Италия.Реджо Эмилия.Флаг Италии и гимн Польши.

17 декабря 2013 — Андрей Мудров

(из книги «ДЕТИ ЯНУСА»)

Реджо Эмилия.В повседневной жизни этого итальянского города всегда найдешь свидетельства того, что в древности его территория принадлежала предкам французов — галлам.Как ни странно, представители разных народы, восходящих к одному и тому же племенному стирпу, культивируют во времени, независимо друг от друга, одни и те же традиции и предпочтения.Не говоря уже о том, что местный диалект — в различных аспектах — ближе к французскому, нежели к итальянскому языку, в местной кухне традиционны лягушатина и улитки, а из вин предпочтение отдается шампанизированным.
Муниципалитет.На мемориальной доске при входе в зал, где проходит заседание коммунального совета высечено: " В этом зале  муниципального дворца 7 января 1797 года Циспаданский конгресс  учредил республиканский триколор, вверяя его потомкам и истории во имя свободы и процветания Италии…”- в памяти всплывает скульптурная голова галла, не смирившегося с римским владычеством.   
По заказу герцога Франческо III в начале 80 годов XVIII века  этот зал был построен  Лодовико Болоньини как помещение для архива герцогства.Но вскоре выяснилось, что он не пригоден для этой цели, и его отдали под склад.
В это время  земли Италии были театром быстрых и глубоких политических перемен. Правда, перемены эти не касались территорий, принадлежавших роду Эсте, к которым относился и Реджо Эмилия: земли Моденского герцогства выделялись на фоне обновляемой  Северной Италии своей мрачной отсталостью и нищетой.
Весной 1791 года  открытие театрального сезона халтурно поставленым спектаклем стало поводом  для первого шумного социального протеста реджанцев: недовольство работой импресарио Гедини, находившегося под покровительством фаворитки герцога Эрколе III, быстро переросло в площадное возмущение несправедливостью властей.     В городе образовались две противостоящие партии: кодинцы и якобинцы.
В 1796 году, когда войска Наполеона вошли в Италию, герцог Модены Эрколе III бежал с казной в Венецию, передав власть своему сводному брату Федерико Бенедетто д‘ Эсте. Моденцы заключили с Наполеоном перемирие, а реджанцы стали требовать, согласно статуту 1409 года, самостоятельности для своего города.
Недовольство зависимостью от Модены, обостренное принесенными  из Франции  веяниями свободы, распаляло горожан Реджо Эмилии — и 20 августа 1796 года  простой спор моденского гренадера с реджанской зеленщицей из-за цены на пучок салата вылился в стычку горожан с солдатами, в которой погибли несколько человек и которую впоследствии историки  назовут "реджанской революцией.”
Но стремление реджанцев к независимости нашло сиятельную поддержку: "Я с живым интересом наблюдал, отважные жители Реджо Эмилии, за вашей устремленностью и вашей смелостью. Вы движитесь к свободе неуклонно и решительно, что вознаградится счастливыми успехами. С первых шагов вы непоколебимы, а некоторые горожане уже обагрили своей кровью свободу  Родины.
Смелей, отважные жители Реджо Эмилии, формируйте Батальоны, беритесь за оружие! Пора Италии присоединиться к свободным — и могущественным — Нациям. Подайте пример — и вы заслужите признательность потомков.
                                                              БОНАПАРТ”
При покровительстве Наполеона в Модене собрались 100 депутатов от 4 эмильских городов — Болоньи, Феррары, Модены и Реджо Эмилии. Вотировалось учреждение Циспаданской Конфедерации и было избрано временное правительство каждого из ее участников. Модена и Реджо Эмилия составили единую администрацию, в которую вошли 9 представителей от первого города и 8 — от второго.
В конце того же года было решено созвать новый конгресс эмильских республик для формализации новой государственной действительности. Заседание первого в современной истории итальянского парламента состоялось 27 декабря 1796 года в помещении, где  герцог Моденский  еще недавно намеревался разместить свой архив. Под свист и шум доносившийся с улицы было решено отказаться от идеи конфедерации и основать единую и неделимую Циспаданскую Республику. В качестве ее эмблемы был принят штандарт с горизонтальными — белой, красной и зеленой — полосами, в центре которого был колчан с четырьмя стрелами, символизирующими основавшие республику города. Энциклопедист Марко Джузеппе Компаньони, взяв за основу опыт Франции, разработал  конституцию новорожденной республики. А  территория Циспадании, опять-таки по примеру заальпийских соседей, была разделена на 10 департаментов, каждый из которых получил называние от протекающей по нему реки.
На жизнь циспаданского парламента не была долгой: Наполеону не удавалось контролировать его деятельность должным образом, и поэтому парламент был распущен, а 19 мая 1797 года в Милане  — созван новый. Реджо Эмилия, Модена, Масса и Гарфаньана как единое целое вошли  в состав Цизальпинской Республики; ее флаг оставался бело-красно-зеленым, но полосы были расположены вертикально.
В Реджо Эмилии это вызвало недовольства, на которые Наполеон ответил роспуском муниципального совета.   В состав нового совещательного органа вошли 9 человек, среди которых Моисей Вениамин Фоа‘- первый в истории города еврей, допущенный к власти. Вскоре принципы равенства, провозглашенные Французской Революцией, смели ворота городского еврейского гетто, и правительство Реджо Эмилии стало призывать горожан быть терпимыми по отношению к евреям. Им, правда, еще запрещалось вступать в городскую стражу, и дети их должны были учиться в отдельных школах.
В конце июня 1797 года крестьяне из западных пригородов Реджо Эмилии подняли восстание против буржуазной власти. Чтобы сдержать их, городской стражи оказалось недостаточно, и тогда обратились за помощью к французам. В Реджо Эмилию во главе с майором Петром Вержбицким поспешили 400 польских волонтеров. А 3 июля, когда восстание уже было подавлено, в город, возглавляя 600 солдат, из Болоньи прибыл  командующий польскими войсками в Италии генерал Генрик Домбровский. Он расквартировался  неподалеку от палаццо  епископа, и 10 июля 1797 года под окнами его преосвященства впервые была исполнена " Мазурка” Домбровского, которая впоследствии стала национальным гимном Польши.

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0148859 от 17 декабря 2013 в 07:47


Другие произведения автора:

Весна какая-то чудная...

Оценка кинокритика

Никто не любит

Рейтинг: 0Голосов: 0488 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!