По материалам этнографических
исследований
г. Плеса и его округи.
А.А.Гайдамак
К истории возникновения и сохранения
некоторых традиций в свадебном обряде Плеса и его округи.
В течение 15 лет я собирала этнографические материалы, проводя
многочисленные беседы с информантами, исследуя частные архивы, дневниковые
записи. В результате всех своих наблюдений
собрала богатейший материал, позволяющий понять происхождение многих интересных
моментов свадебных традиций.
Мои исследование свадебного обряда
жителей Плеса и его округи содержит новые сведения о некоторых моментах
свадебного сценария и проливает свет на многие причины возникновения отдельных
моментов свадебной обрядовости, традиций, поверий. Вместе с тем мне удалось
выяснить истоки свадебных традиций, в частности Плеса. Я не ставила своей целью проследить и
проанализировать все традиции свадебного действа, а лишь те, которые характерны для Плеса и его округи.
Пятнадцать этнографических экспедиций
дали достаточный материал для того, чтобы сейчас часть его представить в этой
статье.
В результате исследований было
установлено, что до 50-х годов 20-го столетия на базарной площади Плеса
существовала традиция выбирать невест. Происходило это два раза в год, на
Петров день,12 июля, и на Покров 14 октября. Все действо происходило на
специально отведенном месте, называемом « невестин ряд». Девушки, принимавшие
участие в этом обряде были ограничены тремя условиями: 1- возраст, от 16 до 19
лет ( после 19 девушку называли перестарка, она не могла уже больше участвовать
в этом обряде, если же девушка засиживалась до 25 лет,- ее называли вековухой,
она могла рассчитывать на помощь очень опытной свахи); 2-е условие – коса,
длиной до колена, недостающую длину разрешалось искусно приплетать. С
незапамятных времен у многих народностей по длине, толщине косы судили о
здоровье девушки. «Коса,- вот главное приданное невесты»- говорили в народе.
3-е условие,- наличие большого количества рукоделий, как доказательство
трудолюбия и усердия.
Впервые этот обряд описал в с своих
дневниках известный балетмейстер 19 века Адам Павлович Глушковский, который в
1913 году был эвакуирован вместе с балетной школой из Москвы в Плес.
Первые же его наблюдения за 12 июля
1813 года дали представление о вышеупомянутом обряде: « Понравившуюся девушку
молодой человек одаривал подарком,- лентой, гребнем, пряником. Подходил с
поклоном, если девушка принимала подарок, происходило первое знакомство, если
отказывалась, молодой человек выбирал другую».
Опросы информантов подтвердили
существование этой традиции до середины 50-х годов 20 столетия.
В исследуемых материалах
зафиксирован момент знакомства молодых, сватовства и сговоров, которые не имеют
ничего общего с ритуалами свадебной обрядовости соседних регионов ( Кострома,
Владимир, Ярославль) и более поздними ритуалами, а именно конца 40-х годов 20
столетия. Привлечение научных и
этнографических материалов по свадебному обряду из других регионов проливают
свет на то, что свадебный обряд жителей Плеса и его округи имеет некоторые
отличительные особенности, хотя в целом весь обряд не отличается. Он охватывает
досвадебный период- знакомство; предсвадебный / сватовство , сговоры, смотрины
приданого невесты и дома жениха, девичник, баня/, собственно свадебный /
одевание невесты, заплетание косы, прощание с родителями, благословение, увоз
«имения» в дом жениха, встреча свадебного поезда, выкуп невесты, проводы
невесты, проводы молодых, венчание, встреча молодых в доме жениха, свадебное
застолье, ритуалы свадебного веселья, проводы молодых на покой. Второй
свадебный день состоял из следующих этапов : подъем молодых, смотрины постели,
заплетание кос молодухи, умывашки, битье горшков, угощение на улице, посещение
родителей невесты, отводины.
Выбор невест на базарной площади давал начало свадебному
сценарию, а сама традиция своими корнями
уходит в глубокое прошлое и заимствована у других народов. Вавилоняне,
например, за 2 тысячи лет до Р.Х., выводили на городскую площадь « однажды в
год продавать жен и девиц»; во Фракии, за 1500 лет до Р.Х. родители выводили
взрослых дочерей на торг и продавали. Геродот в первом жизнеописании скифов упоминает о древнем обычае Енотов,
пришедших из Иллирии, покупать девиц. Девушки, достигшие совершеннолетия, сходились в сопровождении своих
родителей в одно место, туда же стекались молодые люди, и вообще мужчины, и
покупали девиц. Доныне в Константинополе, Египте и на многих азиатских базарах
производится торг девицами- невольницами, которые покупаются богачами для своих
гаремов. На Руси эта традиция была
частым явлением в городах Поволжья, так, как с начала 12 века Волга являлась главным
торговым путем, по которому доставлялись товары в Россию и Европу через города- гавани, каковым являлся и Плес.
