Обновление венка сонетов

1 мая 2021 — Денис Дорожных
article328750.jpg
 
       Творчество Д. С. Гавриленко многогранно, и в любом его проявлении легко отличается от произведений других авторов. Метафорическая манера письма, необычные эпитеты, антитезы, рифмы, богатство лексики и при этом чистейшие проявления высокой духовности обеспечили своеобразие стиля, которое присуще лишь признанным мастерам.
       Что нового внёс поэт в жанр венка сонетов? Есть имена Вяч. И. Иванова, В. Я. Брюсова, М. А. Волошина и др. Дмитрий Гавриленко опирался на их опыт, вырабатывая собственную концепцию. Святая святых – отказ от шаблонной сухости, внедрение лирического голоса, живого мироощущения через своё «я». В самом начале «Чернобыльского венка» (1988) сказано напрямую:
Воскресшие мгновенья бытия
Приблизились, и время их - настало.
Не будет мне ни жизни, ни житья,
Когда на жизнь пожалуюсь устало.

Когда скажу, что впереди - стена,
А за стеной - пространство из бетона.
Хоть вылези из кожи, но должна
Пробиться речь из вечного затона.


Сквозь прах и страх решительность моя
Решительна, как риск проводника, -
Вот главное среди других мгновений.


Шипя, ползёт из пояса змея,
И цель её - прервать наверняка
Четырнадцать печальных откровений.

       Магистрал же – это итог, заостряющий, сжимающий всё написанное ранее. Архитектоника осталась, хотя Дмитрий Гавриленко счёл нужным отказаться от связанности рифмой первого и второго катрена, перенеся акцент на трёхстишия, объединённые треугольной рифмовкой. Искренность, исповедь, отражение трагизма ситуации только выиграли. Смелый шаг автора в направлении лирической поэмы оправдал себя не эстетической красотой, а художественной убедительностью.
       В дальнейшем поэт отказался от структурных изменений. «Бальный венок» (1997), также имея в составе пятнадцать сонетов, включающем замок, и в трёхстишиях – утвердившийся способ рифмовки, получил более жёсткие связи по сравнению с «Чернобыльским венком» в четверостишиях. С точки зрения поэтической объяснение несложное: вместо трагедии, поднятой небывалой аварией, читатель теперь имеет дело с Пушкиным, увлёкшимся графиней Воронцовой.
       Чувства ссыльного находятся на главном плане; их проявляет бал, позволяющий в рамках тогдашнего этикета выразить сердечные предпочтения. Лирическая не высота, а приподнятость снижена, однако совсем не исчезла. Облик влюблённого очерчен и раскрыт в его творческой ипостаси лирика – не автора романтических поэм и «Евгения Онегина». Поэтому в венке нет-нет да и возникают, вспыхивают строки, будто раскалённые внутренним озарением:
Лелея женщину в своих мечтах,
Он пребывал в рассеянье великом,
Держал её - остался же в руках
Лишь перстень с ярко-красным сердоликом.


Подарок сей запомнится в веках
Таинственным и неподкупным бликом,
Окажется в заснеженных местах
Для ссыльного призывным милым кликом.


Любое заточенье - как подвал!
Вельможа из прославленного рода
Изрёк отборнейших ругательств град


И Пушкина мерзавцем обозвал,
Когда притихла за окном природа,
Закончился роскошный листопад.

       Проявление подобных эмоций в традиционном венке сонетов с окостеневшей формой невозможно. Открытия автора нашли продолжение в «Венке поэту» (2000) и «Божественном венке» (2001). Дмитрий Гавриленко обновил архитектонику и осовременил её, вывел из забвения. Его новаторство осуществлено с явным художественным тактом как по отношению к мировым предшественникам, так и к тем, кто поближе, - отечественным литераторам. Если судить без равнодушия и объективно, то мощь обновления жанра говорит за себя сама: она действительно оставила такие качества, как педантичность, тяжеловесность поэтической строки, в далёком прошлом.
Денис ДОРОЖНЫХ


Иллюстрации: Пушкин и Воронцова.
 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0328750 от 1 мая 2021 в 17:13


Другие произведения автора:

карусели

вечернее

ветер

Рейтинг: +9Голосов: 91302 просмотра
Ирина Антонова # 15 мая 2021 в 05:01 +9
013smile
Денис, я в восторге. Статья убедительно, со знанием дела написана. Не зря вы много времени уделяете новаторству в литературе. Я полностью согласна, что искусство слова не должно топтаться на месте, а идти вперёд, даже если речь о тяжеловесных, сложных жанрах. Спасибо!

Денис Дорожных # 9 декабря 2022 в 05:42 +5
О необходимости движения словесного искусства вперёд согласен полностью. Рад, что моя статья позволила вам сделать такой вывод.)
Добрых дней, Ирина, и весомых удач!!!
Галина Ханецкая # 17 мая 2021 в 11:35 +8
Толковая, значительная по отлично продуманным мыслям статья о новаторстве в старых жанрах поэзии. Об этом мало пишут, спасибо.
Денис Дорожных # 9 декабря 2022 в 05:48 +5
Ваше мнение для меня интересно и значимо. Спасибо за высокую, компетентную оценку проделанной мной работы.
Полина Валерьевна Колокольцева # 6 июля 2022 в 15:01 +7
Ваша статья, Денис, - это умение наблюдать над текстом и думать. Согласна с восприятием Пушкина и венков сонетов выдающегося поэта Дмитрия Гавриленко. Спасибо!
Денис Дорожных # 9 декабря 2022 в 05:55 +5
Полина, рад искренне, что вы нашли время погостить у меня. Ваше тёплое восприятие темы и стихов виновника этой статьи подталкивает к новым трудам, посвящённым поэзии.
Благодарен. Желаю вам добра на исходе года!!!