1
Тайна художественного текста наравне с тайной мироздания, зарождения жизни или
попыткой осознания бесконечности будоражит и приводит в смятение.
И здесь попытка осознания зачастую основывается на догадках. Итак, догадка
первая. Есть несколько «составляющих» художественного текста: одна из них
«механическая» или «материальная». Её можно охарактеризовать «техническими» или
«физическими» терминами – пластичность текста, ритмичность, гармония, структура
и т.п.
Но наряду с ней присутствует самая важная, самая необходимая компонента:
метафоричность! Здесь, во второй редакции этой статьи, я скажу больше –
одушевлённость! И здесь всё гораздо сложнее. Метафора полноценная, живая должна
обладать такими свойствами как точность (меткость). В то же время метафора
должна быть парадоксальна и алогична… Она должна быть многослойной, сочной,
важна её новизна и современность… Она должна быть капризна и алогична, словно
возбуждённая женщина…
Метафора – это королева, вокруг которой, в сущности, и возникает её королевство
– синтаксическая структура, тело. Точнее, они возникают (появляются на
свет!)вместе – как тело и душа… Энергетическая аура, тонкие духовные
тела…Метафора это – душа, живущая порой даже в корявом неловком теле
посредственного текста… Она указывает на способность автора выполнять
проводниковую (или как сейчас модно говорить – медийную…) роль, доносить
астральную информацию в наш мир. Говорить на языке богов… Сжатая, упругая,
хлещущая строка…
А может лучше назвать метафору нервной тканью художественного организма? Кстати
– этот вопрос – пример не метафоры, а её родной сестры – более скромной девицы,
не такой темпераментной, не такой пламенной, не такой безрассудной…. И они обе,
конечно же, присутствуют в сиим наукообразном изложении. Метафора – будоражит,
метафора – волнует, возбуждает. Пожалуй, её силу и её качество можно измерять
количеством психической и интеллектуальной энергии, которую она индуцировала
своим воздействием на сознание человека. Сильная красивая метафора может стать
детонатором интеллектуального взрыва, очередного озарения, гениального
прозрения. Каждый автор знает, что вдохновение часто приходит во время чтения
бессмертных творений…
Помните героев булгаковского «Театрального романа»? «Метафора – не собака! Без
неё голо! Голо!»
И это устами своего героя, хотя и не без доли могильной иронии (которой,
впрочем, пропитан весь этот роман) вопит сам Мастер! Его отчаянный вопль слышен
сквозь десятилетия и его смысл и очевиден и понятен. Михаил Афанасиевич, милый,
конечно, конечно же, вы правы, тысячу раз вы правы! Ох, чёрт возьми, как вы
правы!
2
В манеже лжи
По кругу бежит
Красная лошадь улыбки твоей.
А я неподвижно стою на песке,
Хлыст правды сжимая в руке,
И нечего мне сказать:
Твоя улыбка также верна,
Как правда, что может больно хлестать.
(Перевод Сергея Гуголя)
Искушённый в поэзии читатель, конечно же, узнаёт восхитительный пример
метафоризма из творчества Жака Превера. Я специально взял его, чтобы предметно
поговорить о важности и прикладном значении метафорических исследований. Здесь я
впервые использую этот термин в своей статье. И доселе, кажется, он не
употреблялся нигде. Я говорю о метафоричности как о методе, как об инструменте
психоанализа. В принципе вся теория психоанализа базируется на метафорических
проявлениях в психической жизни человека. Образы, символы живые, наделённые
духом и обладающие аурой творят время и пространство…
Научиться видеть ауру камня или дерева – означает сделать первый шаг на пути
познания, осознания(!)
Это самое простое и доступное - увидеть духовную составляющую и пообщаться с
окружающими нас сущностями, обменятся метафорическими посланиями;. Говорить
можно (необходимо!) на универсальном, понятном во всей вселенной языке…
Здоровайтесь и разговаривайте с деревьями, облаками, реками. Здоровайтесь и
обменивайтесь любезностями с предметами в своём доме и самим домом - это азы
метафорического осознания бытия.
Приход диявола в обличии большевиков был показательным примером борьбы сил ада с
божественным планом устройства и развития Вселенной. Не зря дети ада люто
ненавидели и уничтожали интеллектуальную элиту (…)
Расстрел Николая Гумилёва в Петербурге расставил все точки над і. Всем
очарованным революционной псевдоромантикой стало ясно и абсолютно понятно -
российской державой правит Сатана, и в первую очередь он будет уничтожать тех,
кто наиболее опасен для него(…)
Ещё жив был патриарх Тихон, ещё очередь не дошла до священников, интеллигенции …
Ещё не было знаменитой 58й статьи УК, а в северной столице из нагана уже
расстрелян Он – поэт…
3
Метафоры говорят о многом. Метафоры говорят о том – какова вера поэта, какова
его система координат для оценки жизни, событий, нравов и суждений. Без веры
метафоризация невозможна. Она просто немыслима без слепой фанатической веры в её
необходимость. Но вера должна постоянно и достаточно быстро сменятся отречением,
иначе метафоризация превратится в ваш фанатизм. Фанатизм – это уже не вера, это
нечто абсолютно ей противное и противоположное. Будьте тверды как сталь в своей
вере и будьте гибки как тростник в своём отречении. Маятник – бессмысленен, если
он способен двигаться лишь в одном направлении. Он непременно должен
возвращаться из своего крайнего положения, тогда он будет символом времени. Лишь
это условие делает его тем, чем он есть… Метафора – двигает время, без метафоры
мироздание мертво, материя мертва и недвижима, бесконечная трансформация
застывает. Это и есть философский аспект метафоризма.
