ОСКОЛКИ «СТИХОВ О ФАРФОРЕ»

29 сентября 2016 — Александр Рубис


 


 

Как автор многих критических статей, я не мог не написать о результатах конкурса «Стихи о фарфоре», который проводил Речицкий фарфоровый завод Раменского района Московской области. Поэт и химик Михаил Ломоносов перевернулся бы в гробу, узнав, как воспевают детище его друга Виноградова*, – фарфор, а сам Виноградов тем более. Почему? Прокомментирую первое попавшееся конкурсное произведение победителя – Людмилы Громовой.

 

Сама земля нам делает подарок

из чистой мягкой глины недр своих

огонь в печи так ярок и так жарок,

а наш фарфор - он лучше мировых.

Технические трубки и стаканы,

посуда химиков и чашки для аптек 

в фарфоровой рубашке без изъяна 

готовы нам служить из века в век.

Известна миру роспись голубая –

цветы и травы, ягодный узор,

из года в год, как прежде восхищает

России гордость – Речицкий фарфор.

 

Во-первых, если у стихотворения нет названия, то вместо него ставят звездочки.

 

Во-вторых, после каждой строфы (после каждых 4 строчек) оставляют пробел для удобства чтения. Неужели автор не мог разбить текст на строфы?

 

«неДР СВоих». Четыре согласных подряд, из-за чего строка не звучит, плохо произносится.

 

«в фарфоровой рубашке без изъяна». Посуда не может быть в фарфоровой рубашке, потому что ОНА САМА ФАРФОРОВАЯ!

 

«Известна миру роспись голубая». Миру известна не только голубая роспись. Фарфоровую посуду расписывают всеми основными цветами: голубым, красным, зеленым и желтым.

 

Технические трубки и стаканы, – слогов: 11

посуда химиков и чашки для аптек 12

в фарфоровой рубашке без изъяна  11

готовы нам служить из века в век. 10

 

Нетрудно заметить, что в строфе – сбой размера. Там, где должно быть 12 слогов, стоит всего 10. Отсюда проблемы с чтением, поскольку нарушена однородность стихотворения.

 

Второе стихотворение Громовой еще хуже.

 

На всей земле красивей нет посуды,

известен всем затейливый узор,

необычайное и сказочное чудо –

Речицкий удивительный фарфор.

Ласкает взор глазурь белее снега,

в рисунке синем – неба акварель,

самой природы расслабляющая нега

рукой художника преобразилась в гжель.

Скульптуры, вазы, чайные сервизы,

тарелки, блюда, комнатный декор,

горячим пламенем огня согрет, пронизан

Речицкий с вековой традицией фарфор.

 

Название и звездочки опять отсутствуют, опять нет пробелов между строфами.

 

«На всей земле красивей нет посуды,

известен всем затейливый узор,…».

 

Первую часть предложения автор закончил запятой, а существительное «узор» с посудой не связал. Узор просто витает в пространстве, предоставленный самому себе. Пример правильного предложения: «На всей земле красивей нет посуды, известен всем ЕЕ затейливый узор».

 

«горячим пламенем». Банальность. Ребенок, и тот знает, что пламя горячее. Поэтесса не сообщила читателям ничего нового.

 

«пламенем огня». Использование одинаковых по значению слов не украшает не только строку, но и всю строфу. Такое впечатление, что Громова не могла выбрать пламя или огонь.

 

«известен всем затейливый узор». Ритм: -/-/-/-/-/ (горизонтальная черта – безударная гласная, вертикальная – ударная). В таком случае, в строке «Речицкий удивительный фарфор» – сбой ритма, потому что ударение падает на первый слог: /-/-- /-/-/.

 

«Речицкий с вековой традицией фарфор». Такая же ритмическая ошибка.

 

На всей земле красивей нет посуды, – слогов: 11

известен всем затейливый узор,  10

необычайное и сказочное чудо –  13

Речицкий удивительный фарфор.  10

 

В этой строфе нарушен размер – там, где должно быть 11 слогов, их 13.

 

Ласкает взор глазурь белее снега, 11

в рисунке синем – неба акварель,  10

самой природы расслабляющая нега  13

рукой художника преобразилась в гжель.  12.

 

В этой строфе – и вовсе хаос. Как я уже говорил, отсутствие однородности отрицательно влияет на чтение стиха. Это лишает его напевности, легкости.

 

В моем произведении «Русский фарфор» ни одно жюри не найдет такого количества ошибок! Привожу для сравнения текст.

 

                  РУССКИЙ ФАРФОР

 

Русский фарфор состоит не из глины,

Кварц олонецкий* – совсем ни при чем.

Труд Виноградова**, пламя лучины –

Вот что в искусстве и ночью, и днем.

 

Дух мастеров петербургских и гжельских

В чаши и блюда вошел навсегда.

Лучше изделий китайских, немецких

Русский фарфор, – как распятье Христа.

 

Шум и растущая слава заводов,

Радость по поводу венских наград.

Все, что в судьбе, – от падений и взлетов,

В русском фарфоре три века подряд.

 

В нем кузнецовская*** хватка и гордость,

Татлин, Чехонин, Кандинский**** живут.

Нравы людей и истории голос

Нам раскисать никогда не дают!

 

 

*Добывался в Олонецкой губернии (северная Россия).

 

**Дмитрий Иванович Виноградов, соученик и товарищ М. Ломоносова. В 1746 году разработал первый русский фарфор.

 

***Терентий Яковлевич Кузнецов, совладелец фаянсового завода в Гжели. В 1832 году основал Дулевский фарфоровый завод.

 

****Художники, расписывавшие фарфор в пролетарском стиле. Сергей Чехонин первым соединил эстетику футуризма с традиционными формами фарфора (во времена СССР).

 

 

Следовательно, я могу оспорить возмутительное решение о распределении призовых мест. Я могу отстаивать право на первое место, и, конечно, на соответствующий приз.

 

Жюри может возразить: зато, мол, в работах Громовой упоминается прилагательное «Речицкий», необходимое для рекламы заводской продукции. Упоминается, но в конкурсных условиях не сказано, что авторы должны непременно воспевать речицкий фарфор. На всякий случай привожу текст объявления:

«Речицкий фарфоровый завод объявляет конкурс на лучшее стихотворение о фарфоре «Стихи о фарфоре». Победителя ждет ценный приз. Что бы принять участие в этом конкурсе, Вам необходимо с 1 по 31 августа прислать свое стихотворение о фарфоре на электронный адрес – shop@rfz.ru 31 августа будут подведены итоги конкурса. Победитель получит приз от Речицкого фарфорового завода. Кроме того, самое лучшее стихотворение будет опубликовано на рекламном баннере».

Нигде нет требования писать о речицком фарфоре!

Возможно, на фарфоровом заводе никто не разбирается в поэзии, однако жюри, прежде чем объявить конкурс, могло узнать хотя бы основные критерии оценки поэтических произведений. Судя по всему, оно это не сделало.

 

Я потребовал от руководства Речицкого фарфорового завода внести коррективы в подведение итогов (согласен разделить первое место с Громовой) и заставить жюри конкурса публично принести извинения. Хозяева предприятия ответили молчанием, – видимо, забыв о разуме и совести. Потеряв терпение, написал жалобу в администрацию Раменского района. На письмо ответили, что «Мероприятие частное, и администрация не может вмешиваться в его порядок». Не слишком ли много у нас стало частного добра? Конкурс частный, а значение приобретает государственное, поскольку поощренное призами барахло читают люди, не имеющие к частной тусовке никакого отношения. В общем, капитализм запустил свои грязные лапы даже в святое, – в российскую литературу. Он живет по принципу «что хочу, то и делаю», разрушая, а не укрепляя нашу страну.

 

Даю ссылку на конкурсную страницу: http://www.rfz.ru/news/itogi-konkursa-na-luchshee-stikhotvorenie-o-farfore/

 

 

 

*Дмитрий Иванович Виноградов, химик, изобретатель русского фарфора.

 


 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0246232 от 29 сентября 2016 в 11:15


Другие произведения автора:

НЕОБЪЯТНА ГЛАДЬ ПОЛЕЙ

И БЫЛО МАЛО ВОЛШЕБСТВА

В ГОСТИ К ДИКОЙ СЛИВЕ

Рейтинг: 0Голосов: 01056 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!