Купцы привозили с собой не только экзотические товары, но и всевозможную информацию, которая прочно
оседала в народе.
О покупке невест поется в
свадебных причетах и песнях:
… Братец,
постарайся,
Братец,
поломайся!
Не продавай
сестру-
Ни за рубль,
ни за золото.
(
Собрание свадебных песен Нефедова ).
Или:
…Едут бояре
товар покупать,
Едут бояре
нашу Машу торговать.
Уж ты, батюшка
родной, постарайся,
Ни на
злато, ни на серебро не соглашайся.
( с. Сидоровское, Костромская обл. Записано
со слов
информантки Акимовой В.И., 1919
г.р.)
Традиция выкупать
невест повсеместно сохранилась в современном свадебном обряде.
Говоря о заимствовании обычаев
русскими, отметим, что русский каравай, как символ бракосочетания, заимствован у римлян. Однако, у других
народностей,- немцев, татар, англичан, поляков и других народов Европы, тоже
заимствованы традиции свадебного обряда, как например цвет свадебного платья у
невесты. До середины 19 века в свадебном костюме невесты и жениха в день
свадьбы большое значение имел красный цвет: красная юбка, красная понева,
красная шуба, красный пояс, красный кафтан, полотенце, вышитое красными
нитками. Подтверждение тому можно найти в литературе,- Ю.Миролюбов «Сакральное
Руси», А.П.Чехов «Свадьба» и многих других авторов.
К середине 19 века национальные
русские обряды остались жить только в крестьянской среде, а дворянство
вследствие реформ Петра Первого интенсивно европеизировалось. Подтверждение
тому можно найти в литературе, живописи, народном фольклоре. В полотнах русских
живописцев, например в картине В.М.Максимова « Приход колдуна на крестьянскую
свадьбу», А. Г. Убиган «Русская свадьба», А.П.Рябушкина «Свадебный поезд в
Москве ХУП столетия», И.П.Аргунова «Портрет крестьянки в русском костюме»,
можно проследить наличие красного цвета в свадебном обряде. В русских народных песнях мы тоже нашли
подтверждение тому:
Не шей ты мне,
матушка
Красный сарафан,
Не входи,
родимая
Попусту в изъян!
Рано мою косыньку
На
две расплетать!
Прикажи
мне русую
В
ленту убирать. ( На Руси девушки заплетали одну косу, женщины – две косы.)
В другой песне, записанной в д. Ново-
белые Камни (Костромская обл.) в 1997 году, со слов информантки В. И.
Сундуковой поется:
Во саду
девка гуляла, красоту теряла,
Красоту девка теряла, калину ломала.
На девке на
нашей сарафан кумашный,
Сарафан
кумашный, работы домашней. ( Красота- символ свободы, на второй свадебный день всем гостям раздавали сладкие ягоды калины. Сарафан кумашный –
красный.)
Во многих местах, в том числе и
Плесе, свадебные чины и гости до сих пор украшаются красными лентами, бантами,
свадебное обрядовое полотенце вышивается красными нитками. Траурным был белый
цвет. Подтверждение тому можно найти в некоторых литературных источниках,
например, в поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» Дарья, провожая мужа в
последний путь,
Шагала,
глаза ее впали
И был не белей ее щек,
Надетый на
ней в знак печали,
Из белой
холстины платок.
Под влиянием западно- европейской
моды цвета изменились. Традиционным свадебным стал белый, а траурным- черный
цвет, хотя в похоронном ритуале можно увидеть наличие белого цвета.
Само слово свадьба, как и многие
элементы свадебного обряда, пришли к нам из древней Греции и Рима. В греческих
и римских обрядах бракосочетания использовались венки, обручальные кольца,
покрывала ( вроде нашей вуали или фаты), соединение рук, свечи, свадебные дары
и пр. Венера, как покровительница браков и союзов любви, называлась Свада и
Бабиа ( свада- свадьба бабиа – баба). До наших дней дошли некоторые повсеместные
традиции, в том числе и в Плесе, связанные с осыпанием молодых хмелем, зерном и
деньгами. Смысл этого обряда понятен: чтобы молодые жили счастливо, сыто и
богато.
Поскольку в нашем городе постоянно
происходила миграция, исконно плесские традиции в свадебном обряде сохранились
немногие, чаще можно встретить традиции, заимствованные из других регионов,
дошедшие до наших дней в измененном виде. Однако, исследуя материалы опроса
старожилов, стал очевиден тот факт, что местные традиции в свадебном обряде
устойчиво бытовали, передаваясь из поколения в поколение и дошли до 70-х годов
20 столетия.