Метафоризм - это и есть творчество. Целое стихотворение, либо рассказ - это
метафора. Метафора, созданная творцом во время метафорического акта творения.
Только в этом (и никаком другом) мы можем говорить о создании художественного
произведения. Художественного – значит живого, значит метафорического, значит
экзистенциального. Каждая отдельная фраза - художественного текста должна быть
метафоричной, должна трепетать и изгибаться в объятиях сознания. Она должна
вызывать резонанс, первичный нейронный импульс – это и есть физиологический
аспект искусства. Волновать, возбуждать, заставлять чаще биться сердце, давать
надежду на жизнь вечную не для плоти, но для духа…
Какие же свойства у метафоризма? Пожалуй, в первую очередь я назову –
непроизвольность. То есть метафоризм – это сфера деятельности подсознания.
Подсознание – свободно от рефлексов и антропогенных надстроек. Оно осуществляет
свою деятельность лишь по космическим, если угодно по божественным законом. Не
нужно будить спящую собаку, не нужно искать чёрную кошку в тёмной комнате.
Бабочке не нужно знать, как устроены её крылья…
Метафоризация – это оживление, анимация. Без отдачи своей жизненной энергии
невозможно создание метафоризированого текста. Энергия может быть со знаком
минус, либо энергия положительная – это всё равно, но она должна присутствовать,
она должна быть передана поэтом, вплетена в органическую ткань его произведения.
Литературная мертвечина часто попадается нам. Красивые гладкие фразы,
«правильные» умозаключения часто сдобренные бисером вычурных терминов… Но лоск
фраз отталкивает, а приторная мораль вызывает тошноту. Никто не желает ложиться
в постель с трупом, никто не желает с ним интимной близости. Почему же тогда
тысячи литературных трупов стоят на прилавках и тысячи шаманов-литературоведов
вопят о талантливости их авторов? Это тот же бизнес на крови – это та же
торговля оружием и наркотиками, только более страшная, более преступная, более
извращённая… Это – социальный аспект…
Убийцы и отравители душ успешно добиваются всяческих преференций: формального
одобрения общества, власти и материальных благ… О, боги, да услышьте! Отнимите у
них слово, наложите печать на их уста!
4
Академические тенденции к сужению и примитивизации метафорических проявлений в
литературном творчестве – вполне объяснимо. Вполне объяснимо желание очкастого
заплывшего жиром доцента разбирать и критиковать бессмертных, вооружившись тупой
и бездарной методологией и понятными ему (доступными благодаря своей
примитивности и выхолощенности определениями). Представьте себе
среднестатистического доцента или профессора – семейные трусы, кухня, жена,
борщ, пошлая любовница (с мочалкой в руках!)… Зачем ему отрываться от затёртых
учебных пособий и «незыблемых» истин услышанных им ещё на совковой студенческой
скамье? Пропахшие луком конформисты не создавшие в своей жизни ни одного (ни
одного!) художественного текста учат (уродуют!) своих последователей… Здесь так
и подмывает пуститься в пространные размышления об «университетской», а по сути
своей лагерной системе образования в России и прилегающих к ней её осколках…
Кровь от крови, плоть от плоти институтско-парткомовской… Смрад,
посредственности и ничтожества…
Вот и талдычат они повсюдно и бездумно как истуканы: метафора – это «перенесение
свойств одного предмета (явления) на другой по принципу сходства, т.е. на
основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов; скрытое сравнение,
уподобление…» Примитивное, механистическое и абсурдное толкование!
Кощунственная, люмпенизированная ересь! Ни одного намёка на духовную природу
метафоризма! Глиняный мёртвый уродец, гомункул, о котором можно толковать,
наевшись борщу с луком! Говорить о метафоре на этом «навозном» языке, всё
равно, что повторять параноидальную теорию Дарвина и искать свои корни в
обезьяньих стаях… Совковое толкование метафорических проявлений ещё долго будет
калечить многотысячные армии «специалистов» филологов…
Впрочем, конченность и идиотизм классической совдеповской школы – факт давно
доказанный и не требующий столь обширных моих нервно-конвульсивных излияний.
Всё! Считайте, что их не было, и вы их не читали! Давайте лучше вспомним
знаменитую цитату из статьи Бориса Пастернака «Замечания к переводам Шекспира»:
«Метафоризм – естественное следствие недолговечности человека и надолго
задуманной огромности его задач… [Он] вынужден…объясняться мгновенными…
озарениями… Это и есть поэзия. Метафоризм – скоропись… духа”.
Мгновенное озарение, вспышка молнии – вот что приближает к истине, ради которой,
в сущности, и совершает человечество многие века титанический литературный труд…
© Copyright: Сергей Кардашов, 2010
Другие произведения автора:
ночная охота на моль
и как будто печаль
Это произведение понравилось: