Италия. Придорожные надписи.

14 декабря 2013 — Андрей Мудров
( из книги "ДЕТИ ЯНУСА")

По всей арке моста, выгнувшегося над автострадой, огромными буквами в "спреевом шрифте”  чья-то рука вывела: " Я тебя люблю”.
• Как же они это намалевали?- cпрашивают хором Капитаны.- Ведь оттуда навернуться можно так, что костей не соберешь.
• Когда возводишь монумент своим чувствам об этом не думаешь.
• То есть ?
Традиция придорожных надписей в Италии восходит к древнему Риму, где согласно обычаю могилы располагались вдоль дорог и  эпитафии таким образом  были обращены к путникам, на манер современных рекламных щитов. " У людей, товаров и идеологии есть одна общая насущная потребность — врезаться в человеческую память,- заметил кто-то из социологов.- О чем  по сути просят Данте души умерших? Всего лишь о рекламе.” Нужно добавить: в сегодняшнем значении этого слова.   Сегодня слово "реклама”, во всяком случае в русском языке, воспринимается как выражающее положительное понятие, а отголоски отрицательной семантики его корня слышны лишь в слове "рекламация”. В латыни же "рекламировать” в первую очередь значило: "громко возражать”, "криком выражать неудовольствие”. Словом, вопить. Так вопили с камня и  римские эпитафии. Несомненно, в воплях этих главным было желание врезаться в память. Эпитафия была неосознанным протестом  смерти, своего рода непрерывающейся связью с жизнью. "Остановись, о путник, и прочти”- этот призыв с античных надгробий не был простой стилистической формулой, "поскольку, как пишет французский историк Поль Вайн, если какой-нибудь покойный в эпитафии проклинает, например, своего либерта или свою дочь, то он делает это не для того, чтобы умерить свой гнев, а для того, чтобы о его проклятии стало известно всем”. Втягивая  путников в чтение эпитафии,  умершие как бы  продолжали  жить земной жизнью,  продолжали разбираться в своих   делах.  Ну а так как дела  в большинстве своем  были у римлян именно земными,  а пословице предки итальянцев  не следовали  — и сор из избы выносили, то и камни многих надгробий были испещрены резкими обличениями и обвинениями родных и близких, друзей и рабов, клиентов и хозяев, врачей и поваров. Читателей  обдавал густой  поток  земных определений, и могло показаться, что загробный мир где-то совсем рядом или что его нет вообще.  Протест, по сути выдвигаемый смерти, парадоксальным образом превращался в рекламацию, предъявляемую жизни.  Как врезаться в память, что провопить – каждый  выбирал по своему усмотрению. Так на плите одной римской проститутки было высечено:  " Наконец-то я могу лежать, не раздвигая ноги! ”   
Но если древние придорожные  надписи, подобно сегодняшним рекламным щитам, предназначались для путников, то современные придорожные спреевые фразы в большинстве своем представляют собой, как считают специалисты, "монументализацию  чувства или события для личного пользования”, и читатель для них в общем-то и не обязателен...  Это крик, ни к кому не обращенный…  
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0148486 от 14 декабря 2013 в 11:25


Другие произведения автора:

Единственно правильные слова

Версия

Слез с коня Абубакр

Рейтинг: 0Голосов: 0415 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!