Во всем свадебном сценарии очень
много любопытных моментов, имеющих свои особенности. Интересными и
отличительными являются следующие: на девичнике подружки невесты наряжали
«девью красоту», для этого брали маленькую елочку и украшали ее разноцветными бантами из атласной ленты.
«Красоту» ставили в «красный «угол до приезда жениха. Ее тщательно охраняли, не
позволяя никому прикасаться к ней. Когда заканчивалась церемония выкупа
невесты, жениху и его свите выносили «девью красоту». Ее тоже выкупали и
передавали младшей незамужней родственнице со стороны жениха. В некоторых
населенных пунктах Костромской области «Девья красота» выглядела иначе:
красивый бант из голубой атласной ленты, укладывали на блюдо, крестная мать
невесты передавала его над дверным проемом жениху. Далее, как и в первом
случае, «красоту» передавали одной из девушек, родственниц со стороны жениха. В
ярославской области подружки невесты украшали ветки березы цветами, лентами и ставили эту « девью
красоту» у ворот дома перед приходом жениха, « красоту» также выкупали и
ставили на свадебном столе, по окончании свадебного пира «красоту» отдавали
младшей сестре невесты или кому- то из подружек. Об этом действе в народе
сложено множество песен, причетов:
Красуйся,
моя красота,
Веселись,
моя голова,
Радуйся,
ретиво сердце,
Покамест-
то я молода. / Из свадебного причета
Вологодской губернии/
Вот идет
поп с крестом,
Унесет
мою красоту с венцом.
Красота,
моя ты девичья,
Куда ты
от меня денешься?
И руса
коса моя разовьется
Надвое
расплетется… /Из свадебного причета
Нижегородской губернии/
Красота,
ты моя красота!
Не долго было
тебе красоваться.
Бросят
тебя, красоту
Во
широку речку,
К какому
берегу ты прибьешься,
Кому,
красота, ты достанешься…/ Из свадебного
причета г. Плеса./
Другим не менее интересным моментом
является одевание невесты перед приездом жениха: подружки прятали в ее одежде
кусочек туалетного мыла, этим мылом мыли новорожденных детей. Особое внимание в
свадебном обряде уделялось косе. На
протяжении веков повсеместно, в том
числе и в Плесе, существовала традиция заплетания - расплетания косы, дошедшая
до наших дней, хотя и в измененном виде. При заплетании косы, в пряди вплетали острые мелкие предметы: иглы,
булавки и другие предметы, выполняющие роль оберегов. Эта традиция была
распространена не только в крестьянских свадьбах, но и в княжеских и царских.
При заплетании кос высокопоставленным невестам в пряди вплетали жемчуг, золото:
Рассыпайся, коса руса,
По
единому волосу.
На всяком на
волосе –
По
жемчужине скаченной,
По
золотой по проталинке. / Из свадебного причета
Костромской
губернии/
Кроме того, косу искусственно удлиняли, а
нести ее во время свадебной церемонии приглашали девочку лет 5-6. В современном
свадебном обряде длинную фату невесты тоже помогают нести дети. С конца 80-х
годов в русском свадебном обряде вместо букета цветов, это могли быть розы,
гладиолусы и другие цветы, появляется специально оформленный свадебный букет
для невесты. В конце первого свадебного дня невеста, как и в западно-
европейском сценарии, бросает свой букет в толпу девушек. Эта традиция
заимствована сравнительно недавно. Очевиден тот факт, что мы невольно
продолжаем заимствовать иностранные традиции, забывая свои.. Повсеместно исчезла другая традиция первого
свадебного дня, когда невеста трижды меняла свадебное платье. К сожалению, едва
остались следы прежних свадеб, особенно
в городской среде, и должно сказать к чести крестьянского сословия, что оно еще
бережет предания старины
На протяжение веков сохранилась еще
одна традиция – воровать невест. В древние времена вменялось молодым людям в
особую честь приобретать жен воровством. Молодой человек мог иметь девицу своей
женой не прежде, чем украдет ее. В современном свадебном обряде Плеса и его
ближней и дальней округи сохранилась эта традиция в ином виде : гости со стороны невесты пытаются
украсть невесту, а жених потом должен платить выкуп.
Свадебный обряд- центральный среди
семейно- бытовых обрядов, сопутствовавших жизнь русского народа, поэтому на
протяжении многих десятилетий к этому обряду было и остается пристальное
внимание ученых- этнографов.
Другие произведения автора:
желанная гостья
Расстрельная ночь
Поэтическое переложение картины И.Левитана "Цветущие яблони"
Это произведение понравилось: