмигрантами В.Н.Муромцевой – Буниной, Г.Кузнецовой, Б.Зайцевым, И.Одоевцевой,
Г.Адамовичем, Ю.Терапиано, Л.Зуровым и через публикации в парижской газете
«Русские новости» со всей эмигрантской общественностью, Смирнов
продемонстрировал отсутствие политических, культурно-языковых, топографических
границ между двумя ветвями русской литературы. Хороший прием повести «Золотой
Плес» литературным зарубежьем явился одной из причин, приведших писателя в
качестве автора- корреспондента в газету «Русские новости». На страницах газеты
Смирнов обращается к темам литературы, искусства, философии, истории и будущего
России. Он становится одним из деятельных пропагандистов наследия И. А. Бунина.
Публикует произведения последнего русского классика на страницах «Охотничьих
просторов», пишет статьи о его творчестве, активно участвует в подготовке бунинских
томов «литературного наследия».
За девять лет сотрудничества в газете
(1961-1970) Смирнов опубликовал в ней более 130 материалов. Он писал обзоры
культурной жизни Москвы, очерки-
путешествия по Волге и Оке, о памятниках Ленинграда и его окрестностей, много
его статей в «Русских новостях» о классиках русской литературы и современных
писателях, публиковавшихся в связи с памятными датами (Л. Толстой, И. Тургенев, А. Григорьев, А.К. Толстой, Е.
Чириков, Вяч. Иванов, М. Пришвин, К.
Паустовский), печатается полемическая статья о времени создания «Слова о полку
Игореве», неоднократно писал Смирнов о Рахманинове, о Камерном театре.
Множество разнообразных материалов опубликовано Смирновым в «Русских новостях»
о Бунине и его творчестве. Это обзоры
литературы о писателе, и на тему «Бунин в советской критике», и собственные
литературоведческие работы, и статьи мемуарного характера - пересказы
воспоминаний людей, близко знавших Бунина (Н.Рощина, Н. Пушечникова). Здесь же он опубликовал ряд
фрагментов из своего дневника (об А.Коонен, А.Таирове, С.Есенине, В.Маяковском,
Н.Зарудине, Б.Пастернаке).В «Русских новостях» Смирнов печатает также то, что
невозможно было опубликовать в те годы в советской прессе: рецензии на книги
эмигрантских издательств, критический разбор романа Набокова «Лолита», статью о
В.В.Розанове и др. Основную же массу публикаций Смирнова в «Русских новостях»
составляет его художественная проза. Это чаще всего короткие рассказы-
воспоминания, в которых, описывается безмятежное дореволюционное детство в
уютном родительском доме в маленьком городке на Волге, таинства охоты,
деревенская природа. Ностальгические ноты, пронизывающие произведения Смирнова,
были созвучны зарубежному читателю- эмигранту, и рассказы пользовались неизменным
успехом, а сама газета была очень популярна и любима, в Париже ее называли
«Парижской правдой». Отмечая заметную роль Смирнова в газете, редакция помещает
несколько материалов о самом писателе и его творчестве.
Один из
журналистов «Русских новостей» А. Дедов утверждал, что очерки и рассказы
Смирнова «неизменно привлекают простотою, легкостью и изяществом языка. В них
живет русский лес, даже русский быт, в них - русский дух, и поэтому книгу
читаешь, как слушаешь рассказ о далекой, всегда дорогой родине.
По-видимому,
настроение рассказов Николая Павловича совпадало с настроением читателей-
парижан, с их тоской по прошлому. Материалы Смирнова вызывали пристальный интерес среди читателей
зарубежья.
Авторство в «
Русских новостях» открыло возможность знакомства для Смирнова со многими
литераторами эмигрантского Парижа, среди которых его, прежде всего, интересовали
лица, общавшиеся с Буниным: Г .Кузнецова, И. Одоевцева, Б .Зайцев, Г. Адамович
и др.
С ними
начинается активная переписка. Русским парижанам Плес дорог еще по «той жизни,
связанной с творчеством Левитана.
Из Плеса в
Париж шли письма, а имя Плеса стало известно в эмигрантских кругах Франции с
60-х годов и вошло в культурный обиход этой среды, в нем угадывались черты
«той» знакомой России, сохранившейся в недрах России советской, и в какой-то
степени примиряющей с ней.
Значение
сделанного Н. П. Смирновым в литературе далеко не ограничивается тем, о чем
говорилось выше. Незадолго до смерти (он умер в сентябре 1978 года) он
подготовил большую книгу мемуаров, в том числе воспоминания об одном из первых
редакторов «рабочего края» - видном советском критике А. К. Воронском
Неоценимый
вклад внес Николай Павлович в совершенствование журнала «Охотничьи просторы»,
издаваемый с 1950 года. Ни у кого не возникло сомнений в том, что литературно-художественный
отечественный дух альманаха «Охотничьи просторы» с самого начала его основания
создавал и поднимал Николай Павлович Смирнов.
В «Охотничьих
просторах» Смирнов выступал как автор многих публикаций. Примечательно то, что
ни в каких других изданиях в послевоенные годы он не проявлялся в этом качестве
столь разносторонне. В альманахе неоднократно появлялись циклы его рассказов и
очерков, здесь же опубликована его научная работа под названием «Охотничий язык как разновидность народной речи». Часто
печатаются его рецензии на новые книги об охоте и природе, а также статьи,
говорящие о сущности охоты и ее влиянии на литературу. Здесь же он опубликовал
несколько мемуарных работ и самое крупное свое произведение – повесть «Золотой
Плес».
В мемуарах Николай Павлович выступал мастером
литературно- психологического портрета, свидетелем многих интересных явлений в
литературной жизни нашей страны.
Николай
Павлович Смирнов сердечно любил наш край своей первой и самой сильной любовью.
Он никогда не порывал с ним связи. А по старой журналистской привычке присылал
иногда из Москвы свои статьи, очерки, стихи в близкие ему газеты «Рабочий
край», «Приволжская новь», а также в « Ленинец » и фурмановскую «Новую жизнь».
Зав. Историческим
сектором Плёсского государственного музея- заповедника
Гайдамак Анна Александровна.
Другие произведения автора:
Подожди, бабье лето...
О родине...
На «дороге жизни»
Это произведение понравилось: