ОСКОЛКИ «СТИХОВ О ФАРФОРЕ»
Как
автор многих критических статей, я не мог не написать о результатах конкурса
«Стихи о фарфоре», который проводил Речицкий фарфоровый завод Раменского района
Московской области. Поэт и химик Михаил Ломоносов перевернулся бы в гробу,
узнав, как воспевают детище его друга Виноградова*, – фарфор, а сам Виноградов
тем более. Почему? Прокомментирую первое попавшееся конкурсное произведение
победителя – Людмилы Громовой.
Сама
земля нам делает подарок
из
чистой мягкой глины недр своих
огонь
в печи так ярок и так жарок,
а
наш фарфор - он лучше мировых.
Технические
трубки и стаканы,
посуда
химиков и чашки для аптек
в
фарфоровой рубашке без изъяна
готовы
нам служить из века в век.
Известна
миру роспись голубая –
цветы
и травы, ягодный узор,
из
года в год, как прежде восхищает
России
гордость – Речицкий фарфор.
Во-первых,
если у стихотворения нет названия, то вместо него ставят звездочки.
Во-вторых,
после каждой строфы (после каждых 4 строчек) оставляют пробел для удобства
чтения. Неужели автор не мог разбить текст на строфы?
«неДР
СВоих». Четыре согласных подряд, из-за чего строка не звучит, плохо
произносится.
«в
фарфоровой рубашке без изъяна». Посуда не может быть в фарфоровой рубашке,
потому что ОНА САМА ФАРФОРОВАЯ!
«Известна
миру роспись голубая». Миру известна не только голубая роспись. Фарфоровую
посуду расписывают всеми основными цветами: голубым, красным, зеленым и желтым.
Технические
трубки и стаканы, – слогов: 11
посуда
химиков и чашки для аптек 12
в
фарфоровой рубашке без изъяна 11
готовы
нам служить из века в век. 10
Нетрудно
заметить, что в строфе – сбой размера. Там, где должно быть 12 слогов, стоит всего
10. Отсюда проблемы с чтением, поскольку нарушена однородность стихотворения.
Второе
стихотворение Громовой еще хуже.
На
всей земле красивей нет посуды,
известен
всем затейливый узор,
необычайное
и сказочное чудо –
Речицкий
удивительный фарфор.
Ласкает
взор глазурь белее снега,
в
рисунке синем – неба акварель,
самой
природы расслабляющая нега
рукой
художника преобразилась в гжель.
Скульптуры,
вазы, чайные сервизы,
тарелки,
блюда, комнатный декор,
горячим
пламенем огня согрет, пронизан
Речицкий
с вековой традицией фарфор.
Название
и звездочки опять отсутствуют, опять нет пробелов между строфами.
«На
всей земле красивей нет посуды,
известен
всем затейливый узор,…».
Первую
часть предложения автор закончил запятой, а существительное «узор» с посудой не
связал. Узор просто витает в пространстве, предоставленный самому себе. Пример
правильного предложения: «На всей земле красивей нет посуды, известен всем ЕЕ
затейливый узор».
«горячим
пламенем». Банальность. Ребенок, и тот знает, что пламя горячее. Поэтесса не
сообщила читателям ничего нового.
«пламенем
огня». Использование одинаковых по значению слов не украшает не только строку,
но и всю строфу. Такое впечатление, что Громова не могла выбрать пламя или
огонь.
«известен
всем затейливый узор». Ритм: -/-/-/-/-/ (горизонтальная черта – безударная
гласная, вертикальная – ударная). В таком случае, в строке «Речицкий
удивительный фарфор» – сбой ритма, потому что ударение падает на первый слог:
/-/-- /-/-/.
«Речицкий
с вековой традицией фарфор». Такая же ритмическая ошибка.
На
всей земле красивей нет посуды, – слогов: 11
известен
всем затейливый узор, 10
необычайное
и сказочное чудо – 13
Речицкий
удивительный фарфор. 10
В
этой строфе нарушен размер – там, где должно быть 11 слогов, их 13.
Ласкает
взор глазурь белее снега, 11
в
рисунке синем – неба акварель, 10
самой
природы расслабляющая нега 13
рукой
художника преобразилась в гжель. 12.
В
этой строфе – и вовсе хаос. Как я уже говорил, отсутствие однородности
отрицательно влияет на чтение стиха. Это лишает его напевности, легкости.
В
моем произведении «Русский фарфор» ни одно жюри не найдет такого количества
ошибок! Привожу для сравнения текст.
РУССКИЙ ФАРФОР
Русский фарфор состоит не из глины,
Кварц олонецкий* – совсем ни при чем.
Труд Виноградова**, пламя лучины –
Вот что в искусстве и ночью, и днем.
Дух мастеров петербургских и гжельских
В чаши и блюда вошел навсегда.
Лучше изделий китайских, немецких
Русский фарфор, – как распятье Христа.
Шум и растущая слава заводов,
Радость по поводу венских наград.
Все, что в судьбе, – от падений и
взлетов,
В русском фарфоре три века подряд.
В нем кузнецовская*** хватка и гордость,
Татлин, Чехонин, Кандинский**** живут.
Нравы людей и истории голос
Нам раскисать никогда не дают!
*Добывался в Олонецкой губернии
(северная Россия).
**Дмитрий Иванович Виноградов, соученик
и товарищ М. Ломоносова. В 1746 году разработал первый русский фарфор.
***Терентий Яковлевич Кузнецов,
совладелец фаянсового завода в Гжели. В 1832 году основал Дулевский фарфоровый
завод.
****Художники, расписывавшие фарфор в
пролетарском стиле. Сергей Чехонин первым соединил эстетику футуризма с
традиционными формами фарфора (во времена СССР).
Следовательно,
я могу оспорить возмутительное решение о распределении призовых мест. Я могу
отстаивать право на первое место, и, конечно, на соответствующий приз.
Жюри
может возразить: зато, мол, в работах Громовой упоминается прилагательное
«Речицкий», необходимое для рекламы заводской продукции. Упоминается, но в
конкурсных условиях не сказано, что авторы должны непременно воспевать речицкий
фарфор. На всякий случай привожу текст объявления:
«Речицкий фарфоровый завод объявляет конкурс на лучшее
стихотворение о фарфоре «Стихи о фарфоре». Победителя ждет ценный приз. Что бы принять участие в этом конкурсе,
Вам необходимо с 1 по 31 августа прислать свое стихотворение о фарфоре на
электронный адрес – shop@rfz.ru 31 августа будут подведены
итоги конкурса. Победитель получит приз от Речицкого фарфорового завода. Кроме
того, самое лучшее стихотворение будет опубликовано на рекламном баннере».
Нигде
нет требования писать о речицком фарфоре!
Возможно,
на фарфоровом заводе никто не разбирается в поэзии, однако жюри, прежде чем
объявить конкурс, могло узнать хотя бы основные критерии оценки поэтических
произведений. Судя по всему, оно это не сделало.
Я
потребовал от руководства Речицкого фарфорового завода внести коррективы в
подведение итогов (согласен разделить первое место с Громовой) и заставить жюри
конкурса публично принести извинения. Хозяева предприятия ответили молчанием, –
видимо, забыв о разуме и совести. Потеряв терпение, написал жалобу в
администрацию Раменского района. На письмо ответили, что «Мероприятие частное,
и администрация не может вмешиваться в его порядок». Не слишком ли много у нас
стало частного добра? Конкурс частный, а значение приобретает государственное,
поскольку поощренное призами барахло читают люди, не имеющие к частной тусовке
никакого отношения. В общем, капитализм запустил свои грязные лапы даже в
святое, – в российскую литературу. Он живет по принципу «что хочу, то и делаю»,
разрушая, а не укрепляя нашу страну.
Даю
ссылку на конкурсную страницу:
*Дмитрий
Иванович Виноградов, химик, изобретатель русского фарфора.
Рег.№ 0246232 от 29 сентября 2016 в 11:15
Другие произведения автора:
Нет комментариев. Ваш будет первым!